Что вам стоит сайт построить
АрхивЛегче всего отвечать на вопрос о стоимости корпоративного вебсайта, сравнивая его с часами: от одного доллара (точные, но дешевые) до одного миллиона долларов (антикварные и поломанные, зато...).
Кому не нравится сравнение с часами, может сравнивать с одеждой: посетители одних вебстудий не понимают, кто может быть клиентом других при их запредельных ценах, а посетители тех других вебстудий не понимают, как вообще можно заказывать приличные вебсайты у не известных как минимум половине мира фирм.
Как и в случае с высокой модой, есть три основных пункта, по которым вебстудия может неограниченно варьировать цену:
- Известность самой вебстудии (понятно, что штаны от Levi's будут стоить много дороже таких же штанов Noname, а штаны от нашенского Славы Зайцева могут быть во столько же раз дороже Levi's);
- Наличие у вебсайта такой субъективной сущности, как дизайн. Внешний вид сайта можно оценивать, как художественное произведение, картину. А картинки в газете и на аукционе Sotheby's имеют цены, разнящиеся на шесть порядков. Далее эта модель ценообразования переносится на сайт с соответствующими последствиями для заказчика;
- "надежность получения результата", "адекватность менеджмента", "точное соответствие результата потребностям клиента", "управление разработками", "интеграция бизнес-модели в вебстратегию" и прочие плохо формализуемые названия из области дорогостоящего консалтинга. Поскольку тут продается под разными именами "безопасность", то - как в случае любой безопасности - она может стоить любые деньги.
Понятно, что разброс цен на одну сайтостройку получается не просто большим, а очень большим. При этом можно учитывать еще и страновую (а в России - еще и региональную) разницу.
Итого: потенциальному покупателю в нашей стране нужно соглашаться на предложение построить вебсайт за сумму от 200 до 200 тысяч долларов. А затем соглашаться на годичное сопровождение за такую же сумму. При любых отягчающих обстоятельствах (интранет, скажем, или экстранет, или заклинание типа B2B) сумма может быть легко удвоена или с той же легкостью упятерена.
Нельзя уповать на то, что рынок сайтостроительства относительно нов и цены на нем не устоялись. Упомянутые уже рынки часов и одежды совсем не новы, а разброс цен на них чуть ли не больше, чем разброс цен на вебсайты.
Для лучшего понимания той одновременно печальной и радостной ситуации выбора, в которой они оказались, заказчикам можно порекомендовать попросить вебстудию разбить названную "интегральную" цену создания вебсайта под ключ на несколько частей - отдельно работы по постановке задачи, отдельно "картинка" (дизайн) сайта, отдельно функциональность (engine и навигация, без художественного оформления страниц) в условиях уже поставленной задачи, отдельно наполнение сайта информацией и совсем уж отдельно - связка всех этих работ в "единый интегральный проект под ключ". Отказ выполнить такую разбивку как раз и будет верным признаком того, что вы имеете дело с "художественным" типом ценообразования. Не оскорбляйте художника вопросом о том, по какой цене он покупает краски и холст! Он передаст их вам бесплатно, а вы оплатите только муки творчества, которым - это всем известно - цены нет.
Это, конечно, не повод отказываться от подобных услуг - некоторые покупают домой очень дорогие китайские вазы (которые обычно стоят в углу пустые, но которыми гости восхищаются - и не только вазой, но и ее ценой), а некоторые ставят принесенные розы в банку из-под маринованных огурцов. И розы спокойно стоят в этой банке целую неделю, а в китайской вазе не появляются вообще. Так и с вебсайтами...
А теперь я наберусь наглости и посчитаю, во сколько обойдется "нехудожественная" часть работы. Дальнейший текст считайте просто поводом для дискуссии.
Вебсайтом, в котором наберется 15-30 типов (не экземпляров, экземпляров может быть хоть десятки тысяч) страничек и ничего не нужно программировать специально (см. "Топорная работа в срубании сайтов","КТ" #340 ), в нормальной вебстудии обязательно будут заниматься несколько человек, обладающих разными знаниями и опытом. Для простоты представим себе бригаду из трех человек:
- Дизайнер (художник, хорошо владеющий Photoshop'ом и CorelDraw. Отвечает на вопрос "что", ему обычно плевать на "как". Верстальщик его обычно ругает за то, что он плохо знает HTML и тем самым не уважает труд верстальщика).
- Верстальщик (не художник, хотя часто владеет Photoshop'ом и CorelDraw не хуже дизайнера. Отвечает на вопрос "как". Отлично знает HTML и любит ругать дизайнера за неприспособленность художественного замысла к реалиям внутреннего мира браузеров).
- Программист, зачастую он же сисадмин (нужен редко, но метко: например, настроить DNS для нового сайта, иногда - перенастроить какой-нибудь давно настроенный скриптик).
Вся эта бригада получает в разных городах по-разному: от $500 на троих в месяц в небольших городах, до $5000 в Москве. Теперь учетверим сумму их зарплаты, учитывая аренду помещения, непрерывные покупки техники, налоги, рекламную кампанию, а также стоимость менеджмента, делающего из этих лебедей, раков и щук слаженную бригаду.
Возиться вся эта команда будет не меньше недели по полному рабочему дню - правда, в два захода. Сначала за три дня весь сайт будет сделан, и заказчик ничего не поймет, потому что сайт будет пустой. Потом еще две недели этот сайт будет напичкиваться информацией, которую придется вытягивать из заказчика клещами, потом еще три дня уйдет на исправление ошибок, замеченных в сайте заказчиком. Итого мы приходим к оценке стоимости создания приличного вебсайта как трехнедельного труда подобной бригады - от $1500 до $15000, из которых неделю бригада будет упираться, а две недели исполнять ритуальные танцы вокруг заказчика. Повторю: речь идет о не о домашних страничках, а о весьма кучерявых корпоративных вебсайтах. На этом и заканчивается вебсайтовая часть работы, куда не входит стоимость добычи из заказчика исходных материалов: постановки задачи и собственно контента.
Недавно я присутствовал на типичной встрече копирайтера (это тот, кто сочиняет тексты вебсайта) одной из вебстудий и заказчика. Копирайтер задал два десятка вопросов, по ответам на которые он надеялся быстренько скомпилировать все эти "О компании", "Наша продукция" и т. д. Удивленный таким любопытством, заказчик ему ответил: "Я и не знал, сколько интересных вопросов можно задать о нашей фирме. Только проблема в том, что мне не нужны вопросы, я плачу вам за ответы".
Быстро выяснилось, что за консультации по оформлению и развитию бизнеса заказчик готов платить много больше, чем просто за вебсайт. И это типично: можно смело ориентироваться на то, что стоимость создания корпоративного вебсайта определяется как некоторый процент от увеличения прибыли заказчика в связи с появлением у него нового вебсайта плюс уже упомянутая производственная цена $1500-15000.