Архивы: по дате | по разделам | по авторам

$5 - за удар и $195 - за то, что знал куда

Архив
автор : Константин Великов   06.06.2000

- ...и уже сегодня мы готовы создать такую систему.
- Так что же вы ее не создали?
- Так ведь нет денег на финансирование!
- С деньгами любой дурак сможет, вот попробуйте без денег!

Один из моих бывших шефов - команде высококлассных разработчиков


Когда два раза в течение трех дней бездарно пропадают в никуда (то есть никаким образом не оплачиваются) результаты длительных усилий, причем один из них связан с местом работы, а другой - с местом учебы, это уже больше чем случайность. Но, прочитав в номере "ИнфоБизнеса" (#116) про очередной "восход" "Восхода", я понял: это знак. Ибо "Восход" [1] был и есть теснейшим образом связан и с работой, и с учебой и, самое главное, ярко продемонстрировал зеленому студенту русскую традицию не оплачивать труд и наказывать за инициативу.

Что в результате? Все как обычно: все, кто хоть что-нибудь собой представлял, ушли. И, как мне рассказал бывший однокашник, проходивший практику перед выпуском на "Восходе", именно студенты, многие из которых впервые близко увидели ЭВМ на пятом курсе (а слово Oracle считали ругательством), по книжкам творили самое, пожалуй, знаменитое чадо "Восхода" - систему ГАС "Выборы".

Что удивительно: несмотря на практически полное игнорирование трудозатрат, скажем, сисадмина среди чинов было принято делать "подарки" - посылать "лодырей" налаживать системы (поначалу это еще была DOS) своим корешам (дома и на рабочих местах). Что такие, как я, с радостью и выполняли.

Прошло положенное время, число налаженных и восстановленных систем перевалило за 500 (моя приблизительная оценка), и в голову стукнула крамольная идея: я выполняю нужную работу, я выполняю ее хорошо, мое время должно стоить дорого. Если бы вы знали, какой шок вызвала попытка получить оплату за работу "на дому" (шок - не у меня конечно)! Меня практически убедили, что я хочу брать деньги за воздух ("ни фига себе! Пришел какой-то студент, кнопками полчаса постучал..."), то есть я пират и грабитель.

Долго ли, коротко ли, возросший опыт и государственные "реформы" позволили чувствовать себя более уверенно. Халтура стала частным консалтингом. Но и сегодня я не слишком уверен, предъявляя счет за услуги. Может, у меня та же болезнь, что и у начальников?

Задача для самопроверки: Дано 40 одинаковых компьютеров в сети, без CD-ROM. Надо установить на все WinNT Wrkst 4.0 Rus, SP4 Rus, строго соблюдая некую конфигурацию. Известно, что обычный работник НИИ будет ставить их 50 (оптимистический прогноз) часов. Другой работник знает про PQ Drive Image (вообще-то, он знает гораздо больше) и может с помощью бесплатной (trial) версии выполнить то же самое за 4 часа. Вопрос 1: Во сколько раз дороже стоит труд второго работника? Вопрос 2: Стоит ли чего-либо информация о существовании упомянутой программы, добытие ее версии и умение ею пользоваться на момент начала установки? Вопрос 3: Имеет ли смысл оплачивать все рабочее время второго работника дороже, чем первого, и если да, то как?

Как в анекдоте: "Не знаете? Вот и я не знаю!". Конечно, можно пофилософствовать, существует ли информация вообще, но вне зависимости от этого уже существует информационный бизнес. Business - буквально "занятость". В западной практике принято оплачивать время (в табеле проставляются часы) плюс рассматривать отчеты за период времени. Очевидно, что в данном случае опираться на время нельзя. Как нельзя опираться на него и в случае администрирования сети, поддержки пользователей. Тем более что задержки могут быть вызваны самим ПО (например, ошибками) и оборудованием, а сбои оказаться физически не восстановимыми за заданный промежуток времени. Нельзя опираться и на конкретное задание, так как его выполнение может сильно отличаться в различных условиях (которые к тому же, как правило, неизвестны). Может, опираться надо на сравнение? Но где взять эталон, когда укрощение некоторых материнских плат и ОС (не будем тыкать пальцем) иногда походит на магические действия? И откуда знает шеф, как это задание могло быть сделано иначе? Его (шефа) техническая квалификация должна быть сравнима с квалификацией работника, что представляет собой утопию, особенно для госучреждений.

Задача для самопроверки: Мальчик, желая почистить диск, уничтожил Program Files. Известно, что для переустановки понадобится 3 часа. Вопрос 1: Сколько стоит такая работа на дому с выездом? Вопрос 2: Как объяснить родителям мальчика ответ на вопрос 1?

По поводу первого вопроса товарищи по учебе начали меня легонечко упрекать: один говорит, что всем желающим знакомым с легкостью и удовольствием поставит все, что попросят (ну, через эту стадию я тоже проходил), а второй спросил: "А с меня тоже бабки возьмешь?" Нет. Не возьму. И, видимо, буду не прав.

Рынок (если то, что имеет место быть, может так называться) поддержки "на дому" находится сегодня в глубоком противоречии: с одной стороны, большой ошибкой будет не взять (по доброте душевной) за админство с кого бы то ни было (потому что люди не узнают этому цены и будут дергать по поводу и без - это мы проходили; и потом вы уже не сможете объяснить, за что плата: "а что поменялось с того раза?"). С другой стороны, эти люди - обычно родственники, знакомые или знакомые знакомых. Они тебе доверяют (разве можно доверить чужаку деньги на какую-нибудь фичу да и вообще копаться в своем компьютере с рабочими документами).

Думаю, многие согласятся, что рынок услуг такого рода не насыщен. Но чтобы создать успешную фирму поддержки, цены должны быть низкими и доступными большинству нуждающихся. И тут нужно вспомнить, что даже за ПК наши соотечественники платят далеко не всю положенную TCO - мы практически игнорируем стоимость ПО, которая в развитых странах в среднем вдвое превышает стоимость железа. И, как мне сдается, плата за использование ПО и за информационно-технологические и консультационные услуги - примерно одного поля ягоды. Однако никто не сомневается, что юристу, например, можно и нужно платить просто за "да" или "нет". Что же мешает такому же восприятию админской проблемы, причем (возможно, даже в наибольшей степени) в организациях, занимающихся информационными технологиями?!

Чувствую, придется кусать собственный хвост, ибо получается, что чтобы подобный труд правильно оплачивался, я должен всячески способствовать распространению легального ПО и предотвращать распространение пиратского. И это - я, сисадмин (смех в зале)!

P. S. Буду рад увидеть ваши собственные варианты ответов на вопросы.



1 (обратно к тексту) - "Восход" - некогда огромное и мощнейшее оборонное предприятие, занимающееся информационными технологиями, имеет несколько территорий в Москве. В свое время даже предоставляло молодым работникам бронь от службы в армии. Ныне, как и многие другие, зарабатывает, сдавая помещения в аренду.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.