Cтрана неплатежеспособного спроса
АрхивЕсли мы спросим прохожих на улице, что такое Интернет, то граждане, исправно смотрящие телевизор, обязательно что-нибудь расскажут про "компьютеры" и "сайты", даже если им самим выходить в Сеть не доводилось. Но мало кто из случайных людей сможет пояснить, откуда берутся эти самые, производящие столько шума в офлайне, сайты, за чей счет существуют и кому принадлежат. Самое забавное, что не все, в том числе и профессионально занимающиеся Сетью интернетчики, ответят на все эти вопросы, и, что еще более странно, далеко не все они ими вообще задаются.
Тем временем, романтические времена в Сети проходят, и каждому Интернет-проекту, если таковой хочет раскрутиться (или для нынешних - выжить и не утерять значимости), следует поискать ответ на вопрос "как зарабатывать деньги?". Нефтегазовое существование "вне экономики", свойственное целым отраслям российского бизнеса и пригрезившееся было некоторым крупным проектам российского Интернета с приходом в него больших шальных денег, в перспективе не грозит. Чтобы "застолбить территорию", прикупив на корню готовый раскрученный проект, большого ума не надо, а вот заставить его работать, принося прибыль, - задачка не простая. А ведь рано или поздно большинству ныне в массе своей бездумных "стратегических" инвесторов захочется получить ответ на вопрос, "а где отдача, и куда исчезли денежки?" - и хорошо, если этот вопрос не будет носить ультимативного характера.
Обычно вставляемое в этом месте замечание, что в России невозможно получать доходы в Сети уже сегодня, поскольку, дескать, у нас нет платежеспособного населения, хотя и не лишено резона, но все же не совсем верное. Принципиальных препятствий нет: объем вполне состоятельного (даже по мировым меркам) населения в России таков, что окажется не меньше пары-тройки вместе взятых западноевропейских стран. Никому же не приходит в голову заявить, что в какой-нибудь Австрии, Бельгии или Дании "нет платежеспособного спроса для развития B2C в Интернете" всего лишь потому, что в них живет по 5-10 млн. человек? То же самое относится и к корпорациям - они в России есть, и часть своих отношений с себе подобными вполне могут переносить в Сеть. Эти проекты (B2B) перспективнее, надо всего лишь предложить что-то нужное и суметь взять за это деньги. "Всего лишь"... но если не уметь, то стоит ли и браться?
Попробуем (условно) разделить "коммерческий" сегмент Рунета на раскрученные (или интенсивно раскручиваемые) проекты с устоявшимися командами, имиджем, аудиторией и только выходящие на рынок стартапы, не имеющие за своими плечами мощных финансовых партнеров и имени. Если "финансовая" задача первых зачастую - как можно дороже продаться "стратегическим инвесторам", причем речь идет об освоении максимум нескольких десятков миллионов долларов [1], то вторые (возможно, в будущем становой хребет Рунета) пока еще не могут предложить ничего конкретного. Сегодняшние проблемы начинающих компаний: где взять средства на зарплату, как привлечь внимание публики, как вообще из расхлябанной и безответственной компании друзей-приятелей превратиться в предпринимательскую структуру с дисциплиной, учетом и прочими мелкими радостями бизнеса.
Квартал | Число компаний | Вложено в среднем в одну компанию (млн. долл.) | Всего вложено (млрд. долл.) |
январь-март 2000 г. | 1557 | 14,57 | 22,68 |
октябрь-декабрь 1999 г. | 1546 | 13,60 | 21,02 |
июль-сентябрь1999 г. | 1264 | 10,29 | 13,00 |
апрель-июнь 1999 г. | 1118 | 9,44 | 10,55 |
январь-март 1999 г. | 851 | 7,24 | 6,16 |
Мы были свидетелями, как лет за десять по тем или иным причинам отошло первое поколение "перестроечных" политиков, которых почему-то теперь все чаще называют романтиками. Их вытеснили не лучшие, но более приспособленные люди, увереннее ориентирующиеся в новых правилах игры. То же самое может произойти в Рунете со многими, "стоявшими у истоков" и иногда не вполне адекватно оценивающими свою нынешнюю роль (что не страшно) и роль своих сетевых детищ (что уже хуже). Это усложняет переговоры с партнерами, которые при оценке коммерческих перспектив бизнеса не хотят (а часто и не умеют) учесть все эти "человеческие" нюансы. Но все же, несмотря ни на что, "старое поколение" раскрученных сайтов инвестиции находит. Совсем другое дело - новые предприниматели, которые выросли в других условиях и потому менее склонны к переоценке собственной роли и возможностей, да и просто более сговорчивые. Эти люди не только вузы, но и школу заканчивали уже после кончины советской власти. Бытие ли первично, сознание ли, но и то и другое у них совсем не те, что у поколения, скажем, 60-х или 70-х. Придумывая новые сетевые проекты, гарантий коммерческой успешности они не дадут, но пытаться инвестировать деньги в них можно: в конце концов, им нужно немного. Инвестировать можно по-разному, хотя западные классические схемы из-за взаимного недоверия на рынке непригодны: скажем, почти нереально одолжить серьезные средства на раскрутку по банковской схеме, даже под какие-то "гарантии" [2]. Да и ликвидное имущество, способное покрыть требуемый кредит, у просителя вряд ли есть. Нет венчурных фондов, к которым можно было бы обратиться за финансированием, и, скорее всего, никто не оставит наследства молодому и энергичному гражданину вкупе с идеей, как можно заработать деньги в Сети.
Направление | Число компаний (1-й квартал 2000 г.) | Всего вложено в 1-м квартале 2000 г. (млрд. долл.) | Всего вложено в 1-м квартале 1999 г. (млрд. долл.) |
Компьютерные | 859 | 12,43 | 2,57 |
Связь | 335 | 6,02 | 1,63 |
Промышленность | 151 | 2,27 | 0,80 |
Медицина | 114 | 0,79 | 0,68 |
Электроника | 45 | 0,65 | 0,27 |
Биотехнологии | 53 | 0,51 | 0,21 |
Всего | 1557 | 22,68 | 6,16 |
А тем временем новичкам нужно примерно одно и то же, и именно к ним обращены хищные взгляды первых местных Интернет-инкубаторов. В отличие от своих западных собратьев, появившихся в те времена, когда Интернет в России делал начальные шаги, их первый российский собрат родился (от A. Partners) совсем недавно, в феврале 2000 года. Он недолго оставался в одиночестве: за прошедшие с тех пор месяцы о планах создания подобных бизнесов заявили сразу несколько компаний; среди них "засветились" в прессе проекты Incubator.ru, NetValue.Ru, Arrava, причем список, вероятно, этим не ограничится. Все они по первоначальным планам собираются в первый год "поддержать" не более десятка стартапов каждая, итого на весь русскоязычный (хотя, собственно говоря, почему непременно русскоязычный?) Интернет получается вряд ли больше тридцати проектов.
|
Если вы тот самый стартап, то чем вам грозит попадание на отсидку в инкубатор? Вас возьмут под плотную опеку, тщательнейшим образом проведя экспертизу ваших планов, скорее всего, уточнив их, попросят поделиться частью бизнеса и, в зависимости от успехов и своих приоритетов, продадут ее или сохранят за собой после раскрутки (подробнее об этом читайте в статье Андрея Вакуленко "Как высидеть яичко").
И помните, потенциальные яйца-питомцы, что инкубаторам вы интересны не как творческие личности и не своими гениальными идеями. И то и другое лишь необходимое, но недостаточное условие. Вы нужны инкубатору, только если обещаете в перспективе приносить прибыль. При высиживании вам навяжут довольно жесткие правила поведения, заставят вести - о ужас! - бухгалтерию, отчитываться о расходах и согласовывать траты [3], причем рассчитывать, что, сделав на вас ставку, вас будут тянуть до победного конца, не стоит. Если окажется, что перспективы неважнецкие, на поддержку лучше не рассчитывать: сама природа Интернет-инвестиции предполагает, что часть проектов окажется неудачной, деньги будут потеряны, и чем раньше это выяснится и стороны расстанутся, тем лучше для всех.
|
Если вы считаете, что ваша основная проблема - отсутствие средств, то вы наверняка ошибаетесь. Ваша проблема - отсутствие идей. А если я несправедлив и хорошая идея, причем интересная не одному вам, у вас все-таки есть, то скорее всего ваша проблема - это отсутствие команды. Если есть - удивительное дело - и хорошая идея, и команда, способная ее реализовать, тогда сдаюсь: в этом случае вашей проблемой действительно может быть отсутствие денег, но тогда вам непременно стоит попробовать формализовать свои идеи в какой никакой бизнес-план и постучаться в дверь к денежному мешку. Или (кто знает?), может, вы узнаете себя в одном из характеров, нарисованных в статье Ольги Исса "Кому мы нужны...", и поймете, что и вам пора вылупляться?..
Вид бизнеса | Доля |
B2B | 27,7% |
B2C | 18,8% |
Связь | 30,3% |
Прочие | 23,2% |
Всего | 100% |
Инкубаторы ждут вас и, желая заработать сами, дадут заработать и раскрутить свой проект и вам - для кого и написана эта тема номера.
Полезные ссылки
- www.smgi.com
- www.ecompanies.com
- www.echatery.com
- www.i-hatch.co
- www.idealab.com
- www.vencatalyst.com
1 (обратно к тексту) - Неважно сколько - важно, что свободных денег у инвесторов все равно больше.
2 (обратно к тексту) - Незащищенность инвестора - важнейшая проблема. Это уже традиция: сначала бойкие старушки-активистки не пускают законных владельцев или менеджеров на предприятия, затем в стычки вовлекаются не то ОМОНы, не то бандиты и т. д.
3 (обратно к тексту) - Что более чем разумно, поскольку все эти дурацкие правила игры неизбежны, а понимают они их наверняка лучше вас. Но нравится это далеко не всякому пришедшему к ним гению...