Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Cтрана неплатежеспособного спроса

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   04.07.2000

Если мы спросим прохожих на улице, что такое Интернет, то граждане, исправно смотрящие телевизор, обязательно что-нибудь расскажут про "компьютеры" и "сайты", даже если им самим выходить в Сеть не доводилось. Но мало кто из случайных людей сможет пояснить, откуда берутся эти самые, производящие столько шума в офлайне, сайты, за чей счет существуют и кому принадлежат. Самое забавное, что не все, в том числе и профессионально занимающиеся Сетью интернетчики, ответят на все эти вопросы, и, что еще более странно, далеко не все они ими вообще задаются.


Тем временем, романтические времена в Сети проходят, и каждому Интернет-проекту, если таковой хочет раскрутиться (или для нынешних - выжить и не утерять значимости), следует поискать ответ на вопрос "как зарабатывать деньги?". Нефтегазовое существование "вне экономики", свойственное целым отраслям российского бизнеса и пригрезившееся было некоторым крупным проектам российского Интернета с приходом в него больших шальных денег, в перспективе не грозит. Чтобы "застолбить территорию", прикупив на корню готовый раскрученный проект, большого ума не надо, а вот заставить его работать, принося прибыль, - задачка не простая. А ведь рано или поздно большинству ныне в массе своей бездумных "стратегических" инвесторов захочется получить ответ на вопрос, "а где отдача, и куда исчезли денежки?" - и хорошо, если этот вопрос не будет носить ультимативного характера.

Обычно вставляемое в этом месте замечание, что в России невозможно получать доходы в Сети уже сегодня, поскольку, дескать, у нас нет платежеспособного населения, хотя и не лишено резона, но все же не совсем верное. Принципиальных препятствий нет: объем вполне состоятельного (даже по мировым меркам) населения в России таков, что окажется не меньше пары-тройки вместе взятых западноевропейских стран. Никому же не приходит в голову заявить, что в какой-нибудь Австрии, Бельгии или Дании "нет платежеспособного спроса для развития B2C в Интернете" всего лишь потому, что в них живет по 5-10 млн. человек? То же самое относится и к корпорациям - они в России есть, и часть своих отношений с себе подобными вполне могут переносить в Сеть. Эти проекты (B2B) перспективнее, надо всего лишь предложить что-то нужное и суметь взять за это деньги. "Всего лишь"... но если не уметь, то стоит ли и браться?

Попробуем (условно) разделить "коммерческий" сегмент Рунета на раскрученные (или интенсивно раскручиваемые) проекты с устоявшимися командами, имиджем, аудиторией и только выходящие на рынок стартапы, не имеющие за своими плечами мощных финансовых партнеров и имени. Если "финансовая" задача первых зачастую - как можно дороже продаться "стратегическим инвесторам", причем речь идет об освоении максимум нескольких десятков миллионов долларов [1], то вторые (возможно, в будущем становой хребет Рунета) пока еще не могут предложить ничего конкретного. Сегодняшние проблемы начинающих компаний: где взять средства на зарплату, как привлечь внимание публики, как вообще из расхлябанной и безответственной компании друзей-приятелей превратиться в предпринимательскую структуру с дисциплиной, учетом и прочими мелкими радостями бизнеса.

Табл. 1. Венчурные инвестиции (в мире).
КварталЧисло компанийВложено в среднем в одну компанию (млн. долл.)Всего вложено (млрд. долл.)
январь-март 2000 г.155714,5722,68
октябрь-декабрь 1999 г.154613,6021,02
июль-сентябрь1999 г.126410,2913,00
апрель-июнь 1999 г.11189,4410,55
январь-март 1999 г.8517,246,16


Мы были свидетелями, как лет за десять по тем или иным причинам отошло первое поколение "перестроечных" политиков, которых почему-то теперь все чаще называют романтиками. Их вытеснили не лучшие, но более приспособленные люди, увереннее ориентирующиеся в новых правилах игры. То же самое может произойти в Рунете со многими, "стоявшими у истоков" и иногда не вполне адекватно оценивающими свою нынешнюю роль (что не страшно) и роль своих сетевых детищ (что уже хуже). Это усложняет переговоры с партнерами, которые при оценке коммерческих перспектив бизнеса не хотят (а часто и не умеют) учесть все эти "человеческие" нюансы. Но все же, несмотря ни на что, "старое поколение" раскрученных сайтов инвестиции находит. Совсем другое дело - новые предприниматели, которые выросли в других условиях и потому менее склонны к переоценке собственной роли и возможностей, да и просто более сговорчивые. Эти люди не только вузы, но и школу заканчивали уже после кончины советской власти. Бытие ли первично, сознание ли, но и то и другое у них совсем не те, что у поколения, скажем, 60-х или 70-х. Придумывая новые сетевые проекты, гарантий коммерческой успешности они не дадут, но пытаться инвестировать деньги в них можно: в конце концов, им нужно немного. Инвестировать можно по-разному, хотя западные классические схемы из-за взаимного недоверия на рынке непригодны: скажем, почти нереально одолжить серьезные средства на раскрутку по банковской схеме, даже под какие-то "гарантии" [2]. Да и ликвидное имущество, способное покрыть требуемый кредит, у просителя вряд ли есть. Нет венчурных фондов, к которым можно было бы обратиться за финансированием, и, скорее всего, никто не оставит наследства молодому и энергичному гражданину вкупе с идеей, как можно заработать деньги в Сети.

Табл. 2. Инвестиции в молодые компании (в мире).
НаправлениеЧисло компаний (1-й квартал 2000 г.)Всего вложено в 1-м квартале 2000 г. (млрд. долл.)Всего вложено в 1-м квартале 1999 г. (млрд. долл.)
Компьютерные85912,432,57
Связь3356,021,63
Промышленность1512,270,80
Медицина1140,790,68
Электроника450,650,27
Биотехнологии530,510,21
Всего155722,686,16


А тем временем новичкам нужно примерно одно и то же, и именно к ним обращены хищные взгляды первых местных Интернет-инкубаторов. В отличие от своих западных собратьев, появившихся в те времена, когда Интернет в России делал начальные шаги, их первый российский собрат родился (от A. Partners) совсем недавно, в феврале 2000 года. Он недолго оставался в одиночестве: за прошедшие с тех пор месяцы о планах создания подобных бизнесов заявили сразу несколько компаний; среди них "засветились" в прессе проекты Incubator.ru, NetValue.Ru, Arrava, причем список, вероятно, этим не ограничится. Все они по первоначальным планам собираются в первый год "поддержать" не более десятка стартапов каждая, итого на весь русскоязычный (хотя, собственно говоря, почему непременно русскоязычный?) Интернет получается вряд ли больше тридцати проектов.

 
Алексей Пригожин (президент A. Partners)

Создание Интернет-инкубатора - это наша реакция на фундаментальные изменения в экономике, на переход от индустриальной эры к эре информационной, одной из самых важных черт которой является, как я ее называю, "кристаллизация ценности". В традиционных бизнес-структурах львиную долю затрат составляют операционные расходы - аренда помещения, содержание сотрудников и т. п. Весь этот организм производит какой-то продукт, но очень трудно разобраться, кто они, те самые незаменимые "золотые" сотрудники, обеспечивающие прибыльность бизнеса, а кто удачно устроился. В Интернет-бизнесе все иначе. Здесь всегда понятно, на ком что держится, ценность бизнеса "кристаллизуется" в конкретной команде и ее лидере. Без них ничего не получится, и именно их и необходимо мотивировать.

Наш инкубатор - это попытка создать открытую систему по привлечению таких команд, гибких, способных эволюционировать, и, конечно же, по их мотивации. Ведь многие уходят из бизнеса или даже не начинают его, боясь рутинной работы, бытовых проблем, которые есть и у электронного бизнеса. Инкубатор помогает талантливым людям преодолеть всю эту "бытовуху" и сосредоточиться на своем проекте. В этом смысле мы и предлагаем ту самую "кристаллизацию ценности".

Анатолий Левенчук (президент TechInvestLab.com)

Примерно с 1987-го по 1993 год в России был период активного строительства нового бизнеса, нового мира: создавали предприятия, инвестировали в новые производства. Следующие пять лет (закончившиеся кризисом) были периодом передела собственности: новые бизнесы не создавалось, и инвестиций практически не было. В 1999 году снова началось шевеление, а в этом году российский бизнес из режима передележки переключился на режим создания богатства. Появилась возможность для предпринимательства в его первоначальном смысле, а не путем оттяпывания подгнивающих кусков у государства. Поэтому летом 1999 года мы создали TechInvestLab.com, занявшийся запуском Интернет-проектов. Планируется делать все то, что делает классический Интернет-инкубатор (от TechInvestLab.com проекты получают рабочие места, начальное [seed] финансирование, помощь в менеджменте и маркетинге, обеспечение следующих раундов финансирования и т. д.), хотя не хотелось бы называть его так. Не хочется зависеть от ярлыка, я предпочитаю говорить о бизнес-катализаторе.


Если вы тот самый стартап, то чем вам грозит попадание на отсидку в инкубатор? Вас возьмут под плотную опеку, тщательнейшим образом проведя экспертизу ваших планов, скорее всего, уточнив их, попросят поделиться частью бизнеса и, в зависимости от успехов и своих приоритетов, продадут ее или сохранят за собой после раскрутки (подробнее об этом читайте в статье Андрея Вакуленко "Как высидеть яичко").

И помните, потенциальные яйца-питомцы, что инкубаторам вы интересны не как творческие личности и не своими гениальными идеями. И то и другое лишь необходимое, но недостаточное условие. Вы нужны инкубатору, только если обещаете в перспективе приносить прибыль. При высиживании вам навяжут довольно жесткие правила поведения, заставят вести - о ужас! - бухгалтерию, отчитываться о расходах и согласовывать траты [3], причем рассчитывать, что, сделав на вас ставку, вас будут тянуть до победного конца, не стоит. Если окажется, что перспективы неважнецкие, на поддержку лучше не рассчитывать: сама природа Интернет-инвестиции предполагает, что часть проектов окажется неудачной, деньги будут потеряны, и чем раньше это выяснится и стороны расстанутся, тем лучше для всех.

 
Алексей Пригожин

Мы принципиально не берем у партнеров контрольного пакета акций. Мы считаем, что в основе бизнеса всегда лежит яркий, талантливый человек или команда, которые и приходят в инкубатор. Очевидно, что им нет смысла идти куда-то, где у них будут отобраны рычаги управления. Люди, на которых мы ориентируемся, заинтересованы прежде всего в том, чтобы создать бизнес, в котором они будут работать и завтра, и через десять лет, бизнес, из которого их никто не сможет "попросить". Мы не ставим своей целью превратить проекты, приходящие в наш инкубатор, в зависимую компанию. Наша цель - превратить их в успешную компанию, которая сможет найти крупного инвестора.

Антон Носик (консультант NetValue.Ru)

Существует "стандартный" набор потребностей самих инкубируемых (деньги, оборудование, помещение, доступ в Интернет, консультационные, юридические услуги по регистрации фирмы, составлению бизнес-плана и т. п.). В этом смысле все инкубаторы предлагают подопечным примерно одно и то же. По сути дела, это вещи, которые создатель проекта оплатил бы сам, из собственного кармана, если бы имел свободные средства (или если бы в России слыхали о банковском кредитовании стартапов под залог акций). Но сегодня мало создать качественный контент с удачным дизайном и постоянным обновлением. Нужно еще попасться на глаза своей целевой аудитории, завоевать постоянных читателей, зрителей, посетителей, выстроить вокруг сайта community. Тупая банерная "бомбежка" a la Пал Палыч Бородин или сверхдорогая "наружка" в духе www.umar.ru далеко не всегда оказываются эффективными. Вывести малотиражный проект в лидеры, построить на его основе портал - задача, требующая особых знаний, опыта, рекламных площадок и возможностей. В этом смысле NetValue.Ru, совместный проект IHC со Студией Артемия Лебедева, может оказать проектам поддержку, которая гораздо важнее денежных вливаний, хостинга и выделенки.

Андрей Головин (управляющий партнер www.incubator.ru)

Инкубироваться будут собственные и партнерские проекты, к которым будут предъявляться такие требования: собственный готовый проект-менеджмент, эффективное отторжение выполненных проектов на следующий этап их позиционирования на рынке, наличие команды, способной эффективно продвигать проекты. Резюме: нацеленность потенциальных партнеров на эффективное продвижение проектов по венчурной схеме финансирования. Предполагается долевое владение проектами с инвесторами; отдельная задача - это расширение команд, разрабатывавших инкубируемые проекты. Общая схема инкубатора: партнерская управляющая компания, "авторская антреприза" со звездными актерами и режиссерами.

Илья Пономарев (управляющий партнер Arrava)

Создаваемый нами проект тоже называют инкубатором, хотя его бизнес-модель от него довольно далека: мы принципиально разделяем инвестиционное направление, спекулятивное по своей природе, и управление проектами, которыми будут заниматься отдельные структуры. Мы с самого начала не будем нанимать персонал дочерних проектов, а поможем им создать свою фирму, причем не в стиле "российского бизнеса", а так, как полагается на Западе. Фирму, которая официально и находилась бы либо в США, либо в Европе. Мы не собираемся вкладывать, как обычно делают инкубаторы, по чуть-чуть в несколько десятков проектов, когда инкубаторы не управляют ими, а только контролируют итоговые показатели, рассчитывая, что хотя бы один-два из них выживет. Мы будем работать с пятью-шестью проектами, требующими серьезных инвестиций (идеально 1-2 млн. долларов), которые уж без присмотра не останутся, оставим за собой миноритарный пакет акций.

Мы стандартная американская Интернет-компания, базирующаяся в Силиконовой Долине, работающая по американским стандартам: мы приходим к венчурному капиталисту или корпоративному инвестору, показываем проект и получаем под него деньги. И никаких "русских бизнесов" - в России нет своего Интернет рынка. Есть глобальный рынок, и есть глобальный бизнес.

Все досыта "наелись" созданием простых Web-страничек, нужны решения, которые бы отражали бизнес-процессы компаний. С моей точки зрения, в России не существует рынка конечных потребителей. Поэтому браться стоит за создание только таких потребительских Web-сайтов (B2C-проектов), которые найдут спрос на западном рынке, либо за решения, ориентированные на корпоративных (B2B) заказчиков.


Если вы считаете, что ваша основная проблема - отсутствие средств, то вы наверняка ошибаетесь. Ваша проблема - отсутствие идей. А если я несправедлив и хорошая идея, причем интересная не одному вам, у вас все-таки есть, то скорее всего ваша проблема - это отсутствие команды. Если есть - удивительное дело - и хорошая идея, и команда, способная ее реализовать, тогда сдаюсь: в этом случае вашей проблемой действительно может быть отсутствие денег, но тогда вам непременно стоит попробовать формализовать свои идеи в какой никакой бизнес-план и постучаться в дверь к денежному мешку. Или (кто знает?), может, вы узнаете себя в одном из характеров, нарисованных в статье Ольги Исса "Кому мы нужны...", и поймете, что и вам пора вылупляться?..

Табл. 3. Инвестиции в Интернет-компании (в мире).
Вид бизнесаДоля
B2B27,7%
B2C18,8%
Связь30,3%
Прочие23,2%
Всего100%


Инкубаторы ждут вас и, желая заработать сами, дадут заработать и раскрутить свой проект и вам - для кого и написана эта тема номера.

Полезные ссылки

- www.smgi.com

- www.ecompanies.com

- www.echatery.com

- www.i-hatch.co

- www.idealab.com

- www.vencatalyst.com





1 (обратно к тексту) - Неважно сколько - важно, что свободных денег у инвесторов все равно больше.

2 (обратно к тексту) - Незащищенность инвестора - важнейшая проблема. Это уже традиция: сначала бойкие старушки-активистки не пускают законных владельцев или менеджеров на предприятия, затем в стычки вовлекаются не то ОМОНы, не то бандиты и т. д.

3 (обратно к тексту) - Что более чем разумно, поскольку все эти дурацкие правила игры неизбежны, а понимают они их наверняка лучше вас. Но нравится это далеко не всякому пришедшему к ним гению...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.