"Сожалеешь о дьяволе?!.."
АрхивВ конце прошлого года мне пришлось поучаствовать в любопытном действе, выдержанном в любимом ныне жанре "круглого стола". Тема была такова: способствует ли работа за компьютером развитию детей, или же, напротив, провоцирует их деградацию? Для удобства обсуждения организаторы заранее приготовили небольшой комплект детей от 10 до 15 лет, воспитанников некой школы компьютерно-ориентированного искусства. После краткого представления публике дети были направлены в медиатеку [1] для творческих упражнений. Надо уточнить, что дело происходило в уютной, недавно переоборудованной библиотеке-читальне имени И. С. Тургенева на Чистых прудах (biblioteka@turgenev.ru) [2], в конференц-зале которой разместилось человек семьдесят "панелистов" плюс десяток экспертов вкупе с организаторами. Причем эксперты, среди которых был и я, как раз сидели за тем самым круглым столом.
Где Тургенев, там непременно уж "отцы и дети": интереснее всего оказалось не слушать споры на заданную тему, а наблюдать за несходством мышления тех, кто обсуждал, и тех, кого обсуждали. Первым выступил неулыбчивый господин из Института прикладных проблем. Перечислив основные "поражающие факторы" персоналки, он сообщил, что есть вещи и похуже. Вред приносит сам характер изображений, которые ребенок наблюдает на экране дисплея. Изображения эти в массе своей агрессивны, заявил докладчик, и степень этой агрессивности даже можно измерить. Каким образом? С помощью разработанной им программы. Это был, конечно, сильный ход, ибо не успел он завершить свою речь суровым заявлением, что компьютер - большое зло для ребенка, как был засыпан вопросами о том, где достать эту чудодейственную программу. Спрашивали и о том, как долго дитя может находиться один на один с компьютером, на что был дан лаконичный ответ: полчаса. Публика среднего возраста была совершенно покорена такой определенностью. Но тут вклинилась какая-то девочка лет семнадцати и поинтересовалась, что же это такое - агрессивное изображение. Докладчик строго посмотрел на девочку, но ответить не успел, ибо в этот момент организаторы ловко пресекли несанкционированный митинг, объявив, что теперь должен выступить я.
Что я мог сказать? Обсуждать, сколько минут можно сидеть у монитора, надо было лет десять назад. Говоря же о детях, есть смысл коснуться перспектив развития компьютерных технологий, которые сейчас формируют мир, где предстоит жить нашим детям. Назвав несколько связанных с этим важнейших тем, регулярно освещаемых нашим журналом, я закончил выступление, предложив желающим десяток номеров "КТ", посвященных таким темам. С гордостью сообщаю: номера были разобраны за несколько секунд.
Мое выступление нашло некоторый отклик у публики, однако свинцовая формула "компьютер - это большое зло" незримо витала над собранием. Дискуссия продолжалась, а меня позвали в холл - поговорить с телеканалом "Культура". Вернувшись минут через двадцать, я попал на выступление психолога Татьяны Шишовой, работающей с детьми-инвалидами и редактирующей журнал "Права ребенка". Она говорила о том, что компьютер, конечно, бывает полезен при развитии ряда навыков, - но дети-аутисты настолько им увлекаются, что их аутизм еще усиливается; что "общение" с машиной бывает спасительным для больного ребенка, - но оно же может принести вред, ибо ребенок, погружаясь в выдуманный мир, начинает неадекватно ориентироваться в мире реальном, и все это было очень разумно и выдавало большой опыт и знание дела. Однако по тону чувствовалось, что нечто сокровенное еще не высказано. И вот только когда один из "панелистов" принялся настаивать на том, что пятьдесят лет назад ребенок, получив в подарок набор игрушечных солдатиков, точно так же погружался в воображаемый мир, и это отнюдь не считалось трагедией, а Татьяна Шишова ответила, что солдатики это совсем другое, солдатик это кусок металла или кусок дерева или пластмассы, наконец, а тут уже и я не выдержал и, ткнув пальцем в компьютер, завопил: "а это кусок чего?.." - вот тогда психолог-эксперт негромко, но так, что все очень хорошо услышали, сказала: "Это? да ведь это дьявол"...
Татьяна Шишова, несомненно, незаурядный человек и прекрасный врач. Многие, я уверен, читали ее яркие статьи о непростом, мягко говоря, положении, в котором находится столько детей в нынешней России. Но этим своим замечанием она меня поставила в полный и абсолютный тупик. Впрочем, не только меня. Обводя взглядом публику, я вдруг заметил забавную вещь. Почти у всех, кто был старше двадцати, взгляд был тревожный. А вот у тех немногих, кто был явно младше двадцати, в глазах был заметен, не побоюсь высокопарности, только спокойный ум! Похоже, что упоминание нечистого в данном контексте их не взволновало. Разве что слегка позабавило, не более того. На душе сразу стало легче, а тут еще очень кстати вспомнилось место из "Трех мушкетеров", прочитанное накануне вместе с младшим сыном, - то, где Арамис с горя решил писать диссертацию по богословию, а два эксперта-богослова уговаривают его сменить тему, ибо ее формулировка граничит с ересью пелагианцев:
- Он сожалеет о дьяволе! О мой юный друг, не сожалейте о дьяволе, умоляю вас об этом! - простонал кюре.
Ну, а дальше приходит Д'Артаньян, выпроваживает богословов, посылает за парой бутылок бургундского, и начинается нормальная жизнь. Едва я об этом подумал, как торжественно вернулись дети-художники, наша дискуссия закончилась и начался просмотр работ. Думаю, что некоторые из них мы опубликуем, а пока хочу лишь привести слова десятилетнего Пети Ермоленко, который при помощи "Фотошопа" изобразил весьма абстрактное "Сотворение мира". На чей-то серьезный вопрос, откуда, мол, такая тема, он так же серьезно ответил: видите ли, о сотворении мира слишком мало задумываются...
Резюме: если у старика Тургенева "что отцы такие же, что дети", то в нашей дискуссии дети (которые в ней не участвовали) явно выиграли у отцов. Выиграли просто тем, что уже живут и свободно себя чувствуют в том мире, который мы все норовим "осмыслить". А еще я хотел бы поблагодарить Леонида Ястребова [3], пригласившего меня на круглый стол, - за бесценный опыт, который я приобрел за эти три часа.
P. S. Напоследок господин из Института прикладных проблем объявил, что мы относимся к компьютерам, как когда-то папуасы - к стеклянным бусам, которые им привез великий русский ученый Миклухо-Маклай. Такие дела...
1 (обратно к тексту) - Слава Богу, от слова "media", а не "медитация", как я сперва подумал.
2 (обратно к тексту) - Изысканный адрес, не правда ли? Вот такие мелочи и создают атмосферу.
3 (обратно к тексту) - Директора фонда с совершенно непроизносимым названием. Фонд поддерживает и ту самую школу компьютерного творчества.