Inside creative Lava!
АрхивРазнообразие простых пустяков доставляет большее удовольствие, чем однообразие чего-то значительного.
Иоганн Рихтер (1763-1825), немецкий писатель
Иоганн Рихтер (1763-1825), немецкий писатель
Новогодние праздники всегда настраивают на особый лад, и невольно делаешь то, чего не мог себе позволить в течение нескольких последних месяцев. Отодвигаются в сторону давно просроченные бумаги, и один-два вечера посвящаются очередной компьютерной безделице, которая на поверку оказывается зрелой технологией с весьма серьезными перспективами.
В последнее время этими "дельными безделушками" все чаще оказывается не аппаратура, а программное обеспечение. В частности, год назад я разбирался с программным обеспечением для прямого копирования треков с аудио компакт-дисков ("грабберами"), программами для преобразования wav-файлов в формат MPEG-1 Layer 3 (MP3) и проигрывателями MP3. Поздновато, наверное, но раньше руки как-то не доходили. В этом же году попалась совсем свежая технология, предназначенная для семейства звуковых карт Sound Blaster Live! и представленная фирмой Creative почти одновременно с Live!Ware 3.0 (хотя для работы технологии достаточно Live!Ware 2.0). Название технологии дано интригующее и даже в чем-то забавное: Creative LAVA! (Live! Audio-Visual Animation).
Но сначала небольшое отступление. Не так давно в статье "Ну, елочка, ну зажгись..." ("КТ" #324) Сергей Scout Кащавцев посетовал, что когда ему потребовалось найти что-нибудь цветомузыкальное для персонального компьютера, то, несмотря на интенсивные поиски в Сети, собственно, ничего дельного и не нашлось. Исключение составила программа Geiss, по совместительству скринсэйвер и подключаемый модуль к Winamp, сочувственно присланная Сергею Георгием Башиловым. Такое положение весьма прискорбно, заметил Scout, учитывая тот факт, что до 95 процентов информации человек получает через аудиовизуальные каналы восприятия. Сергей обратился ко всем, кто так или иначе связан с цветомузыкой, с предложением поподробнее осветить эту тему на страницах "Компьютерры". До этого призыва со страниц журнала я добрался, находясь в вагоне метро где-то в районе станции "Красные Ворота". "А как же Creative LAVA!" - явно неуместный возглас невольно сорвался с моих губ, вызвав недоуменные взгляды пассажиров-попутчиков (надеюсь, что они оказались заинтригованы моей реакцией и в результате полку читателей "Компьютерры" прибыло). Действительно, а как же LAVA? Давайте разберемся.
Что же такое Creative LAVA? Это технология, которая позволяет сопроводить музыкальное произведение в любом распространенном формате от аудио-CD и wav до MP3 и MIDI неким визуальным представлением, а точнее - визуальной анимацией в режиме реального времени. Предвижу скепсис. Фирменный вариант программной реализации цветомузыки, на который не стоит тратить пару журнальных полос, заметите вы. Нет, это не так. Скажу даже больше. Ни одну из известных мне реализаций цветомузыки, как программных, так и аппаратных, по силе воздействия нельзя даже сравнивать с Creative LAVA!. Технология действительно очень мощна и современна, построена на новейших технологиях и, самое главное, - оригинальна. Попробую ее описать. Но начну с тех сведений, которыми обычно завершаются обзоры программного обеспечения, а именно с системных требований. Это не случайность и не прихоть. Дело в том, что системные требования, мягко говоря, впечатляют, и на сегодняшний момент если и не ограничивают распространение технологии, то значительно снижают на слабых компьютерах достижимый с помощью Creative LAVA! эффект. Перейдем к делу. По определению, необходима звуковая карта семейства Sound Blaster Live!, а рекомендованы процессор Pentium II 300, 64 Мбайт оперативной памяти, 10 Мбайт свободного дискового пространства и видеокарта 3D или 2D/3D с поддержкой OpenGL. Естественно, ОС Windows. Немалые системные требования, однако и это еще не все. При проигрывании файлов в формате MP3 с использованием технологии Creative LAVA! процессор Pentium II 300 из рекомендуемого становится минимальным. А ведь мы с вами превосходно знаем, что такое минимальные и рекомендованные требования производителя. Это значит, что для нормальной работы уровень аппаратуры должен быть на одну, а то и на две ступени выше. Более того, фирма Creative сообщает, что если видеокарта имеет менее 16 Мбайт видеопамяти (именно так, критерий - объем видеопамяти, впрочем, с исторической точки зрения такой подход вполне понятен и, самое главное, прост для конечного пользователя), то приемлемую производительность можно получить только при разрешении 800х600 и 16-битной цветности. Видеокартам с большей видеопамятью рекомендован режим 1024х768 при тех же шестнадцати битах. И это не пустые слова. Если на одной из моих систем (Intel Pentium III 600B, 128 MB RAM, Creative Annihilator 32 MB SDRAM в режиме 1600х1200х32 бит, Creative Sound Blaster Live!) технология Creative LAVA! работает вполне удовлетворительно, то на другой (Intel Celeron 400, 128 MB RAM, Matrox Millennium G200 8 MB SGRAM в режиме 1024х768х32 бит, Creative Sound Blaster Live! Value) - уже нет, демонстрируя в полноэкранном режиме явно неудовлетворительное число FPS, а главное, наблюдается неприятный на слух эффект: при переключении режимов использования технологии Creative LAVA! воспроизведение на несколько секунд прерывается. Вот, в принципе, и все "грустные" новости о технологии Creative LAVA!. Все остальное - значительно веселее.
Начнем с инсталляции. Для того чтобы приобщиться к одной из последних разработок фирмы Creative, необходимо с ее сайта (www.creative.com) скачать архив playcenter в формате zip размером 17,2 мегабайта, содержащий в себе три файла - два архива в формате cab и программу инсталляции. При запуске программа инсталляции устанавливает Creative LAVA!, а также обновляет приложение Creative PlayCenter. Вот и все. Естественно, для ускорения процесса скачивания можно поискать файл playcenter.zip на многочисленных FTP в Рунете.
Итак, Creative LAVA! установлена. Запуск программы проще всего произвести из обновленного Creative PlayCenter, на панели которого появилась кнопка "LAVA!", кроме того, это можно сделать из приложения Creative Launcher и, наконец, с помощью соответствующего ярлыка в меню Пуск/Программы. Существует и более изощренный способ запуска - путем ассоциирования любого файла в формате MPEG Layer 3 (.mp3) c определенной сценой программы Creative LAVA!. В этом случае при воспроизведении файла с помощью Creative PlayCenter данная сцена загрузится автоматически. Здесь настало время подробнее поговорить о сценах. Сцена в программе Creative LAVA! представляет собой файл в специальном формате .mv3, из которого во время работы программы экстрагируются в рабочий каталог Work файл lava.ashex, содержащий, по-видимому, некую техническую информацию о сцене, а также файлы полноцветных (16,7 млн. цветов) текстур размером 256х256, "натягиваемых" на "проволочный каркас" сцены. Насколько удалось понять, текстуры являются изображениями в формате JPEG, и при работе Creative LAVA! производится их преобразование в формат BMP, а при завершении воспроизведения сцены или при завершении программы каталог Work очищается. Всего в стандартной поставке предлагается восемь типовых сцен: Ancient Egypt, Cyber Circus, Dancing Well, Hypnosis Surfing, Liquid Light, River Rave, Solar Swirl и Tripple Trance.
К каждой сцене возможно применение типовых эффектов, таких как вывод изображения без наложения текстур, в виде проволочного каркаса, с цветным и динамическим освещением, стробирование и фиксирование положения камеры. К части сцен применимы также дополнительные эффекты: distortion, ripple level, morphing, terrain, reverse direction и другие. Все эффекты чрезвычайно красиво реализованы, и их комбинированным применением можно добиться потрясающего результата. Возможен вывод в сцене текстового сообщения небольшой длины. Следует отметить, что вышеперечисленными сценами дело не ограничивается. Как фирма Creative, так и независимые разработчики приступили к созданию большого числа новых и разнообразных сцен буквально на любой, самый взыскательный вкус, и часть из них доступна, например, на сайте www.lava.com.
Как это выглядит на практике? Запускаем Creative LAVA!, нажимаем кнопку "Music" (выполненную в виде стильной ярко-красной капли) и выбираем из меню аудиоисточник, а затем жмем кнопку "Dance!" и... поехали! Изображения желательно просматривать на полном экране, чтобы ничто постороннее не отвлекало. На скриншотах, безусловно, не отразить всего богатства красок, а самое главное, непредсказуемости движения, генерируемого в такт музыке. Поверьте на слово, зрелище впечатляющее и достойное демонстрации друзьям и знакомым в качестве изюминки праздничного вечера. Есть еще одно применение - для успокоения нервов после трудного рабочего дня. Проверено. Помогает. Creative LAVA!, помимо всего прочего, обладает некоторой интерактивностью. При помощи манипулятора мышь возможно задать поворот сцены в ту или иную сторону, причем степень отклика изображения на ваши действия можно тонко настроить. Кстати, о настройках. Их великое множество, и скорбеть, как это часто бывает, о том, что изображение выводится на экран слишком темным, выкручивая при этом на максимум регулятор яркости на мониторе, не придется. И яркость, и громкость, и даже frame rate легко привести к оптимальным значениям с помощью раздела "Settings".
Переходя к обобщениям, следует заметить, что появление технологий, подобных Creative LAVA!, носит в определенном смысле знаковый характер. Дело в том, что до недавнего времени 3D-графику можно было встретить разве что в играх да пакетах 3D-анимации типа 3D Studio MAX и т. п. Но времена меняются, аппаратные возможности компьютеров большинства пользователей уже позволяют индустрии предложить нашему вниманию сначала 3D-скринсэйверы, затем и технологии, подобные Creative LAVA! и новым расширениям Internet-браузеров, позволяющим просматривать сайты, исполненные с элементами 3D-технологий. А там, глядишь, и сами интерфейсы операционных систем станут трехмерными. Да, в принципе, и становятся. Независимые производители уже предлагают варианты замены стандартной оболочки Windows 9x, вовсю оперирующие трехмерными объектами. Правда, пока 3D в этих программах реализован полностью программно, а следовательно, сильно нагружает процессор. Да и выглядит все это, откровенно говоря, не очень. Надо сделать еще один шаг - применить в этих оболочках стандартные API Direct 3D или Open GL, что позволит заметно повысить их визуальное качество, а также довести скорость работы до приемлемого уровня.
Что же касается Creative LAVA!, то резюме по этому краткому обзору будет следующим: технология стоит того, чтобы на нее хотя бы посмотреть, и, может быть, в тех или иных жизненных ситуациях она может оказаться как раз кстати. Например, начинающим диск-жокеям, не имеющим возможности приобрести дорогую профессиональную аппаратуру для работы со светом, технология Creative LAVA! в совокупности с персональным компьютером и недорогим проекционным оборудованием наверняка сослужит хорошую службу. И другим пользователям персональных компьютеров Creative LAVA! может пригодиться. Нет, не для работы - для души. А ведь и это немало.
P. S. В тот момент, когда статья была уже практически готова, фирма Creative выложила на своем сайте бета-версию Creative LAVA! 2.0. Самораспаковывающийся архив с именем CreativeLAVA98 размером 5,87 Мбайт доступен для свободного скачивания, однако для использования новой версии Creative LAVA! необходимо зарегистрироваться, то есть в момент установки нужно быть подключенным к Сети. В противном случае инсталляция прерывается, как говорится, на самом интересном месте.
Несколько слов об изменениях и нововведениях Creative LAVA! 2.0 beta. Прежде всего, теперь для использования технологии необязательно иметь в своем компьютере звуковую карту семейства Sound Blaster Live!, подойдет практически любая. Напротив, другие системные требования несколько подросли: Pentium II 300 и 64 Мбайт оперативной памяти теперь являются минимальной конфигурацией. Полностью переработан дизайн программного продукта. Решено отказаться от старого фирменного стиля Creative, в котором оформлялось все программное обеспечения для Sound Blaster Live! Привычный темно-серый цвет панелей управления сменил модный, в стиле 70-х, серебристый, да и сами панели приобрели более вычурную форму. Естественно, в новой версии предлагаются новые сцены и текстуры, более приближенные по стилю к тому световому оформлению, которое используется для сопровождения дискотек и других подобных мероприятий. Столь быстрое обновление продукта свидетельствует о том, что технология явно "пошла" и в ближайшее время от Creative LAVA! следует ожидать новых и приятных решений. Присоединяйтесь, ведь теперь технология доступна не только обладателям Sound Blaster Live!