Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вечный человек или неизменность человека?

Архив
автор : Михаил Ваннах   11.01.2000

Недавно мои юные прихожане пришли ко мне на проповедь с книгой совсем даже и не церковного содержания. Это был русский перевод романа "Hyperion Cantos" американского писателя Дэна Симмонса (Dan Simmons). Русский перевод был назван как-то по-иному, чем "Песни Гипериона", но мне запомнилось то название, под которым я читал эту книгу в оригинале.


Книга эта была признана лучшим фантастическим романом девяностых годов уходящего века. Ну что же, возможно, так оно и есть. Образ постиндустриального человечества, рассеянного по Галактике, живущего в симбиозе, плавно перетекающем в противоборство, с созданным им самим искусственным разумом. Динамичный сюжет. Превосходный язык. Масса аллюзий, которые, вероятно, потеряются в русском переводе: один из героев, поэт Мартин Силен, по названию произведения которого и названа дилогия Симмонса, удивительно напоминает полусумасшедшего-полуфашиствующего гениального поэта Эзру Паунда... Да и тактические соединения генетически модифицированных сверхлюдей - скитальцев космоса, как черт от ладана шарахающихся от искусственного разума и ведущих с ним войну на уничтожение, называются не иначе, чем Swarm. Swarm - рой, это слово в английском языке имеет еще один смысл, не попадающий в обычные словари, и тянет за собой еще одну смысловую цепочку, кроме пчеловодческой... Это повелось со времен "Битвы за Англию". Тогда тактические соединения геринговских пикирующих бомбардировщиков Ju-87 Stuka назывались тоже Schwarm, тот самый "рой", но только по-немецки...

Хорош и главный герой дилогии - киборг с мышлением, моделирующим разум английского поэта девятнадцатого века Джона Китса, "имя которого начертано на воде", стихами которого насыщен роман. "Гиперион" в данном случае не греческий титан, а название одной из поэм Китса. Достойная книга, одним словом.

Но мои юные прихожане принесли книгу не для того, чтобы обсудить со мной ее литературные достоинства. Их заинтересовала одна из мыслей, высказанных Симмонсом. Согласно ей, человеческие ценности можно разделить на две группы, причем высшими ценностями являются:

- неизменность,

- радость,

- личное существование,

- чистота.

И наивысшей из них Симмонс называет существование. Ценности же религий - иудаизма, христианства и ислама - ориентированы на поиск истины и смысла жизни, "...зависят от среды". Поэтому более разумен классический буддизм, дзэн и иже с ними, ориентированные, по Симмонсу, на "ценность существования любого предмета". Мои прихожане хотели услышать мое мнение на этот счет. Я начал издалека.

Стремление к жизни, к бытию, присуще любому живому существу. Даже дождевой червь пытается уползти с солнцепека в более уютное, влажное и темное место. Чего уж говорить про человека! Человеку свойственно пламенное и искреннее желание. Желание жить. И жить в максимально комфортных условиях. Человек старается, добиваясь исполнения этого желания, питаться не только регулярно, но и обильно и вкусно... (Современный западный вариант - низкокалорийная и низкохолестериновая диета - есть не что иное, как иная форма удовлетворения того же желания.) Человек укрывает себя от холода (зданиями и печами) и жары (зданиями и кондиционерами). Защищает свое тело одеждой, по возможности не рваной, при появлении дополнительных возможностей - модной, ну а явятся вдруг возможности совсем большие - тряпки становятся и высоко престижными... Вот вам личное существование и радость бытия, вот неизменность, а не обожженность солнцем. И с чистотой все в порядке: можно принять душ, а можно посетить баню, особенно в компании. Тут к чистоте добавляется и радость, что в России особенно любят министры юстиции и генеральные прокуроры... И все это, по большому счету, направлено на одну-единственную задачу - обеспечить человеческое существование. Продлить и сделать как можно более приятным бытие.

Современные технологии предоставляют новые, вчера еще просто немыслимые возможности для удовлетворения желания человека жить как можно дольше и приятнее. Ну, прежде всего, само желание жить обеспечивается развитием междисциплинарных технологий, лежащих на стыке медицины, молекулярной биологии, генной инженерии, информационных и нанотехнологий. Провести между ними границу сегодня уже очень трудно -интересующихся отсылаю к статьям Игоря Гордиенко о компьютерах на биологическом материале. Действительно - медицина создает платежеспособный спрос на самую совершенную компьютерную технику. (Кто в первую очередь покупает жидкокристаллические дисплеи по семнадцать дюймов в диагонали? Конечно же, госпитали, нет, не российские армейские, а вполне гражданские, но заокеанские...) Информационные технологии создают фундамент для того, чтобы больше и больше узнавать о структурах вещества, в том числе и живого. Нанотехнология и генная инженерия, которые не могли бы появиться без уже развитых средств обработки информации, сами становятся основой для все новых и новых компьютеров и периферийных устройств. На каком-то этапе аппаратное обеспечение может стать просто-напросто живым... Живым, но очень дешевым и эффективным! И на любом этапе развития этих технологий, осуществляющих взаимную раскрутку (spin-off), плоды их развития могут быть использованы в практической медицине.

В самом деле - сегодня расшифрованы структуры зрения кошки. Значит, есть предпосылка создания полноценных зрительных протезов для людей, а там и модификации зрения для усиления его мощи и спектрального диапазона... Технологии клонирования, технологии управления механизмами путем биотоков, точнейшие операции, осуществляемые с помощью микроманипуляторов, - все это готовит почву для создания полноценных протезов практически любого органа человеческого тела. (Кстати, еще одним необходимым условием общедоступности реабилитационной медицины является наличие дешевых и эффективных роботов-хирургов. Самый совершенный протез бесполезен, если он не подключен к человеческому телу, - а подключить протез, если на это способен единственный на всю страну хирург-виртуоз, берущий за операцию астрономический гонорар, просто невозможно. Нужна автоматизация, нужны новые технологии... Портрет кисти великого мастера, исполненный на холсте, был превосходен. Но кто имел их в семнадцатом веке? А сегодня фотокарточка (в паспорте) есть у каждого...)

Так что проблемы, которые принесет обществу небывалое развитие новых технологий и их применение в сфере медицины, обсуждаются в Западной Европе уже на страницах не научных, а, как бы это сказать, общественно-политических, что ли, изданий. В частности, очень много внимания уделяется вопросу о том, насколько сплоченным будет общество, высшие и платежеспособные слои которого смогут иметь тело, чья форма и свойства куда в большей степени зависят не от того, каким его выстругали родители, а от того, как над ним потрудилась медицинская инженерия. Женские журналы в Германии с особым смаком обсуждают проблему будущих сексуальных взаимоотношений различных классов общества - у верхних слоев гениталии модифицированы генноинженерно и путем пластической хирургии, а у низших - нет. Может возникнуть несовместимость, почище той, которая возникает, когда запихивают "булыжник" на 3,3 в "маму" на 5 вольт! Где уж там Монтекки и Капулетти... Проблема еще не возникла, а социалисты и феминистки ее уже обсуждают вовсю и, возможно, не зря!

Есть еще один аспект пересечения медико-биологических и информационных технологий. Широко отмечается, что в последние год-два дизайнеры стали уделять пристальное внимание компьютерной технике. Про дизайн новых "Маков" написано уже предостаточно. Да и продукция массового производства родом из Юго-Восточной Азии становится все более и более похожей на предметы абстрактного искусства, нежели на традиционные ящики и стойки электронной аппаратуры. Уже описывая малютку Palm V, Евгений Козловский сравнивал его "впуклые" кнопочки с... я не понял, с чем именно, но вроде бы с чем-то отзывчивым, имеющимся у барышень.

Идиллия да и только... Казалось бы, верх совершенства. Но не совсем. Дизайн прежде всего должен быть конструктивным. Скажем, штопор из мельхиора, покрытый изысканной резьбой, крайне мало функционален. А тот же штопор, но упрятанный в швейцарский нож, используется куда чаще. И не важно, что кто-то откупоривает им бутылки, предназначенные для подпаивания красоток, а кто-то - сосуды с жидкостью, предназначенной для причастия!

Так вот, несмотря на совершенство жидкокристаллических дисплеев и инфолитиевых аккумуляторов, мне всегда казалось нелепым тратить в устройстве индивидуального пользования, каковым по определению является ноутбук, столько энергии на подсветку жидкокристаллического экрана все больших и больших размеров, равно как и на управление этим экраном. Глазу ведь нужно буквально несколько квантов. (Это не поэтический образ. При определенных условиях глаз человека способен видеть даже единичные кванты света!) В этом плане куда перспективней очки, на которые проецируются данные. А если передавать информацию непосредственно на зрительный нерв (вспомним опыты со зрительным нервом кошки) - тут нужны совсем ничтожные энергии...

И клавиатуры с джойстиками, определяющие не в малой степени размеры ноутбуков. Не разумнее ли снимать информацию, считывая биотоки на пальцах рук, на голосовых связках или в речевых центрах мозга? При этом можно достичь куда более плотного интерфейса человека с инфосферой. Так что неизбежно - человек будущего испытает на себе самом преображающее влияние технологии. Только вот насколько это влияние поможет ему добиться неизменной задачи - продления (и по возможности неограниченного!) своего бытия?

Представим себе неограниченного в средствах человека, располагающего неограниченным выходом на технологические возможности. Пусть он ставит себе задачу - жить вечно. Сумеет ли он ее добиться?

Представим себе компьютер, который мы непрерывно апгрейдим. Пусть это сервер с возможностью горячего резервирования, в котором мы можем менять блоки в процессе его функционирования. Сколько проработает такая система и чем она кончит?

Правильно, в какой то момент она "упадет". Накопится износ устройств, на это наложится неполная совместимость каких-то устройств (а такое бывает всегда и везде - вспомним, как мучались года полтора назад владельцы дешевых материнских плат с AGP-разъемом, несовместимых с дешевыми AGP-картами) - и, пожалуйста, налицо фатальный результат.

То же самое неизбежно произойдет с человеком: в какой-то момент система "засбоит". Так уж устроен наш мир - энтропия не убывает, хаос растет, а "апгрейд", замечу, надо ведь производить на работающей системе. Много ли толку покойнику от того, что в морге ему заштопали и запудрили пятнадцать пулевых дырок, полученных при последней разборке?

Следовательно, и при неограниченном запасе запчастей-протезов неограниченной продолжительности жизни у нашего богатенького жизнелюбца не получается. Второе начало термодинамики, как показал Шеннон, применимо и к информации в ее самом чистом, наирафинированнейшем виде. Но, может быть, имеет смысл пойти по другому пути?

Что делаем мы для того, чтобы сохранить информацию на компьютере? Конечно же, резервируем ее, а также периодически переносим с компьютера на компьютер. Так не пойти ли по такому же пути и с человеком? Пусть мы имеем некоторое количество запасных тел - не важно, биологических или кремний-титановых. Возьмем и будем переносить информационную составляющую человеческой личности с одного тела на другое. Так же, как переносится архив с одного компьютера на другой, и письма, написанные еще на ХТ'шке, живут на дисках третьего "Пентиума". Все, проблема решена... Ведь что есть человеческий дух, pneuma богословов, - чистая информация и не более того!

Экспериментов, подобных предположенным, пока еще никто не ставил, но есть сильные сомнения в том, что они окажутся удачными. Ведь человеческое мышление упрятано слишком глубоко в физических структурах. Похоже, нейронные сети могут быть корректно описаны лишь в квантовомеханическом виде, - слишком уж высока плотность упаковки данных в человеческом мозгу. (Я видел парней, которым чеченская пуля снесла треть черепа вместе с начинкой, и которые сохраняли после этого вполне адекватное мышление...) Конечно, в наших головах нет ничего подобного квантовым компьютерам, работающим в жидком гелии... В американской литературе в последнее время говорят о холистических волнах. Суть их может быть определена примерно так: волны, которыми мы условно представляем процессы в человеческом мозгу и которые не могут быть декомпозированы из-за эффектов неопределенности Гейзенберга.

Наука ведь, на самом деле, не является каскадом открывающихся перед нами возможностей. Наука в значительной степени состоит из запретов, причем запретов таких, которые мы никогда не сможем нарушить. Первое начало термодинамики говорит нам, что мы никогда не сможем черпать энергию ниоткуда. Второе начало - что энергия не может быть получена только от источника тепла - нужен еще и холодильник. Принцип Гейзенберга запрещает нам узнать одновременно координату и энергию частицы. Теория хаоса утверждает, что никогда нам не составить аналитической модели двух маятников, подвешенных друг к другу, и не разрешить ее в явном виде...

На сегодняшний день очень похоже, что перенос полноценной человеческой личности таким образом невозможен из-за невозможности декомпозиции холистических волн. Тот, кто подтвердит или опровергнет это предположение, станет не меньше чем нобелевским лауреатом. Но это в будущем... (В научно-фантастической литературе этой проблемы касался один из лучших российских писателей Александр Мирер. Его роман "У меня девять жизней", по моему скромному мнению, вообще является одной из двух (наряду с "Улиткой на склоне" Стругацких) вершин отечественной фантастики. А по затронутой в этой статье проблеме представляет интерес роман Мирера "Дом скитальцев". Там фигурировала абсолютно аморальная раса космических захватчиков чужих тел. Так вот, в случае переселения в искусственные тела, - а транспортировалась только информация - эти существа вырождались в бесчувственных и примитивных роботов...)

Так что и проблема копирования человеческой личности не может быть решена успешно. Неограниченное продление существования не получается. Не получается, во всяком случае, в нашем имманентном мире... Для того чтобы сохранить в целости и сохранности такую сложную вещь, как человеческая личность, нужна некая метасистема. Метасистема может быть, по описанным выше причинам, только трансцендентной, то есть лежащей за пределами нашего бытия. Подчеркну - не нашей Метагалактики, а нашего бытия в целом!

Только там можно сохранить в вечности человеческий дух. Только религии, а точнее, монотеистические религии, часть ветвей иудаизма, христианство и ислам, обещают такое сохранение. И в такое сохранение можно только верить (или только не верить). Оно ведь трансцендентно, то есть не может быть подтверждено или опровергнуто методами позитивных наук.

Иначе говоря, религии, возвращаясь к классификации Симмонса, - самое что ни на есть полное осмысление бытия. Монотеистические религии обещают переход бытия человека (при некоторых условиях!) из нашего бренного мира в вечность. Но вот проверить, произойдет этот переход в действительности или нет, можно лишь одним-единственным способом.

"Восточные" же учения, типа дзэна, более склонны говорить об имманентном, то есть обсуждаемые ими проблемы касаются лишь быстротекущего, конечного во времени бытия. И это несмотря на те огромные промежутки времени, которыми оперирует индуизм, - в конце концов, по сравнению с вечностью это пустяки...

- То есть, - спросили меня юноши, - на самом деле христианство и ислам более тяготеют к жизни, к существованию, чем буддизм?

- Видимо, да, - ответил я осторожно, так как не знаком достаточно подробно со всеми школами последнего. - Надежда на трансцендентное, потустороннее существование, вера в него, это предельный случай любви к жизни, воли к жизни. Но это именно вопрос веры. Теорема Г§деля о разрешимости, знаете ли. Формальная система, ни ложность, ни истинность которой не может быть ни доказана, ни опровергнута...

Но неизменность, спросили меня, как же быть с ней? Ведь цифровые технологии сегодня позволяют "законсервировать" очень многое на века. Картины великих мастеров прошлого мы видим совсем не такими, какими их создали авторы. Реставрация Сикстинской капеллы стала ведь мировой сенсацией! Оказалось, что ее цветовая гамма совсем не такая, какой ее поколениями видели туристы, репродуцировали издательства... А картина, созданная на цифровом планшете, будет вечно такой, какой ее создал художник. Ну не вечно, - но пока сохранится хоть одна ее цифровая копия... Так, может быть, цифровые технологии позволят осуществиться надежде на "неизменность"?

Неизменность... Интересная тема... Мы никогда не услышим, как звучал оркестр, которым дирижировал Рихард Вагнер... Ну ладно... Это было до того, как появилась технология записи звука. Но мы не услышим и адекватного Шаляпина. Несмотря на то, что пластинки с его записями тиражировались миллионами экземпляров. Шеллак был нестоек, а технология звукозаписи слишком примитивна... И аналоговые магнитные ленты мастеров пятидесятых годов - слишком много на них искажений. Решит ли "цифра" эту проблему?

На первый взгляд - да! Запись на CD ведь неизменна. Неизменна... Неизменна, как сказать... Стареют пластмассы, но это старение лишь одного экземпляра копии. А всегда можно сделать еще и еще... Сохранялся бы хоть один неиспорченный экземпляр!

Но вот ведь беда - не удовлетворяет качество CD многих меломанов. Охотятся они за невероятно дорогой и дефицитной аналоговой аппаратурой, игрушками по сотне тысяч долларов за комплект. Любопытно, что в ламповых УНЧ этих устройств применяются советские радиолампы! (Вакуумные приборы очень долго выпускали еще Китай и Индия, но наши считаются самыми лучшими - особенно с военной приемкой...)

Но, может быть, это преходящий дефицит... Вот перейдем на audio CD... Нет, конечно же, характеристики audio CD впечатляют. Только ведь могут найтись меломаны, которым и их окажется мало... А адекватно смоделировать наш наполовину аналоговый мир можно, лишь создав его полномасштабную модель. А для этого нужно бесконечное количество энергии, бесконечное количество незапорченной информации... Все это невозможно даже в принципе. Невозможно для того, кто находится внутри моделируемого мира. Снаружи же есть только трансцендентный Творец, в существование которого можно только верить... Тут, кстати, вспоминается еще одна сюжетная линия романа Симмонса. Там искусственные разумы создавали своего "Бога", некий обнимающий всю вселенную сверхразум... Симмонс очень четко отмечал, что, даже если в будущем такое "божество" и возникнет, оно не будет иметь ничего общего с тем трансцендентным духом, который монотеистические верования называют Богом. Теологическая культура в США все-таки достаточно развита. А вот в бывшем СССР с этим было куда хуже... Вспоминается книга "Термодинамическая пара" пера членкора А. И. Вейника. Автор, претендующий, ни больше ни меньше, чем на описание всей структуры мироздания в аппарате нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных, мимоходом доказывал и неизбежность бытия Бога, как он считал. Речь шла о том, что разум, появившись во вселенной, неизбежно освоит всю ее материю, энергию и информацию и превратится во всемогущее и всеведущее божество. Почтенному ученому было и невдомек, что никакое имманентное существо не может стать всеведущим в силу законов природы (опять начала термодинамики и теорема Г§деля), а в терминах теологии оно не может называться Богом. Но цензоры этого не знали тоже - не свойственно им было уметь отличать пантеизм от монотеизма. Книгу Вейника, помню, с треском изымали из учебных и даже фундаментальных научных библиотек...

Но это все мировоззренческие рассуждения. А вот то, насколько человек, прошедший дорогостоящую высокотехнологическую доработку, будет отличаться от традиционного homo sapiens, действующего на всем протяжении человеческой истории, представляет уже практический интерес.

Мне, например, представляется, что ни насколько. Ну улучшат ему зрение - так что, бинокль нельзя взять? Вживят цифровой плейер - идеальный, с выходом непосредственно на звуковые нервы. Представляете: сразу снимаются все проблемы с согласованием усилителей и колонок, не нужны золоченые разъемы, сверхтолстые соединительные кабели, защищающие от спин-эффекта, не нужен "ватный" сабвуфер, в пару кубометров объемом... Ну и что? Что, хуже звучали флейты из тростника? И флейтистки тоже были живыми... Так, но плейер общедоступен. Радость, так сказать, в чистом виде... Ну да, точно...

Но есть и еще более чистая радость. Зачем связываться со слуховыми нервами - может, передавать информацию сразу в мозг, в области слуха... А вообще-то, ну их, эти области слуха. Полнота жизни так полнота жизни - даешь воздействие на всю подкорку...

Было, давали. И сейчас дают. Без всяких высоких технологий. Засеют травку и цветочки, обработают их ацетончиком и дают... Очень даже неплохо получается... Верят, что превратились в Рембо или Терминатора, особенно когда норовят познакомиться с содержимым бумажника у ночного прохожего...

Только вот ведь какая незадача - прохожий в это не всегда верит. Не питаются любители травки достаточно хорошо, не едят мяса, рыбы и зелени, не бегают кросс, не отжимаются по утрам... Так что их агрессивность, подогретая и "ломкой", и неадекватными представлениями о себе, полученными от прямого воздействия галлюциногенов на мозг, часто не выдерживает соприкосновения с реальностью в виде сначала кулака или подметки прохожего, а потом и нежного прикосновения к асфальту или стене ближайшего дома...

И в этой проблеме, что бы ни говорили некоторые, нет ничего нового. Карл Саган в блестящей книге "Драконы Эдема" показал, что наркотики употребляют даже самые примитивные племена... И совершенно неважно - будут ли эти наркотики самопальной маковой соломкой или вживленным в мозг сверхвысокотехнологичным разъемом для компьютерных игр или иного погружения в вымышленную реальность.

Так что не стоит ждать от высоких технологий ни сказочного решения проблем старых, ни невиданного обострения проблем новых. Ну да, Ромео и Джульетта, из которых кто-то прошел биоинженерную доработку, а кто-то не прошел... А что, в нашей стране 1999 года у парня, учившегося несколько лет в Англии, и у девчонки из поселка городского типа в депрессивном, бывшем угольном регионе центральной России больше шансов на взаимопонимание? У парня, с восторгом рассказывающего о тонкостях шоссейных гонок сугубо английских родстеров, и у работающей медсестрой девчонки, у которой одна мечта: наесться досыта...

Такие коллизии возникали на протяжении всей человеческой истории. Такие коллизии потому-то и называют драматическими, а порой, трагическими. Потому-то о них и пишут произведения, которые становятся великими и вечными, если автор сумел адекватно отразить людские судьбы и переживания...

Нет, право, жить в мире высоких технологий будет куда интересней, чем в дымных городах индустриальной эпохи. Радует исчезновение многих старых бытовых проблем. Новые проблемы, которые родит с неизбежностью новая эпоха, будут новым интересным вызовом, на котором предстоит закаливаться человеческим душам...

А в целом... В целом, скорее всего, все будет идти по-старому. Человек же не может изменить сам себя. Он слишком сложен, чтобы быть объектом моделирования, и слишком прост, чтобы осуществить моделирование человеческой природы... А без моделирования какие уж целенаправленные изменения, особенно если мы хотим добиться от них позитивных результатов!

Так что будет все идти своим чередом. Новейшие технологические игрушки не будут препятствовать репродуцированию структур, сопровождавших всю историю человечества. Я как-то писал о том, как благодаря рабскому труду на советских атомных предприятиях Россия сумела создать атомную бомбу ("История с математикой...", "КТ" #207). Так что надеяться на благо, которое проистечет из кремниевых долин, надо в разумных пределах. Я, знаете ли, консерватор. Среди зарубежных коллег считаюсь ужасным обскурантом, так даже в справочниках про меня написано... Отвергаю я, видите ли, рукоположение женщин в священнослужительский сан. Отвергаю под тем предлогом, что не было их среди апостолов Христа.

Взялся меня как-то переубеждать один зарубежный гость. "Нет, - говорит. - Неправильно это. Это тогда было. А сейчас все по-другому. Тогда ведь рабство было, а теперь его нет..." Ну что же с ним, наивным, делать... Не бить же, как Санта-Клаус, он же Николай Чудотворец, Святитель Мир Ликийских, бил на Никейском Вселенском соборе ересиарха Ария... Вывел я его из здания консистории, перевел через дорогу, подвел к ларьку. Там девушка сидит, торгует.

"Видишь, - говорю, - самая настоящая рабыня. Муж, кстати, компьютерами торговал. Прогорел, однако. Чужие деньги задолжал. Но их убивать не стали. В рабство взяли. Муж товары на "газельке" развозит, жена в ларьке сидит. На еду им дают... Рабство, самое полноценное рабство. Как в Древнем Риме... Там по Законам Двенадцати таблиц можно было, на выбор, должника или убить, или обратить в рабство для домашних нужд... У нас "мочат", правда, не по закону, традиции тут такие и нравы... Но бывает, что побеждает и гуманизм - вот они, его плоды. Девка-то живая..." Коллега смутился, бормотал что-то про "криминальную перестройку" и шустро убыл восвояси... А я в очередной раз вспомнил записные книжки Ильфа и Петрова:

"Сюжет фантастического романа - изобретение радио, откуда должно проистечь всеобщее счастье. Радио изобретено. Счастья как не было, так и нет..."



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.