Девять месяцев
АрхивВ "КТ" #317 мы рассказали о кинематографе цифрового века. С тех пор прошло девять месяцев. Срок, необходимый для вынашивания и рождения плода. Сегодня мы вновь возвращаемся к теме кино грядущего.
Как и любая высокотехнологичная область, киноиндустрия в последнее время развивалась столь стремительно, что становится необходимым проанализировать, чего мир добился за такой короткий период, и задуматься о том, что ждет нас дальше. Полгода-год назад все были помешаны на провозвестниках новой технологии кино - "Звездные войны: Эпизод 1" и "Матрица". За прошедшее время цифровая киномашина, год-два назад лишь прогревавшая моторы, набрала обороты и, как паровоз братьев Люмьер, прорвав экран, врывается в зал. Сегодня цифровое кино - уже реальность. Многие из вас могли видеть наполовину компьютерный, причем весьма малобюджетный сериал "Прогулки с динозаврами" ("КТ" #343), показанный на ОРТ и подтвердивший возможность при ограниченных финансах и неограниченном энтузиазме создать весьма и весьма приличное шоу. Новыми хитами года стали фильм студии Walt Disney Pictures "Динозавр", полностью созданный в 3D, и "Stuart Little", о котором вы можете прочитать в этом номере. А на подходе - полностью трехмерный фильм без единого живого актера - "Final Fantasy" студии Columbia Tristar ("КТ" #341).
За последние полгода в кинематографии выявились следующие тенденции: постепенный отказ от работы с аниматронными макетами, вытеснение живых актеров трехмерными моделями, консолидация прикладного программного обеспечения и создание программных пакетов "все в одном" для производства кино- и видеопродукции. И все это при постоянном снижении стоимости изготовления фильма! Сейчас каждый новый "цифровой" фильм еще является неким технологическим открытием, происходит обкатка методов и приемов съемок, каждая картина добавляет в копилку знаний монетку-другую, но пройдет несколько лет, и технологии будут отлажены, а производство полностью трехмерных фильмов поставлено на поток - как изготовление сериалов и голливудских блокбастеров.
И потому-то, на мой взгляд, именно сейчас возникает возможность самореализации для российских специалистов по трехмерным технологиям. Не секрет, что большинство современных высокотехнологичных фильмов изготавливается студиями всего мира: кто-то работает над макетами, кто-то - над трехмерными моделями, кто-то - над анимацией, спецэффектами и компоузингом. И немалую роль в этом диверсифицированном процессе кинопроизводства играют студии бывших стран социалистического лагеря. Лишь Россия, как всегда, осталась в стороне (у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока?). Я уже писал о попытках образовать структуру-посредник (www.realtime.ru) между российскими специалистами по 3D (коих немало благодаря распространенности контрафактного программного обеспечения, стоящего во всем мире десятки тысяч долларов) и западными потребителями этого специфического продукта, но воз, похоже, и ныне там - по крайней мере, на сайте никаких подвижек нет. Остается лишь пожелать удачи людям, пытающимся вытянуть нашу hi-tech-отрасль из того болота, в котором она сидит, и надеяться, что у них все получится...
В вышеупомянутой теме номера мы рассматривали предысторию цифрового кинематографа, намечали вехи развития, беседовали о принципах перевода изображения в цифру, об оборудовании для проката и воспроизведения цифрового кино. Сегодня мы познакомим вас с технологическими приемами и решениями, наработанными за прошедший год создателями фильмов, и с вопросом, становящимся все более и более актуальным в свете последних цифровых веяний - проблемой этики и эмоционального наполнения кинофильмов, "снятых" в трехмерном пространстве.
За пределами темы останется интерактивное кино, а также разнообразные устройства и приемы для "погружения" зрителя в происходящее и создание иллюзии присутствия - это уже настоящее время: в Москве есть кинотеатры и с двигающимися креслами, и с суперзвуком, и с панорамными экранами, и гораздо лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать...