Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пережиток будущего

Архив
автор : Анатолий Левенчук   29.02.2000

Я предвижу жуткий флейм, порожденный этой колонкой. Поэтому сразу замечу: описанные в тексте процессы никак не подпадают под определения "воровство" и "грабеж". Информация - это не вещь, украсть можно лишь физический носитель информации. Нет невидимых ниточек, привязывающих насвистывание мною песенки к автору мелодии, это фантазии и надежды авторов и издателей. Надуманность "жесткого" копирайта сегодня, на пороге цифрового будущего, становится все более очевидна.


Нынешнее законодательство о копирайте я всегда сравниваю с известной 78-й статьей Уголовного кодекса советских времен, запрещавшей совершать сделки с валютой под страхом немедленной отправки граждан, желающих вкусить заграничного капитализма, на вкушение прелестей отечественной пенитенциарной системы. С законодательством о смежных правах (копирайте) сегодня творится то же самое: все делают это, хотя соответствующие статьи из уголовного кодекса еще не успели убрать.Народ терпеливо ждет, когда эти статьи постигнет судьба статей валютных, и потихоньку копирует книги, программы, музыку и видео. Маленькая, но злая когорта издателей терпеливо ждет, когда копирайт внесут на штыках в народные головы. Но копирайт, рассматриваемый как общепринятый в недалеком будущем, вполне может оказаться в этом будущем пережитком.

Правда, силовым органам советского государства отслеживать валютные сделки было проще, ведь валютные ларьки не попадались на каждом шагу. А вот Интернет и CD-R-драйвы сегодня распространены гораздо шире, чем даже обменные пункты. Далее ограничусь в своих рассуждениях только музыкой - хорошим настроением по 25-70 Мбайт/песня, причем безо всякого портящего музыку сжатия.

$170 за качественный и быстрый драйв и $10 за коробку из десяти чистых болванок окупают приобретение CD-R-технологии на первых же десяти компакт-дисках, взятых не в фирменном магазине, а из коллекции соседа. К тому же сосед угостит чаем и побалует неспешным разговором, а магазин этого точно не сделает. Сосед не возражает против того, чтобы дать диск на денек-другой, а магазин боится проката как огня.

Раньше в экономику домашнего коллекционного дублирования аудиодисков вмешивалась только стоимость затраченного на копирование времени, один час которого даже при небольшой зарплате в $210 и десятичасовом рабочем дне стоит столько же, сколько дисковая болванка, - $1. Сложнее, если зарплата коллекционера составляет $2100 и скопировать ему нужно десять дисков. За день такой коллекционер зарабатывает $100, поэтому он может колебаться: купить ли десяток фирменных дисков или за сравнимую сумму изготовить их самому. К счастью, технология не стоит на месте, и копирование 74 минут аудиозаписи занимает сейчас всего около десяти минут. Восьмикратная победа над копирайтом.

А только что пришло радостное известие: уходить от копирайта стало возможно с 12-кратной скоростью. Один диск - за шесть минут, все десять - за час (одновременно копируются буклеты, благо цены на сканеры и цветные принтеры уже давно не кусаются). При таких скоростях, ценах и удобстве перестает сомневаться коллекционер с любой зарплатой, и даже внеэкономические методы, грозящие узаконенным насилием за подобные действия, его не смущают, а только вызывают глухое раздражение. Законы должны соответствовать жизни, а не жизнь должна следовать надуманным законам.

Вялая дискуссия (см. www.libertarium.ru/libertarium/intprop) со сторонниками "жесткого" копирайта продолжается уже давно, но с обеих сторон интерес вполне коммерческий. Поэтому одни зовут на помощь полицию, а вторые - всю мощь компьютерной и связной промышленности. Пожалуй, неравная схватка.

Экономика музыкальной отрасли изменится, но музыки от этого не станет меньше, и сама музыка не станет хуже. Авторское право (право автора на авторство) никуда не денется, исчезнут только смежные права (права контроля автора за действиями третьих лиц, у которых есть копии его произведений, то есть право стричь деньги за копирование). Впрочем, почему я говорю в будущем времени? Это все в настоящем, просто пока еще не для всех - не у всех еще есть компьютеры, и не во всех компьютерах 12-скоростные приводы CD-R. Далее классика: нет возможности эффективного правопринуждения - не должно быть регулирования. И никакие акцизные марки не помогут, если диски изготавливаются в каждой квартире, а не на заводе.

Меня удивляет столь малое внимание, которое уделяется повышению емкости носителей при одновременном уменьшении их стоимости. Винчестеры в Москве стоят уже меньше $10 за гигабайт в довольно широком диапазоне емкостей. На рынке можно купить 73-гигабайтный винчестер. Скорость записи CD-R скакнула с восьми на двенадцатикратную (задумайтесь: в процессорах это было бы эквивалентно скачку даже не тактовой частоты, скажем, с 800 Мгц до 1,2ГГц, а именно скорости процессора, эта новость точно была бы на первых страницах всех компьютерных журналов). Чудеса становятся привычными и дешевыми.

Нельзя недооценивать развитие дешевой массовой памяти. Самые быстрые линии передачи информации - это грузовики с CD, ежедневно передающие сотни терабайт из города в город. Broadband (высокопропускной) Интернет - перспектива нескольких лет, а "писалки" и CD-болванки доступны уже сейчас. Проблема уже не в собственно копировании, а в том, что именно копировать.

Но это тоже можно решить. Например, вынести каталог личной коллекции в Интернет, а затем поучаствовать в каком-либо "кружке любителей музыки". Я тебе дам на денек свой диск, ты мне на денек дашь свой - через Интернет решим, какими дисками обменяться, а встретимся в уютном кафе после работы. И законопослушно не будем интересоваться, сделает ли кто-то из нас резервную копию одолженных дисков (чужая вещь! Вдруг поцарапается?). Обнадеживает, что это все коммутативные, обменные технологии. Нет крупных дистрибутивных центров, поэтому силовые методы противодействия подобной пользовательской культуре будут неэффективны. Нет складов, которые можно захватить, заводов, которые можно крупно оштрафовать.

У меня есть один совет для музыкальной промышленности: если процесс нельзя побороть, нужно в нем участвовать. Если на услугу есть спрос, нужно этот спрос удовлетворять, причем за деньги.

Скажем, музыкальные магазины могли бы организовать прокат дисков. По $1 за диск в день. Глядишь, при таких ценах оборот бы и не уменьшился. А за $3 я бы не возился с копированием сам - это мог бы взять на себя магазин. Впрочем, продавцы на московской Горбушке давно предлагают такие услуги - и обмен фирменными дисками, и изготовление дисков по обширным каталогам за сто рублей штука, включая буклет. Качество гарантируют...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.