В поисках былых утрат
АрхивПо моему мнению, традиционное бесплатное публичное телевидение в весьма отвратительной форме отражает (и порождает!) феномен пассивного, некритического поглощения информации. Для стада нет проблемы выбора контента.
Конечно, те, кто побогаче, могут побаловать себя спутниковым телевидением. Но не об этой группе наших сограждан речь, и вообще не об этом. Бывая за рубежом, в частности в США, я сначала удивлялся тому, что у них буквально сотни телеканалов на выбор - и бесплатных, и платных. Несмотря на то, что при их доходах это изобилие очень доступно, все равно остается проблема выбора: искать по сотням каналов с помощью пульта ДУ просто нереально.
Скоро, очень скоро все изменится. Высокие технологии неумолимо ведут нас в мир персонализированной информации. Как не вспомнить Маршала Мак-Лухана: "Message Is Media"!
Собственно, то, что дни старого телевидения сочтены, стало ясно еще в 1994 году, который ознаменовался массовым распространением серверов WWW и выходом на широкий рынок первых удобных браузеров. Именно тогда впервые проявились невероятная роскошь и многообразие контента, накопленного человеческой цивилизацией. Но не только это. Интернет дал людям интерактивность, то есть возможность взаимодействия с контентом и его средой.
Поводом обратиться к этой теме стало следующее. 3 февраля председатель Федеральной комиссии по коммуникациям США (FCC - Federal Communications Commission) Уильям Кеннард (William Kennard) заявил, что нужно резко ускорить распространение беспроводных технологий. Для этого FCC собирается периодически выставлять на аукционы участки электромагнитного спектра - именно для новейших беспроводных технологий и технологий интерактивного цифрового телевидения. Кеннард предсказывает, что скоро сама сущность телевидения станет для американцев совершенно иной. Прежде всего, это будет связано с возможностями программированного селективного отбора контента на неопределенном множестве каналов и накопления избранного контента на жестких дисках и других емких носителях.
Как известно, в традиционной (пассивной) модели телевидения самое главное - фактор prime time (времени суток, когда аудитория телезрителей максимальна). На учете этого обстоятельства основана вся экономика телевидения и конкуренция на этом рынке. По словам Кеннарда, спустя уже несколько лет эта модель станет анахронизмом. Мир движется к такой модели телевидения, когда множество сетей, наполненных контентом, будут сражаться за зрителя (вернее - участника интерактивных процессов) - постоянно, независимо от времени суток и дней недели. Новая модель будет распространяться по мере перехода к цифровому телевидению, которое позволяет втиснуть гораздо больше информации в существующие каналы, то есть диапазоны спектра.
Конечно, переход к интерактивному цифровому телевидению непрост: по сей день в США продолжается борьба стандартов, которые должны обеспечить совместимость с кабельными сетями, к которым подключены телевизоры большинства американцев. Но уже назначена дата, когда представители промышленности должны объявить о достижении согласия и выдвижении единого стандарта - 1 апреля. После этого предстоит огромная работа: сотрудничество владельцев кабельных сетей, спутниковых систем вещания и провайдеров доступа к Сети, создание аппаратных и программных компонентов нового бытового оборудования, построение специализированных Web-порталов огромной мощности.
Надо заметить, что правительственные чиновники США никогда не объявляют публике перспективных программ, коли под ними отсутствует индустриальная база. Кеннард не исключение: его спич состоялся через месяц после того, как в Лас-Вегасе отгремела выставка потребительской электроники "Consumer Electronics Show" (CES). Именно там были продемонстрированы изделия и услуги, которые дали повод утверждать о закате эпохи пассивного телевидения. Как показала CES, на подходе средства интерактивных медиа, интегрирующих программируемое телевидение с качеством изображения и звучания на уровне DVD и полноценный доступ в Интернет. Описывать все, что демонстрировалось на CES по обсуждаемой теме, просто невозможно. Стоит упомянуть пару-тройку разработок, показавшихся мне наиболее яркими и концептуальными.
Компании TiVo и DirecTV анонсировали систему персонального обслуживания телезрителей. Серверы TiVo предоставляют клиентам контент, поступающий через спутниковые каналы DirecTV. Клиенты (рука уже не поднимается написать - "телезрители") получают возможность записывать на телеприставках TiVo до тридцати часов контента, собранного с помощью программирования на каналах. TiVo предоставляет подписчикам программные средства, которые эмулируют на аппаратуре все функции видеомагнитофона (пауза, показ, обратная перемотка, быстрый просмотр и т. д.) как на потоках контента, так и на ранее записанных материалах.
В комплекте с подпиской пользователи получают руководства по программированию контента. Например, можно задать расписание передач для записи, можно задать жанр, конкретных актеров, студию-постановщика произведения, ключевые слова для контента. Все это будет отслеживаться во время доступа к системе на протяжении двух недель. Цена на сервис пока не объявлена, но известно, что массовая подписка и эксплуатация начнутся во втором квартале текущего года.
Tompson Multimedia и Philips Electronics объявили на CES о том, что их совместная разработка телевизионных приставок, объединяющих доступ к Интернету, улучшенное телевидение и возможности цифровых записей контента, станет первой в своем роде. Эти приставки, в основе которых лежит технология WebTV, будут выпущены на рынок в середине года.
Большие амбиции проявляют компании start-up. К примеру, ZapMedia.com, которой от роду меньше года, собирается выпускать устройства ZapStation в комплекте с программным компонентом Universal Media Player. ZapStation совместно с телевизором и аудиоцентром обеспечивает качество изображений и музыки не ниже стандартов DVD. На выставке был показан пилотный образец ZapStation, который позволяет прослушивать файлы MP3 из Интернета, программировать контент на телеканалах и записывать его на жесткий диск в цифровом формате, а также обеспечивает полномасштабный доступ к ресурсам Интернета, включая прогулки по Web и электронную почту. ZapMedia.com планирует вскоре открыть свой медиа-портал в Интернете. Главная ее проблема - наладить отношения с владельцами и создателями контента.
Глядя на это бурно кипящее море, могу сделать определенный вывод, имеющий отношение к публичным заклинаниям господина Кеннарда. Для того чтобы интегрированные интерактивные сервисы контента стали общедоступными, придется уходить от кабельных технологий. Будущее, несомненно, за беспроводными коммуникациями. В Европе это поняли на несколько лет раньше, чем в Америке. Теперь США пытаются найти себя - "в поисках утраченного времени".