Блин N1
АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский 25.01.2000
Похоже, что наша семья была в прошлом году особо везучей для себя и несущей несчастья для окружающих: землетрясение в Турции разразилось на второй день после отбытия с анатолийского побережья моих жены и сына, землетрясение на Тайване - недели через две после моего оттуда улета, а ураган должен был пронестись над Бельгией ровно во время моего там пребывания, но из-за наступающих рождественских каникул поездка была перенесена на неделю вперед, и я благополучно направился в Москву едва ли не за несколько часов до его, урагана, начала. Так что мне удалось увидеть и Брабант, и Фландрию во всем их предрождественском, праздничном великолепии: огромные, сияющие огнями елки на ратушных площадях, уставленных киосками и палатками, где временно поселились продавцы рождественских звезд, стеклянных зверушек, свечек и пр. со всего мира (в том числе, кстати, и из страны Ukraina); старинные здания, украшенные занавесями горящих лампочек (возле одного из них непременно стоит рождественский вертепчик с куклами в человеческий рост и живыми баранами и козами); вечная, с утра до полуночи и с полуночи - снова до утра, толчея праздничных кочевников - покупателей, зрителей, слушателей, в которых на несколько дней в году превращаются добропорядочные филистеры Западной Европы.
Впрочем, все эти рождественские настроения шли в моей поездке как бы отдельно, потому что на фирму De Pinxi (www.depinxi.be), куда я, собственно, и ездил, они - до сочельника - либо не проникали, либо скрывались так хорошо, что я их, во всяком случае, не заметил. Шла обычная и, кажется, довольно напряженная работа, среди которой я чувствовал себя лишним, хотя, полагаю, любопытствующих вроде меня фирма принимает достаточно часто, и такие приемы - тоже часть ее работы. Уж не знаю, чувствовали ли хозяева, что мой приезд вряд ли принесет им новые дорогие (да и недорогие - тоже) заказы ("Россия... что с нее взять?"), - во всяком случае, никак этого не проявляли, были любезны и предупредительны и показали все, чем богаты, словно сам я был потенциальным заказчиком как минимум десятка новых проектов.
Фирма - даже по сравнению с нашим, московским, "ПараГрафом" - совсем маленькая, одиннадцать человек, расположена не то что бы на окраине Брюсселя (у меня создалось впечатление, что у Брюсселя вовсе нет окраин), но не в центре: в двухэтажном домике, во дворе. Холл, из которого, как и в "Компьютерре", выгорожено несколько рабочих закоулков; демонстрационный зал; просторная комната наверху, где контора и рабочее место главной программистки, по совместительству - супруги хозяина и основателя De Pinxi Филиппа Шиви (Philippe Chiwy) - Од Салмо (Aude Salmon). Пара очень обаятельная: Филипп, веселый, большой, энергичный, которому трудно дать его сорок с хвостиком; Од, маленькая и живая, то, что принято называть "настоящая француженка". Позже, в субботу, когда они возили меня показать Фландрию, я познакомился и с их четырехлетней дочерью Лилит, свободной до восхищения, как многие теперешние европейские дети: покончив со спагетти в итальянском ресторанчике в Антверпене, где мы завершали фландрийскую экскурсию, Лилит, ничтоже сумняшеся и не вызвав и тени удивления ни у родителей, ни у посетителей ресторана и официантов, преспокойно улеглась на пол под столом - слегка соснуть... Во время вечерней прогулки по сияющему бриллиантами Антверпену семья владельцев De Pinxi, в душе - художники, да еще и в предрождественской полукарнавальной атмосфере, подыграла мне, и в результате получился совершенно "святочный" снимок: бедная семья у витрины богатства. В каждой шутке, как известно, есть доля шутки: Од не имеет даже маленького бриллиантика, и не то чтобы Филипп совсем никак не мог его ей подарить, - просто ни ему, ни ей такого не пришло бы в голову. По всему чувствуется, что заработанные De Pinxi деньги полностью идут, что называется, "на развитие".
Кроме этих двоих - еще несколько программистов и художников, сценарист; на столе в главном закутке стереовидеокамера, слепленная скотчем из двух моно, - аналоговая, но тут же и мощная плата оцифровки; камера смотрит на небольшой подиум с задником из синей ткани, как это бывает на телестудиях, когда живого человека накладывают на посторонний фон; телефон, компьютеры. Компьютеры по преимуществу - SGI, как под собственной системой, так и под NT, несколько Mac'ов и, кажется, ни одного PC. Рабочие мониторы, как правило, очень простенькие, и только в демонстрационном зальчике, отделенном от холла черной занавеской, - что-то не то двадцати-, не то даже болеедюймовое, но главное - несколько рир-проекторов от Barco, выглядящих очень серьезно и впечатляюще. Стиль работы вполне свободный, снова - как в "Компьютерре", но, судя по всему, на производительности и качестве это если и отражается, то только в положительном смысле. (Надеюсь, та же картина и в "Компьютерре".)
В холле стоят и висят свидетельства успехов фирмы: кабинки, кресла, плакаты, фотографии. Одна из фотографий - увеличенная банкнота в двести, кажется, франков - блестяще выполненный De Pinxi заказ правительства Бельгии. (Не подумайте, что заказ был на какую-нибудь хитрую защиту от подделки - чисто дизайнерский.) Но это скорее - что-то боковое и даже, пожалуй, курьезное. Главная работа De Pinxi - создание и сдача "под ключ" того, что мы привыкли называть "мультимедиа-проектами". (Должен заметить в скобках, что слово "мультимедиа", вроде, очень неплохо придуманное для англичан и американцев, кажется мне, носителю языка русского, отвратительно неточным и невнятным при прямом переносе на нашу почву, но, мучаясь уже не первый год, никак не могу найти ему удачной и адекватной замены. Читательские идеи принимаются.) Среди осуществленных проектов: учебные программы путешествия внутри человеческого тела и полета в космосе над Землей, презентационная, по заказу LG, представляющая собой виртуальную трехмерную реконструкцию древнего Сеула, виртуальный музей изобразительного искусства, виртуальное стереопространство некоего дворца с движущимися актерами, виртуальное же окружение для телевизионных игр типа "Форт Байярд", участники которых могут теперь соприкасаться не только с миром реальности или декораций, но и с каким-нибудь звездным или другим вполне фантастическим, - причем у телезрителей вполне может создаться впечатление эдакой не то сюр-, не то - гиперреальности. И, наконец, последний осуществленный проект, как я понял, самый грандиозный по объему - сделанный по заказу мексиканской компании "Сауза Текила" мультимедийный театр на сорок мест. Он сдан в эксплуатацию в Мехико где-то в начале осени минувшего года.
Впрочем, обо всем этом (исключая двухсотфранковую купюру) я знал еще в Москве, когда смотрел презентационный видеоролик De Pinxi в представительстве SGI - смотрел с некоторым скепсисом, ибо все, что показывал экран, в том или ином виде мне уже встречалось, давно и не раз, - и это наперекор великолепной рекламной технике ролика. "Но ничего, - думал я. - Мало ли. VHS. Надо смотреть в натуре!" Увы, натура разочаровала еще больше. То есть вс§, что мне показали, сделано великолепно, но оно подобно секретному чаю из старого анекдота, который считаю своим долгом напомнить. Умирает еврей-патриарх, вокруг сошлась многочисленная семья в несколько поколений и умоляет не уносить в могилу секрет уникального чая. Умирающий приподнимается на постели и из последних слабеющих сил шепчет: "Евреи! Не жалейте заварки!"
Заварки в De Pinxi и впрямь не жалеют: супермощные многопроцессорные машины от SGI (De Pinxi - партнер SGI), великолепные мониторы, составленные в ряд и охватывающие зрителя с трех сторон; мощнейшие и безупречные по качеству рир-проекторы от Barco, удобные вертящиеся кресла с джойстиками на обоих подлокотниках (существуют еще и динамические кресла, передающие виртуальные инерционные силы при быстром движении на экране, но в De Pinxi во время моего визита стояло только одно такое, да и то - не работало)... Сами же "продукты" мало чем отличаются от целой когорты компьютерных игр или от результатов работы того же параграфовского "Строителя Виртуальных Пространств". И стереоэффекты мне приходилось наблюдать: на филипсовских плоских стереомониторах, например, или надев асусовские очки, или, наконец, в стереокино, что в поры моего детства располагалось в маленьком двухэтажном здании на площади Революции.
Помню, как Георгий Пачиков показывал мне несколько лет назад некий виртуальный музей, созданный с помощью еще первой версии того самого конструктора. Это - тогда! - было просто здорово - вот так вот бродить по пространству, проходить сквозь двери, разворачиваться вокруг оси, задирать голову, подбираться вплотную к картинке, чтобы ее рассмотреть. Правда, вот это - вплотную и рассмотреть - в те до3Dакселераторные годы было несколько жалко и печально: картина, видная издалека как картина, представала набором бурых прямоугольников разного размера. Такою же, впрочем, представала и стена, и дверь, и все, к чему ты приближался более чем на положенное, предусмотренное создателями программы заповедное расстояние. Помню, как сетовал Георгию на эти самые квадраты, а он объяснял, что теоретически - проблем нет, просто не хватает мощности компьютеров. Ну, то есть, можно раздобыть и достаточно мощный, но программы-то делаются для end-user'ов!
С тех пор прошло не так много времени, но когда я на собственном домашнем компьютере гулял по залам виртуального "Эрмитажа", не боясь подходить к картинам практически вплотную, меня это уже не удивляло. Как, естественно, не удивила такая же возможность в виртуальном музее от De Pinxi.
Да, когда мониторы обнимают тебя с трех сторон, отгораживая от невиртуальной реальности, - это и впрямь производит впечатление! Но и с ним я впервые столкнулся еще в детстве, в тогда "панорамном" кинотеатре "Мир" на Цветном бульваре, позже - в "кругораме" на ВДНХ (что, кстати сказать, еще круче). Относительно же того, что то - кино, а тут - сделано, у меня, как у человека, и к кино, и компьютерам имеющего отношение прямое, есть впечатление, что такое кино сделать даже труднее, чем панорамную программу (взять хотя бы стандартный инструментарий Quick Time от Apple). Особенно если иметь в виду появившийся в вольной и недорогой продаже двухголовый G400 от Matrox. Далеко ли до трехголового? А до полностью кругового?..
Что же касается динамических кресел... Три года назад нам с сыном удалось посетить европейский Диснейленд под Парижем и попасть в числе прочих на аттракцион, представленный IBM, - "Star Tour", "Звездное путешествие" (полтора года спустя почти с тем же восторгом я - пятидесятилетний! - увидел [точнее - испытал на своей шкуре, на собственных вестибулярном и прочих аппаратах] в парке See World калифорнийского Сан-Диего точную технологическую копию этого аттракциона, только посвященную путешествию на вертолете к Северному полюсу. Полет, полный крутых виражей, становится прямо-таки гиперреальным, благодаря не то гидравлическому, не то пневматическому управлению пятачком пола, на котором установлены ряды кресел для зрителей. Ну а до полета и после него - блестяще, художественно поставленные спектакли очереди и выхода, подкрепленные невиртуальными вещами, например - живым холодным льдом, который можно трогать руками...
Когда я о чем-то в этом роде заикнулся в представительстве SGI, мне выставили в пику интерактивность аттракционов De Pinxi: дескать, полеты над Мексикой могут управляться зрителями. Я никак не мог взять в толк, каким образом происходит такое интерактивное управление, если зрителей - сорок человек, а экран с изображением, на него выводимым, - один, но ни в SGI, ни в De Pinxi внятного ответа (кроме - сами, мол, увидите) не получил. Не получил, думаю, не случайно: никакой подлинной интерактивности в аттракционе нет - просто у каждого из зрителей свой идентификационный номер, курсор своего цвета или формы. Когда надо выбрать одно из шести путешествий, выбирается то, иконка которого набрала большее количество наиболее яростных кликов, а дальше (все интерактивные развлечения, как в мексиканском аттракционе, так и в путешествии по человеческому телу, сводятся к стрельбе либо по злым духам, либо по частицам пыли или углекислого газа...) каждый зритель своим джойстиком, связанным со своим курсором, пытается набить как можно больше летающих объектов. Счет выдается на подлокотнике кресла красными горящими цифирками. Правда, если верить видеоролику (а не верить ему нет никаких причин), мексиканских молодых людей (в возрасте от 8 до 12 лет) и это нехитрое, но зато соборное, развлечение приводит в восторг, сравнимый разве что с беснованием рок-фанатов на концертах любимых звезд.
(Тут же, кстати, замечу, что мультимедийный диск "Ani & Tomy" [что, как вы догадались, намекает на "анатомию"], где двое ребят - примерно в той же степени, что у De Pinxi, интерактивно путешествуют в микроскопическом автомобиле внутри человеческого тела, я приобрел для сына в магазине "Электроника" на Ленинском за сумму, эквивалентную паре Уругвайских Ескудо, года четыре назад. Правда, ворочалось тогда это на моем домашнем компьютере еле-еле, но если б портировать игрушку на тот же SGI, даже на SGI тех времен...)
Для создания виртуальных миров в De Pinxi по преимуществу пользуются 3D-Max'ом, хотя, естественно, дописывают (или пишут заново) кое-что свое. Меня ужасно порадовало, что у De Pinxi находятся заказчики, порою столь солидные, как правительство Бельгии и мексиканская суперфирма или, скажем, корпорация Siemens. Может, в этом смысле небольшую бельгийскую фирму можно считать провозвестником будущего, - но уж, во всяком случае, не в смысле мультимедийных идей или даже их исполнения.
И то и другое - вполне на высоте, но - в лучшем случае - на уровне сегодняшнего дня. Избалованный компьютерными чудесами, я бы, пожалуй, даже сказал - вчерашнего, но очень уж не хочется обижать этих обаятельных и трудолюбивых ребят.
Впрочем, думаю, им совершенно все равно, что о них напишу я, потому что, повторюсь, вряд ли они всерьез ожидают поступления заказов из восточной провинции Ойкумены - далекой и непонятной России.
(Филипп во время нашей фландрийской экскурсии признался, что знает три русски[ слова: "бабушка", "нет" и "товаришш".)
| Гость из будущего
МИХАИЛ БРАУДЕ-ЗОЛОТАРЕВ
Прочитав репортаж Е. Козловского, я решил, что в качестве новоявленного менеджера проекта "ЦВ" недурно будет и рвение проявить. И хотя в Бельгии я не был и собственными глазами ничего не видел, считаю своим долгом пару слов все-таки приписать.
Разочаровавшая г-на гл. редактора "натура", которую он совершенно оправданно сравнивает не только с уже доступными сегодня на персоналках трехмерными интерактивными радостями, но даже со стереокино времен своей юности, все же имеет несколько интересных для нас новых признаков.
Буду краток. Во-первых, то, что сделано для домашнего компьютерного применения, вовсе не подходит для индустрии массовых развлечений. Судите сами: вместо менее чем миллиона экранных точек (самые крутые игровые графические 3D-карты для персоналок реально работают с разрешением 1024х768=786432 при "всего" 24-битном цвете и 50 кадрах в секунду, причем без anti-alaising'а) - для промышленных приложений требуется обрабатывать несколько десятков миллионов пикселов, на что требуются принципиально другие мощности и, что важнее, подходы. И именно подходы ставят в De Pinxi во главу угла. Во-вторых (со слов их коллег в SGI), создаваемые в Бельгии технологии позволяют конструировать произвольные интерактивные трехмерные миры. Оба определения существенны: одновременно и "интерактивности", и "трехмерности" до сей поры в мировой индустрии интерактивных развлечений (так называемый interactive entertainment) замечено не было. Единственными ограничениями при 3D-проектировании являются фантазия будущих режиссеров и художников интерактивных сюжетов да толщина кошельков заказчиков, и в этом смысле Е. Козловскому не повезло: "настоящих" сюжетов пока не заказано, а почему в De Pinxi не нарисовали пусть маленький, но впечатляющий ролик, демонстрирующий настоящую трехмерную интерактивность, я, признаться, не понимаю. Впрочем, сами виноваты, что не нарисовали.
Вы скажете - а нам-то что? А вот что: московские SGI'цы - большие оптимисты - проговорились: в течение года в Москве может появиться центр интерактивных развлечений. Ждем и надеемся.
И учтите, наконец, что если все обычные люди смотрят в будущее, как бы вперед, то беда избалованного впечатлениями г-на Козловского в том, что он располагается в будущем так глубоко и чувствует себя в нем так хорошо, что для него поездка в Бельгию оказалась взглядом назад... | |