Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Идеи, люди, скорость и интернет

Архив
автор : АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВ    04.07.2000

В последние годы Интернет-экономика развивается невиданными темпами, осваивая все новые и новые направления бизнеса. Многие сравнивают этот процесс с индустриальной революцией. Правда, в отличие от последней, на создание и раскрутку новых брэндов - потенциально будущих лидеров рынка - уходит всего несколько месяцев, а не десятилетий, а многие компании, которые лет через десять будут составлять костяк Интернет-экономики, еще не появились даже в виде идей.


До недавнего времени в мире новые Интернет-компании сами торили дорогу к успеху. Если посмотреть на соотношение способов привлечения начального финансирования, станет очевидным, что большинство предпринимателей делали все на свои деньги или деньги родственников и знакомых (см. табл.). Хрестоматийным примером является супермагазин Джона Бизоса Amazon.com. Сначала Бизосу самому приходилось сколачивать книжные полки и паковать книги, которые покупали через его магазин. Другие смогли убедить в перспективности своего дела венчурные фонды, кто-то сумел привлечь частные инвестиции, кому-то досталось наследство.

Источники финансирования Интернет-стартапов.
Собственные средства86%
Частные венчурные инвесторы  [1]45%
Венчурные фонды25%
Частные инвестиции25%
Корпоративное финансирование23%
Другое11%


А сегодня все большую популярность получает еще один способ взращивания перспективных бизнес-проектов, выгодность которого (как, впрочем, и самих бизнес-инкубаторов) была осознана в западных странах, особенно в США, уже много лет назад: размещение проекта в Интернет-инкубаторе. Благодаря именно такой форме поддержки многие начинающие проекты смогли пройти непростой путь от идеи до ее реализации и превращения в прибыльные бизнесы.

Бизнес-инкубация помогает молодым компаниям преодолевать трудности "младенческого возраста" в период наибольшей уязвимости. Как правило, инкубаторы предоставляют услуги в области управления и стратегического развития, поиска первоначального финансирования, технической поддержки, аренды офиса, подбора персонала, то есть для предпринимателей создается благоприятная среда, позволяющая концентрироваться на производимом продукте, а не на решении организационных вопросов. В свою очередь, бизнес-инкубаторы ожидают от подопечных не только блестящих идей, но и значительную долю в бизнесе, обычно превышающую 50%. Если в 1980 году в Соединенных Штатах едва ли можно было насчитать десяток бизнес-инкубаторов, то лет пять спустя их число возросло до семидесяти, а в настоящее время только в Северной Америке действует около шестисот бизнес-инкубаторов.

Опыт по скоростному выращиванию перспективных коммерческих проектов оказался чрезвычайно актуальным и для виртуальной экономики, а осознание того, что сочетание хорошей идеи, сильной команды и отеческой заботы инкубатора может порождать сверхприбыльные бизнесы, впервые пришло в голову известному американскому бизнесмену Биллу Гроссу. В 1996 году, на заре сетевой экономики (настоящая история - по интернетовским меркам!) он основал самый известный сегодня Интернет-инкубатор idealab!

Несмотря на новизну и экспериментальный характер начинания, Гросс очень точно уловил главное: миссией idealab! стала поддержка самых ярких идей с целью их быстрейшего преобразования в прибыльные коммерческие предприятия с высокой капитализацией. Собственно говоря, модель idealab! почти не отличалась от любого другого, не виртуального, бизнес-инкубатора. Стандартный пакет включал в себя капиталовложения, офисные помещения, юридическую поддержку, маркетинговые услуги и т. п. Но до idealab! никто не пытался много заработать с помощью Интернета и не стремился вкладываться в сетевые высокорискованные проекты.

Для развития своих идей и обеспечения idealab! передовой технологией Гросс пригласил группу из пятнадцати программистов экстракласса, а также начал активно сотрудничать со специалистами из Калифорнийского технологического института, Колледжа дизайна, Центра искусств и даже Голливуда. В результате рыночная стоимость компании сегодня составляет 220 млн. долларов, штат насчитывает почти пятьсот человек, а одновременно "инкубируется" около полусотни компаний.

Успех идеи idealab! стал очевидным: фирмой были выпущены в успешное плавание по океанам Интернет-бизнеса и такие относительно давние сайты, как GoTo.com, etoys, CarsDirect.com и Free-PC, и свежие проекты - сайт CitySearch (региональный поиск, оценивается в 150 млн. долларов) или People Link (организация анонимных чат-групп с помощью телефонной сети). Два последних проекта idealab! - компания MakeAnOffer.com, которая соединит покупателей и продавцов жилья, и персонализированная система оплаты payMe.com - тоже, скорее всего, обречены на успех.

После небольшого периода выжидания Интернет-инкубаторы начали плодиться один за другим, особенно урожайным выдался 1999 год. Лидерами стали eHatchery, созданный Джеффом Леви в Атланте, I-Hatch из Орландо (Флорида), Intend Change из Санта-Клары (Калифорния), VenCatalyst из Вашингтона и Venture Frogs из Сан-Франциско. Тогда же Интернет-инкубаторы пришли и в старушку Европу, где в сентябре 1999 года появился antfactory с представительствами в Амстердаме, Лондоне, Милане, Мюнхене и Париже.

Хотя их принципы работы мало отличались от принципов idealab!, каждый инкубатор старался подчеркнуть свою уникальность. Так, например, eHatchery постаралась максимально облегчить процесс отбора проектов. Для претендентов была составлена Web-анкета всего лишь с пятью вопросами: объяснить идею в одном предложении, уложившись в триста слов, сообщить об уже полученном финансировании, представить ключевые фигуры и рассказать об уникальности идеи. Некоторые инкубаторы заявляли о своей специализации на какой-либо одной группе проектов. Например, VenCatalyst и VentureWorx в основном взращивают B2B-проекты, I-Hatch - проекты, связанные с внедрением инновационных Интернет-продуктов и электронной торговли и т. п.

Серьезную попытку объединить интересы инвесторов и новых Интернет-компаний предприняла компания Garage.com, поставив перед собой задачу максимально упростить и автоматизировать взаимный поиск предпринимателей и инвесторов. С этой целью на сайте Garage.com были созданы два раздела: "Garage" и "Heaven". В первый доступ открывается только для предпринимателей, ставших членами Garage.com. Здесь к их услугам помощь в корректировке бизнес-планов, подборе персонала и поиске инвестора. Заинтересованным в получении финансирования предлагается заполнить детализированную заявку для определения инвестиционной привлекательности их замыслов.

Те компании, которые отвечают строгим критериям Garage.com, вносятся во второй список, представленный в разделе "Heaven". Этот раздел открыт лишь для инвесторов, становящихся участниками Garage.com только после тщательной проверки и отбора консультативным советом проекта. Инвесторы могут выбрать из списка новых компаний самое привлекательное на их взгляд предложение и сделать инвестиции, размер которых обычно колеблется от 100 долларов до 500 тысяч для частных инвесторов и от 1 миллиона и выше для венчурных фондов и банков.

Но наиболее интересным с точки зрения теории и практики Интернет-инкубации стал, пожалуй, проект eCompanies, основанный в июле 1999 года в калифорнийской Санта-Монике.

Под крышей компании объединились инкубатор и венчурная группа, а главный упор был сделан на сверхзвуковой скорости превращения проекта из идеи в стабильный бизнес. Собственно, eCompanies стала не столько Интернет-инкубатором, сколько Интернет-акселератором, в чем и состоит ее принципиальное отличие от idealab!, eHatchery, CMGI и др. Срок инкубации в eCompanies действительно краток: всего 100-180 дней.

 
Отцами-основателями eCompanies стали два предпринимателя - Скай Дейтон и Джейк Вейнбаум (известные в бизнес-кругах под кличками "Спарки" и "Флиппер"). У обоих к моменту создания компании за плечами был богатый опыт построения высокотехнологичных, стремительно развивавшихся компаний.

Дейтону всегда была свойственна гиперактивность в бизнесе, что подтверждает история с ныне широко известным провайдером Интернет-услуг (ISP) EarthLink Network. Однажды, в 1994 году, Дейтон заводил свой первый почтовый ящик в Интернете, что заняло у него слишком много времени. В результате он решил создать компанию, целью которой стало максимальное упрощение для пользователя работы в Интернете: EarthLink Network быстро превратилась в ведущего Интернет-провайдера с более чем миллионной аудиторией и доходами в $175,9 млн. долларов (а после слияния со своим бывшим конкурентом, MidSpring Enterprises, капитализация компании достигла 1,8 миллиарда). Затем Дейтоном овладела новая идея: максимально ускорить процесс превращения бизнес-концепции в прибыльный бизнес на основе Интернета.

Тогда же топ-менеджер компании Disney.com Джейк Вейнбаум работал с целым рядом успешных сетевых проектов (disney.com, family.com, ABCNews, ESPN.com, Go.com). Дейтон и Вейнбаум быстро нашли общий язык и договорились о создании Интернет-инкубатора нового типа, каковым, по их мнению, стала компания eCompanies.

1 сентября 1999 года венчурная группа eCompanies объявила о своем первом инвестировании в проект eHobbies, задуманном как вертикальный портал о всевозможных хобби, а уже той же осенью eHobbies успешно работала в Интернете, став популярным порталом.

Успех второго инкубируемого проекта (eParties, компании по обслуживанию дней рождений и разнообразных приемов) был предопределен большим объемом рынка вечеринок, бюджет которого тянет на 50 млн. долларов.


Как, наверное, и следовало ожидать, первой компанией, показавшей фантастическую скорость развития, стала сама eCompanies. Всего лишь через 84 дня после начала проекта, она уже имела двадцать сотрудников и, самое важное, солидный венчурный фонд в размере 130 млн. долларов, сформированный Goldman Sachs Group, CS First Boston, Sprint, Times Mirror и Disney.

Высокотехнологичная инкубация стала основой деятельности eCompanies, причем Скай Дейтон и Джейк Вейнбаум (см. врезку) подчеркивают одну особенность своего детища: инкубатор принципиально не работает с компаниями, занимающимися в Интернете чистой "розницей".

Еженедельно сотни идей попадают в поле зрения Интернет-инкубаторов. Хотя большая их часть отвергается с ходу или после экспертизы, оставшиеся попадают в когорту избранных. Инкубаторы не боятся экспериментов и риска. Ведь среди десятка пестуемых проектов может оказаться новый Yahoo или Amazon. Уже одно это делает идею Интернет-инкубатора привлекательной и даже азартной.

 
Илья Пономарев

Инвестиционного бума в российской Сети нет. Нет реальных денег; есть полумифические фигуры якобы иностранных инвесторов, которые бегают и ищут, кого бы купить, - и, конечно, не находят готовых для этого команд. На рынке можно найти от силы 80 реальных игроков, у которых есть шанс на инвестиции. Хотя 80 - даже много, их вряд ли больше 10-15. Почти все они уже обзавелись стратегическими партнерами, и все вместе способны освоить в 2000 году не больше 10 млн. долларов. Ведь ни одна российская Интернет-компания не может стоить больше миллиона долларов, даже теоретически. Хотя деньги могли бы прийти с Запада, - в Силиконовой Долине даже после падения NASDAQ ежедневно "поднимается" порядка 100 млн. долларов. То есть вложить в Россию 10-20 миллионов для иностранцев не проблема.

Проблема в другом. Во всем мире инвестиции делают через эмиссию акций и уменьшение долей изначальных собственников. У американцев есть такой принцип: "У вас может быть собственная маленькая пицца размером с пятачок. А лучше, когда пицца большая и вам в ней принадлежит лишь кусочек, но по площади больший, чем пятачок". Российские интернетчики - хорошие специалисты, но в большинстве своем посредственные бизнесмены, они панически боятся потерять контроль над своими детищами, но рады "продаться" инвестору за баснословные деньги, не предлагая ему путей дальнейшего развития бизнеса. Пока у российских Интернет-компаний не сформируется трезвая самооценка, о серьезных инвестициях говорить бессмысленно. Инвестору, чтобы рассчитывать хотя бы на сохранение денег, необходимо контролировать компанию. А это возможно лишь тогда, когда она зарегистрирована по американским законам - российские либо несовершенны, либо отсутствуют. Российскую компанию трудно оценить, она как "кот в мешке".

На российском рынке есть компании, покупающие бизнесы для себя и не участвующие в управлении "купленным". Они, скажем так, "дают тусовке деньги". Я считаю, что делать так - это даже хуже, чем выбрасывать их на ветер. Это развращает грамотных технических специалистов, которые могли бы заниматься своим делом. Мы видим, как сильные программисты и дизайнеры благодаря "инвестициям" под крайне оптимистичные бизнес-планы объявили себя бизнесами будущего (весьма экзотические способы траты "лишних" денег Интернет-компаниями, в частности, продемонстрировал последний "Комтек").

Сроки же возвращения средств наступят раньше, нежели самая светлая перспектива станет реальностью. Уверен, что скоро мы увидим крах многих иллюзий. И хорошо, если инвесторы - западные - отнесутся к этому "по-философски". К сожалению, большая часть денег в Рунете имеет российское происхождение, и дело может закончиться весьма печально. Мириться же с потерей денег в России не привыкли...

Поэтому инвесторам в России остается вкладываться не в раскрученные, а в start-up-проекты.


Однако основой успеха этого бизнеса остаются идеи, люди, скорость и Интернет.



1 (обратно к тексту) - Так называемые angels.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.