Архивы: по дате | по разделам | по авторам

РеFeрат. Ледокол

Архив
автор : Роман Косячков   22.02.2000

17 января телеканал ТВ-6 начал демонстрацию художественно-публицистического сериала "Последний Миф", посвященного обсуждению самого нашумевшего произведения 90-х на историческую тему, а именно трилогии Виктора Суворова

(В. Резуна) "Ледокол", "День М" и "Последняя Республика". "Компьютерра", конечно, не место для дискуссии о доказательности или бездоказательности исторических построений бывшего сотрудника ГРУ, однако один эпизод, вроде бы из "Последней Республики", показался мне весьма подходящим к теме сегодняшнего разговора. Кратко перескажу его своими словами. Как-то на конференции, посвященной началу Второй мировой войны, всплыла версия Суворова о виновности СССР в целом и Сталина в частности в развязывании войны. Доказывая несостоятельность этой версии, один западный историк привел длиннющий перечень стратегических материалов, техники, вооружений и прочего, поставленных в военные годы странами антигитлеровской коалиции в СССР. Как СССР мог являться зачинщиком войны, если к войне он не был готов и в ее ходе потребовалась серьезнейшая помощь Запада? Действительно, как? На трибуну поднялся Суворов и для защиты своей версии зачитал тот же самый перечень, чем, естественно, вызвал оживление в зале: по его мнению, этот самый перечень является как раз свидетельством готовности СССР к войне. Не имея целого ряда ресурсов, требующихся для успешного ведения боевых действий, СССР заблаговременно получил таких союзников, которые обеспечили его всем необходимым, да к тому же в значительной степени безвозмездно. Парадоксально, но опровергнуть этот довод и ему подобные довольно трудно. Прав Суворов или не прав - в нашем контексте абсолютно не важно. А вот методика, которую он использовал в полемике, весьма примечательна, и мы воспользуемся ею как инструментом. Речь пойдет о новейшем чипсете от Intel, а именно об i820. Хотя, конечно, не только о нем.

Чипсет i820 (Camino) ждали, причем так, как никакой другой. Предполагалось, что он продолжит успешную линейку mainstream-чипсетов Intel (440FX, 440LX, 440BX) для компьютеров среднего уровня и, как всегда, обогатит компьютерную промышленность рядом новых технологий. Так, 440LX появился закономерно и почти вовремя, сменив устаревающий 440FX и привнеся в системы на основе процессоров семейства Р6 прежде всего поддержку памяти типа SDRAM и интерфейса UATA/33. 440BX, безусловно, самый успешный чипсет в истории Intel, приплюсовав к возможностям предшественника 100-мегагерцовую системную шину, в какой-то степени стал неожиданностью, будучи выпущен буквально через полгода после 440LX. Следующим в этом ряду логически должен был стать i820. Длительный цикл разработки и организации производства, а также задержки с выпуском только подогревали интерес публики и давали пищу для спекуляций. Но запутанная и интригующая предыстория закончилась, и с 15 ноября прошлого года началась настоящая история i820.

Чипсет был принят отраслью неоднозначно. Intel предложила производителям системных плат и в конечном итоге покупателям не совсем то, что они ожидали. Но прежде чем говорить конкретно об i820, стоит посмотреть на рынок mainstream-чипсетов и систем на их основе в целом. Многие обозреватели, как в Сети, так и в "твердых изданиях", дают такую оценку текущего положения с чипсетами: новейшие процессоры Pentium III (Coppermine) под шину 133 МГц вышли, а хорошей системной логики от Intel для них нет. Приходится выбирать: либо i810Е c интегрированной видеоподсистемой невысокой производительности, либо быстрый i820 (на уровне 440BX и выше) с чрезвычайно дорогой памятью Direct Rambus DRAM, либо он же с памятью PC100 SDRAM, но, соответственно, c заурядной производительностью. Как альтернатива рассматривается в первую очередь чипсет VIA Apollo Pro 133А, который помимо AGP 4x и UATA/66 поддерживает PC133 SDRAM. Однако альтернативой назвать его можно с большой натяжкой, так как, несмотря на свои 133 МГц FSB и PC133 SDRAM, в производительности он уступает и i820 c DR DRAM, и устаревшему 100-мегагерцовому 440BX, лишь незначительно превосходя (да и то не везде) i820 c SDRAM. Производители материнских плат столкнулись с проблемой: им просто-напросто нечего выпускать для новых процессоров, отсутствуют те самые mainstream-решения.

А значит, заключили обозреватели, выход i820 с такими характеристиками свидетельствует об ослаблении позиций Intel на рынке чипсетов и появлении у конкурентов, прежде всего у VIA и SiS, шансов на завоевание значительных рыночных долей. AMD с довольно успешным Athlon'ом уже увеличила свою долю на процессорном рынке до 17 процентов, осталось только фирме VIA на рынке чипсетов выйти на уровень 20-25 процентов - и с однополярным (модное ныне словечко) миром PC, можно сказать, будет покончено.

Все правильно? Как будто все. А на самом деле нет. Появление чипсета i820 с такими характеристиками свидетельствует только о том, что Intel переносит акцент на интегрированные решения. Ведь того рыночного сегмента, на который были рассчитаны mainstream-чипсеты 440FX, 440LX и 440BX, в раскладе конца 2000 года уже... не существует (или почти не существует). Поэтому проблема вовсе не в том, что нет чипсета от Intel или от кого-нибудь еще с необходимыми рынку характеристиками, а в том, что обозреватели оперируют понятиями рынка 1998-го - начала 1999 года. В самом деле, задумаемся на минуту: неужели Intel не смогла бы перепроектировать 440BX по новым технологическим нормам, поднять частоту системной шины до 133 МГц, соответственно добавить поддержку памяти PC133 или DDR SDRAM плюс UАТА/66 и AGP 4х? Да никакой трудности для лидера индустрии это не составляет. И если i820 вышел таким, какой он есть, значит, это действительно кому-то нужно, и значит, у него есть некая миссия, которую он непременно должен выполнить.

Новая "геологическая эра" компьютинга

"Вначале не видно всего, что будет потом".
Геродот, древнегреческий историк (490-425 гг. до н. э.)


Фразу главы IBM Лу Герстнера "PC не умерли, но компьютинг вступает в новую геологическую эру" ("PC is not dead, but computing is entering a new eon") процитировали, наверное, все средства массовой информации, имеющие отношение к нашей отрасли. Действительно, сказано красиво и емко, к тому же в этой фразе есть некий подтекст: слово EON, с одной стороны, является сокращением от Edge Of Network, то есть "край (или, по-американски, "преимущество") сети", а с другой - означает эру в геологическом смысле. Вот такая труднопереводимая игра слов. Вы вполне можете задаться вопросом, а какое все это имеет отношение к i820? Самое прямое. Чтобы выяснить сущность миссии новейшего чипсета от Intel, нужно попытаться уловить текущие тенденции рынка, уяснить, какое направление развития уже сегодня и, самое главное, в ближайшем будущем можно назвать термином mainstream.

Начну издалека - с игровой приставки Sony PlayStation, которая побила буквально все рекорды популярности, разлетевшись по свету в количестве более 50 млн. штук (порядок этой величины сопоставим с тем, что имеют ПК на основе архитектуры x86). В настоящее время она является самой распространенной игровой платформой. Но время не стоит на месте, и 4 марта 2000 года Sony выпускает новый потенциальный хит продаж - PlayStation 2 (PSX2). Так как рынки игровых приставок и персональных компьютеров до настоящего времени не пересекались, в появлении новой модели Sony PlayStation не было бы ничего особенного, если бы не три обстоятельства. Остановимся на них подробнее.

Обстоятельство первое: технические характеристики Sony PlayStation 2. Они не только сопоставимы с характеристиками самых современных ПК, но по целому ряду параметров превосходят их. Впрочем, посудите сами. Sony PlayStation 2 основана на 128-разрядном (!) процессоре Emotion Engine (RISC-архитектура MIPS IV) с частотой 300 МГц, содержащем более 10,5 млн. транзисторов и выполненном по технологии 0,18 мкм. Emotion Engine имеет два целочисленных блока, два арифметических сопроцессора и специальный SIMD-блок для обработки мультимедиа-команд (аналог блоков MMX, SSE и 3DNow! в архитектуре х86). При этом пиковая производительность арифметических сопроцессоров, равная 6,2 GFLOP, превосходит таковую у еще не вышедшего 64-разрядного процессора Intel Itanium (Merced) - 6 GFLOP. Упомянем также сопроцессор обработки изображений, помимо всего прочего включающий в себя декодер MPEG-2 и обладающий быстродействием 150 млн. пикселов/с. Далее. Оперативная память объемом 32 Mбайт выполнена по двухканальной технологии Direct Rambus DRAM, что дает пиковую пропускную способность около 3,2 Гбайт/с. То есть по пропускной способности оперативная память PlayStation 2 вчетверо превосходит PC100 SDRAM (800 Мбайт/с) и более чем втрое - PC133 SDRAM (1000 Мбайт/с). И напоследок еще один "аккорд". Видеоподсистема PlayStation 2 базируется на параллельном рендеринг-процессоре Graphic Synthesizer со встроенным динамическим ОЗУ объемом 4 Мбайт (многопортовая DRAM). Скорость обмена по шине "ускоритель-память" - 48 (!) Гбайт/с. Частота видеоускорителя и памяти - 150 МГц, число транзисторов в чипе - 43 (!) миллиона. Теперь производительность: fillrate (скорость заполнения) - от 1,2 млрд. до 2,4 млрд. пикселов/с, геометрия - от 16 до 66 (25-75 по другим данным) млн. треугольников/с. Для сравнения, те же характеристики нынешнего лидера видеоускорителей на рынке PC - nVidia GeForce256: fillrate - от 240 млн. до 480 млн. пикселов/с, геометрия - 15 млн. треугольников/с. Несмотря на то, что в силу серьезных различий в архитектуре напрямую сравнивать эти цифры не очень корректно, они, тем не менее, весьма показательны. Дабы завершить с 3D-графикой, отмечу, что наличие сопроцессора обработки изображений при его применении совместно с Graphic Synthesizer, по всей видимости, позволит, соблюдая ряд условий, при выводе 3D-графики накладывать в качестве текстур... "живое" видео. О качестве и реалистичности картинки, формируемой в этом случае Sony PlayStation 2, можно, наверное, и не распространяться - они будут вне конкуренции. И прежде чем перейти к обстоятельству второму, отмечу, что Sony PlayStation 2 оборудуется DVD-приводом, слотом PC Card, портами USB и i.Link (IEEE-1394). Разумеется, к этим портам будет подключаться всевозможная периферия, в том числе и от сторонних производителей, причем в ее номенклатуру могут входить сетевые карты, модемы, винчестеры, приводы Zip и пр. Да, кстати, Sony PlayStation 2 поддерживает звук по технологиям Dolby Digital (AC-3) и DTS.

Обстоятельство второе: Sony официально изменила позиционирование своей приставки PlayStation 2. Первоначально PSX2 позиционировалась как чисто игровое устройство. Лукавили тогда менеджеры Sony или нет, выяснить вряд ли возможно, однако факт, как говорится, налицо: на сегодняшний день официально заявлено, что PlayStation 2 предназначена для значительно более широкого рынка и будет позиционироваться не только как игровая приставка, но и как средство доступа в Интернет, центр управления домашней электроникой и многое другое.

Обстоятельство третье: цена. Судя по всему, цена на Sony PlayStation 2 в момент выхода будет не больше 400 долларов, а с учетом того, что PSX2 поддерживает VGA-выход и VESA-режимы, стоимость системы в целом с приличным 15-дюймовым монитором, возможно, не превысит (со скидками) 500 долларов.

Итак, что мы имеем в итоге? В конце 2000 года на рынке будет широко представлено устройство, функционально сопоставимое с персональными компьютерами, обладающее рядом уникальных свойств, например, непревзойденной 3D-графикой в играх, большим количеством нового и унаследованного от первой Sony PlayStation программного обеспечения и с развитой инфраструктурой распространения и технической поддержки. Кроме того, к этому устройству можно будет легко подключить новейшие электронные изделия (телевизоры, видеокамеры, аудиоцентры и т. п.) от Sony и других производителей, что заметно расширит их возможности.

Следует сказать, что Sony PlayStation 2 не долго оставаться в одиночестве - на подходе концептуально схожие решения от Nintendo (Dolphine), Sega (Dreamcast 2?), а также несколько отличные от PSX2 по подходу решения от Oracle (NC2), Sun (Sun Ray), Microsoft, IBM и многих других.

А теперь давайте сравним по возможностям и соотношению цена/производительность вышеперечисленные устройства, большинство из которых будет стоить от 200 до 500 долларов, с "тысячедолларовым" PC...

Неужели вы все еще думаете, что завоевание фирмой AMD 17 процентов процессорного рынка, а фирмой VIA 18 процентов рынка чипсетов является главной головной болью Intel? Конечно же, нет! Рынок классических решений на основе процессора Pentium III и чипсета 440BX (или процессора Athlon и чипсета Irongate), а также их аналогов и последователей, видимо, достиг вершины своего развития, за которой, по теории, последует резкий спад - если и не объемов продаж, то, по крайней мере, темпов роста. Вряд ли этот рынок умрет окончательно, но он, несомненно, съежится и уже не будет тем основным рынком, на котором и зарабатываются деньги. Рыночный mainstream, видимо, пройдет в совсем другом месте, и ведущие производители, прежде всего Intel, должны быть готовы к этому.

Стратегия Intel на ближайшее время и миссия i820

"Либо я найду путь, либо проложу его".
Филип Сидней,
английский поэт (1554-1586)


Intel чрезвычайно успешно закончила 1999 год. Доходы составили 29,4 млрд. долларов, что на 12% больше, чем в 1998 году, а за IV квартал доходы выросли до уровня 8,2 млрд. долларов. Объем чистой прибыли Intel за прошлый год тоже превысил прежние показатели, составив 8,1 млрд. долларов, что на 29% выше, чем в 1998 году. Куда же пошли заработанные миллиарды? Отвечаю: в течение года Intel произвела беспрецедентную по объемам затрат покупку двенадцати компаний и предприятий (в том числе DSP Communications и IPivot) на общую сумму около 6 млрд. долларов, причем большинство приобретений имеет то или иное отношение к Интернету. Из самых заметных инициатив Intel на Интернет-рынке можно назвать предоставление услуг Web-хостинга и, на мой взгляд, один из ключевых моментов стратегии - продвижение Web-ориентированных бытовых устройств. Стратегия Intel здесь довольно проста и охватывает три основных направления: средства управления устройствами, компоненты для создания пакетов услуг и линейка оборудования для Web. Intel разрабатывает целое семейство фирменных Web-устройств, и первый продукт этой категории намечено выпустить в середине 2000 года. В какой-то степени Web-ориентированные бытовые устройства перекликаются с концепцией Easy PC, выдвинутой Microsoft и Intel весной 1999 года, но являются еще более простыми и дешевыми решениями. Как Easy PC, так и Web-ориентированные бытовые устройства призваны конкурировать (разумеется, каждое в своем сегменте) прежде всего с изделиями типа Sony PlayStation 2, Nintendo Dolphine, Oracle NC2 и многими другими. Для того чтобы сама Intel или сторонние производители могли предложить покупателю Easy PC или, скажем так, Web PC c конкурентоспособными характеристиками, фирме нужно заметно повысить производительность своих решений на основе архитектуры х86 и при этом значительно снизить их стоимость с достигнутого уровня 1000 долларов хотя бы до 500. Вот такая непростая задачка. И похоже, Intel ее успешно решит.

Ключевое понятие здесь - интегрированные чипсеты. Однако чтобы они добились успеха на рынке, необходимо обеспечить прежде всего высокую общую производительность; далее, сравнимую с приставками производительность в современных 3D-играх, а также возможность подключения широкой номенклатуры периферийных устройств с различными интерфейсами, в том числе с принятыми в сфере бытовой электроники. Эта периферия будет мультимедийной, а значит, потребуется высокая пропускная способность как от системной шины компьютера, так и от шины между контроллерами чипсета.

Как построить чипсет, удовлетворяющий столь жестким требованиям? С общей высокой производительностью понятно - ее обеспечат процессоры семейства Pentium III на ядре Coppermine. С производительностью в 3D-играх сложнее. Совсем не плохой i752, входящий в состав интегрированных чипсетов семейства i810, на роль решения претендовать не может, поскольку из-за того, что в качестве видеопамяти он использует низкоскоростную системную память через шину AGP, его производительность оставляет желать лучшего. Выход один: изменить архитектуру системной памяти так, чтобы ее пропускная способность соответствовала потребностям видеоконтроллера и, кстати, процессора тоже. Решение Intel приняла такое же, какое приняла Sony для своей приставки PlayStation 2: использовать память с архитектурой Rambus.

Память с архитектурой Rambus в ее современном варианте Direct Rambus DRAM обладает как серьезными достоинствами, так и недостатками. Основных достоинств три. Первое - высокая пропускная способность (на частоте 800 МГц - 1,6 Гбайт/с), второе - масштабируемость (в системе может быть несколько каналов памяти, и тогда для двух каналов пропускная способность составит 3,2 Гбайт/с, а для четырех - 6,4 Гбайт/с), и, наконец, третье - шина памяти с архитектурой DR DRAM благодаря некоторым ее особенностям обходится всего тридцатью контактами (поэтому цена увеличения пропускной способности системной памяти вдвое путем добавления еще одного канала Rambus - всего лишь дополнительные тридцать контактов). Теперь о недостатках. Их два. Первый - высокое значение латентности (задержек) памяти, что при некоторых условиях приводит к резкому падению производительности, второй недостаток - до тех пор, пока производство памяти типа DR DRAM не станет массовым, она останется значительно более дорогой, чем PC100 SDRAM и даже PC133 SDRAM. Но падение цен, как показывает практика, дело времени.

Осталось обеспечить высокую пропускную способность системной шины компьютера и шины между контроллерами чипсета. Системная шина переводится на частоту 133 МГц, а для обеспечения высокой производительности шины между контроллерами вводится так называемая хабовая архитектура чипсета.

Концептуально мы разобрались, а как эти концепции реализуются в конкретных продуктах? И есть ли эти продукты? Разумеется, есть. Intel постепенно переводит Pentium III с конструктива SC242 (Slot 1) на конструктив FC-PGA (Socket 370), что заметно снижает себестоимость процессоров. Хабовая архитектура, удваивающая пропускную способность шины между контроллерами (до 266 Мбайт/с), впервые появилась в составе семейства чипсетов i810, а один из представителей этого семейства, а именно i810E, добавил также реализацию 133-мегагерцовой системной шины. Осталось совсем немного - утвердить на рынке память с архитектурой DR DRAM. Естественно, появился соответствующий продукт, и тут мы логически приходим к теме нашего сегодняшнего разговора - чипсету i820. Его миссия становится вполне понятна: сверхзадачей i820 является формирование рынка сбыта для памяти DR DRAM, стимулирование ее производства с целью кардинального снижения стоимости до такого уровня, который позволит применять этот тип памяти в недорогих, но высокопроизводительных системах, созданных на основе интегрированных чипсетов. И это уже происходит. В середине января к производителям памяти с архитектурой DR DRAM во главе с фирмой Samsung присоединился еще один гигант - фирма Hyundai, а это уже тенденция. Отрасль поверила в DR DRAM.

Получается следующая картина: практически все элементы mainstream-чипсета конца 2000-го - начала 2001 года по отдельности уже выпущены в составе целого ряда продуктов. Вот так, постепенно, одну за другой, Intel выводит новые технологии на рынок, чтобы в тот момент, когда рынок будет готов, слить их все в одно целое, причем "ударное целое" - новый mainstream-чипсет. Именно это и произойдет в середине - конце года, в момент выпуска интегрированного чипсета Timna. Intel пойдет даже несколько дальше, интегрировав в чипсет, помимо всего прочего, сам процессор на основе ядра Coppermine. Это будет очень сильное и, главное, конкурентоспособное предложение для будущего рынка.

Итак, возвращаемся к тому, с чего мы начали разговор. Что же такое i820? Явная неудача Intel, влекущая серьезные рыночные последствия? Надеюсь, приведенные аргументы убедили вас в том, что такое мнение, видимо, ошибочно. Скорее, i820 - это Ледокол, пробивающий путь памяти DR DRAM с постепенно сворачивающегося рынка mainstream-чипсетов в их классическом понимании на рынок интегрированных решений.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.