Идеи, люди, скорость и интернет
АрхивВ последние годы Интернет-экономика развивается невиданными темпами, осваивая все новые и новые направления бизнеса. Многие сравнивают этот процесс с индустриальной революцией. Правда, в отличие от последней, на создание и раскрутку новых брэндов - потенциально будущих лидеров рынка - уходит всего несколько месяцев, а не десятилетий, а многие компании, которые лет через десять будут составлять костяк Интернет-экономики, еще не появились даже в виде идей.
До недавнего времени в мире новые Интернет-компании сами торили дорогу к успеху. Если посмотреть на соотношение способов привлечения начального финансирования, станет очевидным, что большинство предпринимателей делали все на свои деньги или деньги родственников и знакомых (см. табл.). Хрестоматийным примером является супермагазин Джона Бизоса Amazon.com. Сначала Бизосу самому приходилось сколачивать книжные полки и паковать книги, которые покупали через его магазин. Другие смогли убедить в перспективности своего дела венчурные фонды, кто-то сумел привлечь частные инвестиции, кому-то досталось наследство.
Собственные средства | 86% |
Частные венчурные инвесторы [1] | 45% |
Венчурные фонды | 25% |
Частные инвестиции | 25% |
Корпоративное финансирование | 23% |
Другое | 11% |
А сегодня все большую популярность получает еще один способ взращивания перспективных бизнес-проектов, выгодность которого (как, впрочем, и самих бизнес-инкубаторов) была осознана в западных странах, особенно в США, уже много лет назад: размещение проекта в Интернет-инкубаторе. Благодаря именно такой форме поддержки многие начинающие проекты смогли пройти непростой путь от идеи до ее реализации и превращения в прибыльные бизнесы.
Бизнес-инкубация помогает молодым компаниям преодолевать трудности "младенческого возраста" в период наибольшей уязвимости. Как правило, инкубаторы предоставляют услуги в области управления и стратегического развития, поиска первоначального финансирования, технической поддержки, аренды офиса, подбора персонала, то есть для предпринимателей создается благоприятная среда, позволяющая концентрироваться на производимом продукте, а не на решении организационных вопросов. В свою очередь, бизнес-инкубаторы ожидают от подопечных не только блестящих идей, но и значительную долю в бизнесе, обычно превышающую 50%. Если в 1980 году в Соединенных Штатах едва ли можно было насчитать десяток бизнес-инкубаторов, то лет пять спустя их число возросло до семидесяти, а в настоящее время только в Северной Америке действует около шестисот бизнес-инкубаторов.
Опыт по скоростному выращиванию перспективных коммерческих проектов оказался чрезвычайно актуальным и для виртуальной экономики, а осознание того, что сочетание хорошей идеи, сильной команды и отеческой заботы инкубатора может порождать сверхприбыльные бизнесы, впервые пришло в голову известному американскому бизнесмену Биллу Гроссу. В 1996 году, на заре сетевой экономики (настоящая история - по интернетовским меркам!) он основал самый известный сегодня Интернет-инкубатор idealab!
Несмотря на новизну и экспериментальный характер начинания, Гросс очень точно уловил главное: миссией idealab! стала поддержка самых ярких идей с целью их быстрейшего преобразования в прибыльные коммерческие предприятия с высокой капитализацией. Собственно говоря, модель idealab! почти не отличалась от любого другого, не виртуального, бизнес-инкубатора. Стандартный пакет включал в себя капиталовложения, офисные помещения, юридическую поддержку, маркетинговые услуги и т. п. Но до idealab! никто не пытался много заработать с помощью Интернета и не стремился вкладываться в сетевые высокорискованные проекты.
Для развития своих идей и обеспечения idealab! передовой технологией Гросс пригласил группу из пятнадцати программистов экстракласса, а также начал активно сотрудничать со специалистами из Калифорнийского технологического института, Колледжа дизайна, Центра искусств и даже Голливуда. В результате рыночная стоимость компании сегодня составляет 220 млн. долларов, штат насчитывает почти пятьсот человек, а одновременно "инкубируется" около полусотни компаний.
Успех идеи idealab! стал очевидным: фирмой были выпущены в успешное плавание по океанам Интернет-бизнеса и такие относительно давние сайты, как GoTo.com, etoys, CarsDirect.com и Free-PC, и свежие проекты - сайт CitySearch (региональный поиск, оценивается в 150 млн. долларов) или People Link (организация анонимных чат-групп с помощью телефонной сети). Два последних проекта idealab! - компания MakeAnOffer.com, которая соединит покупателей и продавцов жилья, и персонализированная система оплаты payMe.com - тоже, скорее всего, обречены на успех.
После небольшого периода выжидания Интернет-инкубаторы начали плодиться один за другим, особенно урожайным выдался 1999 год. Лидерами стали eHatchery, созданный Джеффом Леви в Атланте, I-Hatch из Орландо (Флорида), Intend Change из Санта-Клары (Калифорния), VenCatalyst из Вашингтона и Venture Frogs из Сан-Франциско. Тогда же Интернет-инкубаторы пришли и в старушку Европу, где в сентябре 1999 года появился antfactory с представительствами в Амстердаме, Лондоне, Милане, Мюнхене и Париже.
Хотя их принципы работы мало отличались от принципов idealab!, каждый инкубатор старался подчеркнуть свою уникальность. Так, например, eHatchery постаралась максимально облегчить процесс отбора проектов. Для претендентов была составлена Web-анкета всего лишь с пятью вопросами: объяснить идею в одном предложении, уложившись в триста слов, сообщить об уже полученном финансировании, представить ключевые фигуры и рассказать об уникальности идеи. Некоторые инкубаторы заявляли о своей специализации на какой-либо одной группе проектов. Например, VenCatalyst и VentureWorx в основном взращивают B2B-проекты, I-Hatch - проекты, связанные с внедрением инновационных Интернет-продуктов и электронной торговли и т. п.
Серьезную попытку объединить интересы инвесторов и новых Интернет-компаний предприняла компания Garage.com, поставив перед собой задачу максимально упростить и автоматизировать взаимный поиск предпринимателей и инвесторов. С этой целью на сайте Garage.com были созданы два раздела: "Garage" и "Heaven". В первый доступ открывается только для предпринимателей, ставших членами Garage.com. Здесь к их услугам помощь в корректировке бизнес-планов, подборе персонала и поиске инвестора. Заинтересованным в получении финансирования предлагается заполнить детализированную заявку для определения инвестиционной привлекательности их замыслов.
Те компании, которые отвечают строгим критериям Garage.com, вносятся во второй список, представленный в разделе "Heaven". Этот раздел открыт лишь для инвесторов, становящихся участниками Garage.com только после тщательной проверки и отбора консультативным советом проекта. Инвесторы могут выбрать из списка новых компаний самое привлекательное на их взгляд предложение и сделать инвестиции, размер которых обычно колеблется от 100 долларов до 500 тысяч для частных инвесторов и от 1 миллиона и выше для венчурных фондов и банков.
Но наиболее интересным с точки зрения теории и практики Интернет-инкубации стал, пожалуй, проект eCompanies, основанный в июле 1999 года в калифорнийской Санта-Монике.
Под крышей компании объединились инкубатор и венчурная группа, а главный упор был сделан на сверхзвуковой скорости превращения проекта из идеи в стабильный бизнес. Собственно, eCompanies стала не столько Интернет-инкубатором, сколько Интернет-акселератором, в чем и состоит ее принципиальное отличие от idealab!, eHatchery, CMGI и др. Срок инкубации в eCompanies действительно краток: всего 100-180 дней.
|
Как, наверное, и следовало ожидать, первой компанией, показавшей фантастическую скорость развития, стала сама eCompanies. Всего лишь через 84 дня после начала проекта, она уже имела двадцать сотрудников и, самое важное, солидный венчурный фонд в размере 130 млн. долларов, сформированный Goldman Sachs Group, CS First Boston, Sprint, Times Mirror и Disney.
Высокотехнологичная инкубация стала основой деятельности eCompanies, причем Скай Дейтон и Джейк Вейнбаум (см. врезку) подчеркивают одну особенность своего детища: инкубатор принципиально не работает с компаниями, занимающимися в Интернете чистой "розницей".
Еженедельно сотни идей попадают в поле зрения Интернет-инкубаторов. Хотя большая их часть отвергается с ходу или после экспертизы, оставшиеся попадают в когорту избранных. Инкубаторы не боятся экспериментов и риска. Ведь среди десятка пестуемых проектов может оказаться новый Yahoo или Amazon. Уже одно это делает идею Интернет-инкубатора привлекательной и даже азартной.
|
Однако основой успеха этого бизнеса остаются идеи, люди, скорость и Интернет.
1 (обратно к тексту) - Так называемые angels.