Cтранное слово, непростое дело...
АрхивНе часто увидишь в нашей прессе слово "телекоммьютинг". Ничего удивительного в этом нет: уж очень мала пока доля россиян, подключенных к Интернету.
Вообще-то, "коммьютинг" - это мотание из дома на работу и с работы домой, а "телекоммьютинг", как можно догадаться, осуществление своих должностных обязанностей виртуально через современные каналы коммуникаций, не выходя из дома. В Соединенных Штатах в прошлом году в режиме телекоммьютинга постоянно работало более 20 миллионов человек, что составляло 9 процентов от общей численности работающих граждан. Там же возникли проблемы, решения которых, возможно, найдутся в приближающемся столетии.
Вообще-то, "коммьютинг" - это мотание из дома на работу и с работы домой, а "телекоммьютинг", как можно догадаться, осуществление своих должностных обязанностей виртуально через современные каналы коммуникаций, не выходя из дома. В Соединенных Штатах в прошлом году в режиме телекоммьютинга постоянно работало более 20 миллионов человек, что составляло 9 процентов от общей численности работающих граждан. Там же возникли проблемы, решения которых, возможно, найдутся в приближающемся столетии.
Практика телекоммьютинга возникла в середине 80-х в среде сотрудников учебных, академических и корпоративных исследовательских заведений США. Для этого использовались телефоны, телефаксы, компьютеры, подключенные через модемы к BBS и прочим "до-Интернета" системам коммуникаций. Но это был обычный и невольный социально ограниченный эксперимент в маргинальной среде. Истинное пришествие телекоммьютинга состоялось примерно в 1995 году, когда в Интернете заработала и стала бурно распространяться электронная почта.
У такого способа ведения дел есть множество привлекательных сторон. Прежде всего, он избавляет от ежедневного утомительного перемещения из дома на работу и обратно. Телекоммьютинг позволяет онлайновым служащим уделять больше внимания семье и домашнему хозяйству, более гибко распоряжаться личным и рабочим временем.
Хозяевам же предприятий телекоммьютинг дает возможность эффективнее подбирать персонал, поскольку место проживания претендентов теперь не играет роли. Еще одно преимущество для работодателей, особенно в условиях характерного для США дефицита квалифицированных специалистов: легче найти и удержать таких людей, которые по натуре не способны уложиться в прокрустово ложе рабочего графика. В конце концов, телекоммьютинг - радикальное средство избежать заторов на дорогах.
Согласно наблюдениям, людей, вкусивших телекоммьютинг, потом ни за какие деньги не заставишь вернуться к былой практике регулярных посещений офисов.
Однако несмотря на все преимущества, на бурное развитие коммуникационных структур, дальнейшей экспансии телекоммьютинга в последнее время не наблюдается. С конца 1998-го по конец 1999 года рост относительной численности онлайновых надомников составил лишь 1 процент (против прежних 8-9 процентов). По существу, это уже не рост, а стагнация.
Сейчас стало ясно, что телекоммьютинг - очень сложная проблема, вобравшая в себя высокие технологии, социальную и управленческую психологию, законодательство, социокультурные парадигмы.
Карл Ван Хорн (Carl Van Horn), профессор Университета Ратжерса (Rutgers University), директор Центра исследований трудовых ресурсов (Center for Workforce Development) в Нью-Брунсвике (штат Нью-Джерси), и Кеннет Дотрих (Kenneth Dautrich), исследователь из Центра разработок и анализа отчетов (Center for Survey Research and Study) при Университете Коннектикута подготовили и издали в феврале этого года документ под названием "Не что иное, как Сеть: американские служащие и информационная экономика". Полностью отчет (изрядный по объему и сложности) можно найти на сайте www.heldrich.rutgers.edu.
Университетские исследователи, обзвонившие 1005 взрослых работающих людей, проживающих в 48 штатах, первым делом отметили, что число реально работающих в режиме телекоммьютинга несравнимо меньше, чем число желающих перейти на такие условия деятельности. Каждый четвертый служащий в США уверен, что смог бы исполнять свою работу не выходя из дома. Но только 16 процентов работодателей в принципе согласны ввести такую практику.
По мнению авторов аналитического обзора, главным фактором, препятствующим дальнейшему распространению телекоммьютинга, является твердолобость менеджеров известной закваски, уверенных в том, что "если самому наблюдать за служащим, он будет работать эффективнее". Ван Хорн называет такую точку зрения трагикомическим анахронизмом. В условиях, когда человек работает за компьютером, на него лучше вообще не обращать внимания - не раздражать и не отвлекать.
Из документа следует, что менеджеры высшего звена в корпорациях почему-то не видят выгоды в применении телекоммьютинга. Им кажется, что создание виртуальных корпоративных сетей с выходом в Интернет - страшно дорогое удовольствие. На самом деле, говорят авторы, затраты на техническое обеспечение телекоммьютинга составляют в наши дни лишь пятую часть того, что требовалось пять лет назад, - примерно 700 долларов на одного онлайнового сотрудника в США. Если учесть стоимость создания рабочих мест в офисах, станет понятно, где истинная экономия.
Менеджерам-консерваторам, иронизируют исследователи, следует понять, что телекоммьютинг только придает новый смысл старинному выражению "домашняя индустрия" (cottage industry), появившемуся на заре промышленной революции: рабочие пряли, шили, лудили, паяли и пр. прямо на дому, после чего готовые изделия поступали к хозяину-заказчику.
Но распространение телекоммьютинга сдерживает не только консерватизм управленцев. В конце прошлого - начале нынешнего года разгорелся конфликт между правительственным ведомством - Управлением по безопасности труда (Occupational Safety and Health Administration - OSHA), с одной стороны, и работодателями телекоммьютеров - с другой. По своему статусу OSHA обязано инспектировать жилища, используемые как офисы, когда надомники получают серьезные травмы либо в случае летального исхода, если есть основания полагать, что смерть наступила при выполнении служебных обязанностей.
Законы о безопасности труда в США налагают ответственность за обустройство рабочих мест на работодателей. И это никогда не вызывало сомнений и протестов. Но когда OSHA проинспектировало жилища пострадавших телекоммьютеров, корпорации-работодатели возопили: Большой Брат снова посягает на приватность жизни американцев. Исход дела до сих пор не ясен - появились некие разъяснения от OSHA, согласно которым работодатель не может контролировать обустройство жилья служащего, но обязан обеспечить надлежащие условия для его работы в домашнем офисе. Это, конечно, казус. Но работодатели предпочитают не рисковать.
В американской прессе уже звучат слова о том, что для дальнейшего утверждения телекоммьютинга нужен переход к иной социокультурной парадигме, которая существенным образом изменит все представления о том, кто платит, кому платят, за что и сколько. И не только это. Телекоммьютинг строит новые системы ценностей человеческого существования. Принципиально важно, что виртуальный работник - достаточно формальный, а значит, защищенный интеллектуальный ресурс. В отличие от физических служащих, из которых (при законах любой строгости) можно веревки вить.