Из пушки по воробьям
АрхивВышедшие пару месяцев назад дуплетом две "пиратские" темы номера (#344 и #346) вызвали множество откликов, которые продолжают идти до сих пор. Было много писем, кое-кто хотел общаться лично. Некоторые особо активные товарищи, охваченные жаждой полемики, собирались писать "ответные" статьи, но дальше пламенных речей - устных и эпистолярных - дело не зашло (жалко, кстати. Я ждал и надеялся...). Переписка сама хоть и представляет интерес, но лишь как своеобразное социологическое исследование: изрядную часть откликов, к сожалению, смело можно назвать спамом, иногда - руганью (представлен весь диапазон от "пираты - спасители IT-отечества" до "мочить их гадов, что вы все про закон да про закон???"). Неудивительно - наибольшая активность чаще всего присуща именно тем, кому сказать нечего. Были и вполне адекватные наблюдения, за которые - спасибо, но их было немного... Я, тем не менее, вовсе не собирался ни о чем таком писать, и не стал бы, кабы не начавшие поступать отклики на "Караул" из #351 (среди них есть стоящие особняком письма-истории, схожие с рассказанными в "КТ". С ними и вовсе не знаю, что делать...).
Не хотят мои корреспонденты понимать, что "КТ" не выступает ни на чьей стороне, никого не защищает и никого не обвиняет, не знает правильных ответов на плохо формализуемые вопросы, наоборот, скорее сама их задает и информирует читателей.
Огорчительной оказалась неспособность уловить все это представителей некоторых российских софтверных фирм. Характерная ситуация: работают себе люди, трудятся, как пчелки, с утра до вечера, живут своими делами и проблемами. В таком перегруженном состоянии трудно доброжелательно воспринимать неожиданные для себя идеи и уметь абстрагироваться от своих интересов и привычек. Из-за чего последние оказываются в конфликте со здравым смыслом. Да что там, со здравым смыслом. Они еще и между собой конфликтуют.
Однако. Смотрите сами, вокруг чего крутилась большая часть реплик:
- допустимы ли противозаконные методы борьбы с пиратством, если считать его злом (читай: хорошо ли красть серебряные ложки у "плохих" людей);
- должна ли пресса бороться с пиратством или поддерживать его (читай: быть партийной);
- возможно ли, "уничтожив" пиратский рынок, увеличить тем самым продажи на легальном;
- надо ли ужесточать законы в части, касающейся защиты интеллектуальной собственности.
Вот скажем, последнее. Во-первых, что имеется в виду: государственная власть ужесточает законодательство, например, наделив состав ст. 146 УК РФ статусом повышенной общественной опасности (и разрешив, тем самым, сотрудникам милиции работать по ней без заявлений считающей себя пострадавшей стороны). Или введя ответственность не только за распространение контрафакта, но и за его использование. Можно принять (уступая давлению зарубежных, в основном американских, политиков и бизнесов с их российскими представительствами) политическое решение об активной работе сотрудников милиции по "антипиратским" статьям. Ужесточение может коснуться и административного преследования.
Оценить последствия такого решения довольно просто. Безграмотность или безволие властей в соблюдении закона, помноженные на объективные трудности исполнения требований нынешнего законодательства и так создают весьма гремучую смесь, позволяя, как говориться, ловить рыбку в мутной воде всем кому не лень. И как мы знаем, многим не лень: привлечение властей стало очень эффективным способом решения "деловых" проблем, и чем меньше будет формальных юридических барьеров на этом пути, тем будет легче действовать этим "ловцам". Они прекрасно научились использовать некомпетентность одних госслужащих и продажность других, и на них рано или поздно все равно придется искать управу. Она в безусловном порядке должна предшествовать, причем не изменению, а обсуждению закона - как и в каком направлении его двигать, чтобы овцы и волки друг друга не пожрали и здравый смысл не пострадал. Опять-таки, с экспертизой и исследованиями давно пора разобраться. Отрадно, что в этом направлении кое-что делается, и грустно, что очень медленно.
Поэтому ужесточение закона в сегодняшних условиях невыгодно никому, кроме этих самых "ловцов". Причем больше всего может пострадать, казалось бы, самая заинтересованная сторона - правообладатели, особенно крупные западные: ожидать увеличения продаж "дорогих" легальных копий им заведомо не следует (центр тяжести тиражирования и распространения софта переместится с заводов и рынков в офисы и частные дома [туда, где есть CD-R/RW] и в Интернет), а вот "антипиратская" деятельность отдельных энтузиастов ударит по ним здорово. Прикрываясь твоим именем и как бы защищая тебя, всегда можно что-нибудь у кого-нибудь "изъять", опечатать склад, нарисовав подходящую "экспертизу" или "заключение"... Потом ведь не отмоешься, и все усилия пиаров "по созданию положительного имиджа" пойдут прахом.
Какой уж там имидж - я бы на месте правообладателей боялся бы таких заходов с "ужесточением" больше всего.