11.01.2000
Архив=+=+=+=
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино...
Чебурашка
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино...
Чебурашка
Человеческий фактор
Многочисленные взлеты и падения земных цивилизаций наводят на мысль о КПД человеческих усилий и достижений. Не слишком ли дорого обходится нам каждый скачок нашего сознания? За выход из рабства человечество заплатило варварством, за научный взгляд на мир - кострами инквизиций, за идеи демократии - миллионами жизней. Технологические победы стоили нам немалых экологических проблем. Маркетинговые технологии успешно порождают поколение потребителей, с которым теперь непонятно что делать. Бесконечный список ошибок и разочарований, и чуть ли не каждое новое достижение вписывает в него еще одну строку.
Мы постоянно упускаем из виду какую-то важную деталь, незаметную вначале и такую очевидную в конце наших проектов. Человеческий фактор - что он собой представляет? Как близко мы подошли к пониманию этого феномена?
|
Психология давно уже стала неотъемлемой частью современной технологии - групповой деятельности по производству продукта для массового потребителя - не очень образованного, не очень вдумчивого, не очень талантливого, не очень трудолюбивого, но желающего приобрести все эти человеческие атрибуты. Век технологий, эпоха искусства поощрять (или создавать) неспособности и продавать их заменители. Не хочешь ходить - купи машину, не можешь быть здоровым - купи лекарство, боишься собственных мыслей - включи телевизор, не можешь учиться - купи диплом, несчастен - купи вечность, не можешь работать - кради! Да-да, разные группы продвигают разные технологии. Ведь им тоже надо на что-то покупать свои костыли.
Богатейшее наследие цивилизаций, подаривших миру свои философии, культуру и технические изобретения, используется не только во благо человека, но зачастую и для господства над себе подобными. Фундаментальные идеи наших лучших учителей о чести и духе, составляющие основу цивилизованности общества, отбрасываются, игнорируются, выхолащиваются до механичности и упрощенных техник. И вместе с этим теряется их системная эффективность, а результаты применения оказываются часто обратными. Чистые науки, ставящие изначально естественные цели познания, порождают страшилищ: физика - атомную бомбу, химия - отравленную природу, психология - манипуляцию человеческим разумом.
Если будущие археологи найдут на безжизненной Земле останки нашей техники, то выводы о нашей технологии они сделают неплохие, а вот о культуре нашей - неутешительные.
Шумер - страна богов
Древние шумеры подробно описывают мощную внеземную цивилизацию, принесенную им нефилимами - "теми, кто с сошел с небес на огненных ракетах" - с планеты богов, период обращения которой вокруг солнца составляет 3600 лет, что странно совпадает со взлетами и падениями земных цивилизаций.
Рядовые нефилимы принимали участие в колонизации Земли, а триста членов постоянно оставались на борту станции на околоземной орбите, принимая и отсылая на Землю "шаттлы". Но команда взбунтовалась и потребовала создать человеко-роботов для работы в рудниках. Взяли за основу местный биоматериал и провели генетическую коррекцию, вдохнули им свою "душу" и дали необходимое образование. И как водится, чтобы соблюсти преемственность версий, создали Человека по образу своему, под клавиатуру, так сказать.
Ну не верю я, что шумеры все это выдумали! Слишком уж высокотехнологичная у них должна быть фантазия! И космодромы, управляемые невидимыми лучами, и летающие платформы для транспортировки руды, и "таблички", мгновенно выдающие любую информацию и даже точно рассчитанный маршрут.
|
Первое время кто-нибудь из нефилимов с командой оставался дежурить на Земле до следующего прибытия главного корабля. Пока "Партия Нефилимов" находится у власти, все нормально, устойчивый прогресс цивилизации. (Бывало, правда, взбунтуется отдельный город или правитель, но мятежников быстренько прижимали к ногтю, с помощью "огненных лучей".) Однако в отсутствие пришельцев что-то шло не так. Интриги и войны, падение нравов и "божественной морали", упадок науки и деградация знаний до мрачных религиозных ритуалов...
Отвлекаясь от далеких времен, посмотрим, что же мы имеем сейчас из того богатого наследства? Тело вроде бы не слишком изменилось, хотя многим и очень хочется. С душой, как утверждают знающие, что-то непонятное творится. А вот "божественное" образование, пожалуй, существенно подрастеряли.
Сделаем два предположения о том, почему терялись знания и технологии.
Первый закон роботехники. Нефилимы учили людей так, чтобы они не могли навредить богам. Знакомили, например, с астрономией ровно настолько, чтобы люди могли вычислять срок очередного прибытия хозяев, со строительством - чтобы поддерживать храмы-стартовые площадки. Но этих знаний было недостаточно, чтобы построить свои корабли или хотя бы понять, как они действуют. Людям было запрещено даже приближаться к оружию и ракетам богов.
Здесь приходит на ум аналогия с Windows, которая настолько закрыта для понимания, что миллионы пользователей обладают только "кнопочными знаниями". Думаю, лет эдак через пятьдесят (оптимистичный прогноз), когда вымрут немногие из знающих программистов, перед включением компьютера мы будем выполнять странный ритуал: семь поклонов кнопке питания и окропление монитора святой водой. Рынок выдавит "дорогих" специалистов, заменив их недорогими "сертифицированными пользователями", и Microsoft останется "верховными жрецами" (по данным хорошо информированных оптимистов).
Проблема передачи и воспроизведения информации. Лично мне думается, что нефилимы неплохо учили людей, создавая "совершенного человека", помощника богов, строя развитую человеческую цивилизацию. Слишком уж большое внимание они уделяли "законам справедливости", духовной чистоте человека. Царями ставили способных, честных и мудрых. В древних текстах постоянно звучит гордость и любовь нефилимов к своим творениям. "Талантливая молодежь" постепенно все более и более удостаивалась чести быть царями, судьями и управляющими работами и проектами, и некоторые даже попадали "на небеса".
Наверное, можно хорошо обучить немногих управляющих и даже целое население, но через несколько поколений от чистого знания остаются только отдельные фрагменты, постепенно превращающиеся в слепую веру. Здесь либо проблемы с обучением, либо с недостатками модели человеческого ума. Знание не терпит фрагментарности? Или жизнь человеческая столь коротка, что не успевает учитель передать ученикам все, что знает? А нефилимский год в 3600 раз больше земного...
Даешь upgrade!
То, что Человеческий Ум неадекватен нынешней информационной эпохе, кажется, не знают только дети и наши политики. Уже невозможно управлять быстрыми информационными потоками с помощью медленной "биохимической машинки". Что происходит с умом? Странно, но ответов здесь больше, чем вопросов, да и ответы эти больше зависят от личной/групповой приверженности к разным теориям/верованиям. Но в чем действительно сходятся собеседники, так это в том, что если они чему-то и научились, то лишь благодаря самим себе. Основы логики и анализа, да и сама культура умственной деятельности, остаются прерогативой самоучек и природного таланта, хотя эти способности и умения также приобретаются обучением и специальными тренировками. Эти качества чаще наблюдаются у программистов, инженеров-практиков, и особенно проявлялись у нефилимов.
|
В любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в первую очередь в образовании, оптимальным является баланс входящего и исходящего потоков информации. Индивидуум, принимая входящий поток данных, становится следствием внешнего источника (верит учителю) и, создавая исходящий поток во внешнюю среду, действует как причина, применяя полученную информацию. Чем ближе к балансу этих потоков, тем более человек уверен в информации, тем более знает, тем менее он верит. Он даже может поспорить с Учителем. В какой-то момент он может начать творить. Если же информацию только получать, не имея возможности применить, проверить, подвергнуть сомнению, оценить, принять или отбросить, то выработать собственное суждение о ней человек не в состоянии, для него вся сумма информации равнозначима и равноважна. Это прямой путь в секты и в политику - значим только внешний источник, авторитет, групповое соглашение. Это делание безответственных роботов и перепрограммируемых фанатиков: красных и белых, трехцветных и коричневых. Верующих в силу науки и верующих в ее бессилие. Незащищенные умы легко заражаются информационными вирусами, их легко убедить в невероятном, продать ненужное, только создайте достаточно мощный входящий поток.
Насколько эффективны разные подходы к человеку, показывает конкуренция сегодняшних общественных моделей. Применение манипулятивных техник к своему населению делает его неспособным на прорывы в области знания, инертным в применении технологий, неустойчивым в управлении. Свободные от нравственности потребители легко предают своих кукловодов ради более щедрых обещаний. Широкий же спектр игровых свобод и возможностей при условии индивидуальной ответственности и высокой общественной морали дает мощный толчок к развитию общества. И от того, что закладывается в фундамент сегодня, зависит завтрашний рост или очередной упадок нашей или будущей цивилизации.