Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Загуменнов А. П. Компьютерная обработка звука.

Архив
автор : Александр Яковлев   08.02.2000

Загуменнов А. П. Компьютерная обработка звука. М.: ДМК, 1999. - 384 с.: ил.


Долгое время музыканты, желавшие обогатить ансамбль своих инструментов компьютером, были предоставлены сами себе: на русском языке специальной литературы не существовало. Прошлой весной мне дали на рецензию книгу, претендовавшую на охват всей предметной области (Дубровский Д. Ю. Компьютер для музыканта-любителя и профессионала. - М.: "Триумф", 1999), но определения в ней были не всегда точны, порой встречались откровенные ошибки, да и издана она была довольно небрежно. Зная быстроту, с которой обычно готовятся подобные издания, я отнесся скептически к новой книге "Компьютерная обработка звука" А. Загуменнова, выпущенной издательством ДМК. Однако, открыв ее на первой попавшейся странице, я был приятно удивлен относительной аккуратностью издания и количеством разнообразных энциклопедических сведений, которых так недостает многим начинающим музыкантам-любителям. Есть люди, которые музыкальных школ не кончали, а свое образование начали со Scream Tracker'а, и обсуждать с ними аспекты создания компьютерной музыки весьма затруднительно. Я настоятельно рекомендую им ознакомиться с книгой.

Владельцам коллекции старых грампластинок, без сомнения, будет интересно прочитать, как можно отреставрировать поврежденную запись. В соответствующей главе описаны шумоподавители, устранители щелчков, восстановители записей с виниловых пластинок, выпускаемые фирмами Sonic Foundry и Steinberg.

Благодаря подробному описанию MIDI-интерфейса (впрочем, не перегруженному излишними техническими подробностями) читатель усвоит правильные принципы работы с этой технологией. Создание и редактирование MIDI-файлов описано на примере работы с популярным MIDI-аудиосеквенсором Cakewalk Pro Audio, при этом рассмотрены вопросы синхронизации MIDI- и аудиофайлов.

Отдельная глава посвящена форматам звуковых файлов. Коротко рассказано о возможностях каждого формата и программ, работающих с ними; особое внимание уделено популярному ныне формату MPEG 1 Layer 3, однако программы-кодеры почему-то не упоминаются. В то же время рассмотрен процесс цифрового копирования музыки с компакт-диска на винчестер с помощью популярной утилиты WinDAC 32.

В издании приводятся описания и примеры работы с такими программами, как Sound Forge, WaveLab, SAW Plus 32, Samplitude 2496 (звукозапись и редактирование), Cakewalk Pro Audio, Finale 98 (нотная запись). В соответствующих разделах вам попутно напомнят, что такое сведение, монтаж, динамический диапазон и реверберация; что такое и как обозначается триоль и новемоль; чем отличается форшлаг от мелизма; откуда произошли современные названия нот (!) и сколько раз в столетие надо перезаписывать компакт-диск с фонограммой. Примеры с бесчисленными картинками щедро приправлены справками из музыкальной энциклопедии и определениями из акустических справочников.

Учитывая, что пока ни одна из известных мне рассматриваемых программ не русифицирована, книга несомненно облегчит их освоение людям, недостаточно знакомым с английским языком: переводы терминов и пунктов меню продуманны и точны. Завершается издание содержательным списком литературы.

Александр Яковлев



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.