Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Бытовой уровень Бога

Архив
автор : Михаил Генин   06.06.2000

Сотри свой файл и выброси винчестер в кусты...
Борис Гребенщиков. "Пси"


Xто делать, когда из приятной беседы [1] за чашкой кофе надо сотворить интервью, а под рукой даже не оказалось диктофона? Ведь интервью - особый жанр, разговор же течет по своим законам, перескакивая с одной темы на другую, да и нет разговора в стиле "вопрос - ответ". Приходится сидеть и по крохам вытаскивать из себя воспоминания, приходится структурировать ответы, раскладывая по тематикам, погрешив против хронологии реального разговора. Зато получается цельно и ясно.


Об авторском праве

БГ: Да... к черту [в оригинале жестче] все авторские права [все смеются, но сказано на полном серьезе]. Музыка никому из людей не принадлежит вообще. Даже автору. Только Богу. Это он решил вложить мне в голову эту музыку, я ее пропустил через себя и выдал для всеобщего пользования. И мне на этом никак не нажиться. Да и не надо этого.

Да, вокруг любого автора постоянно тусуются люди, которые на его творчестве пытаются сделать деньги. И против этого я не возражаю. Но получается, что авторские права - это как раз их проблема, а не проблема автора. Не станет авторского права - что-то изменится только для этой тусовки, но не для автора. Поймите, пока есть две общности - авторы и их слушатели/потребители, - они друг другу с голоду помереть не дадут.

АМ: Когда мы с Борисом только начинали вместе работать, в начале девяностых, он на одной из пресс-конференций, где все обвиняли пиратов, сказал, мол, "ребята, а я за пиратов: они же тоже нас распространяют". Для всех, и для меня как для издателя, это был шок, а сейчас ничего, привык.

БГ: Интернета и mp3 я не то чтобы не боюсь, а, наоборот, всячески поддерживаю. Ведь если молодые талантливые ребята где-нибудь, скажем, в Кливленде, штат Огайо, запишут свою музыку в mp3, выложат на своем сайте и будут всех привлекать к себе на сайт, тем самым они перепрыгнут сразу через несколько ступенек долгой и нудной раскрутки, которые иначе пришлось бы пройти. И это очень важно.

А то, что кто-то скачает мои песни в mp3... Я думаю, в большинстве случаев это не означает, что он не купит мой альбом. Эти рынки вообще практически не пересекаются. Настоящий ценитель музыки хочет иметь в руках коробочку, с буклетом внутри, и мне Интернет удобен тем, что я могу заказать диск, и мне его принесут домой. Причем желательно - в тот же день. За это многие готовы платить деньги.

Мои американские друзья рассказывали о каком-то саммите, на котором крупные воротилы рынка встретились с молодыми людьми, типа Yahoo! и другими, и основной вопрос был: "ребята, давайте, может, разберемся, что делать, чтобы нам бизнес не потерять", а те им ответили: "не бойтесь, никуда ваши деньги не уйдут, как диски покупали, так и будут покупать, а mp3 скачивает максимум один процент потребителей, пусть самых продвинутых, но один..."

Так же и с торговлей - что mp3, что любой другой. Дэйв Стюарт пытался как-то выставить свой альбом в mp3 на продажу через Сеть. Продан был 341 экземпляр. Триста сорок один. А так, обычным путем, он альбомов продаст тысяч в десять раз больше.

Да и мы тоже на "Планете Аквариум" (www.planetaquarium.ru) выкладывали концертный альбом "Молитва и пост", на котором было много новых на тот момент вещей, да и до сих пор не изданных. Однако никто так и не предложил издать этот альбом или продавать его через Сеть.

И к тому, что продаются диски типа "Весь .Аквариум"", где в mp3 записано сразу альбомов 10-15, я отношусь спокойно. Пусть продают. Там же, в любом случае, качество звука хуже, чем на нормальном CD, а если делать с приемлемым качеством, то на диск влезет уже не пятнадцать, а только пять альбомов. Если кому-то это надо - пожалуйста, но мне кажется, большинство предпочтет купить все альбомы по отдельности. К тому же подряд все равно десять альбомов не послушаешь - скучно станет.

О компьютерах

БГ: Компьютеры вообще очень полезная и хорошая штука. Но ничего принципиально нового они мне пока не открыли. Удобнее стало, но не более того. Для любого искусства компьютер - новый инструмент. То есть всего лишь средство. По-моему, больше всего компьютеры дали изобразительному искусству. Появилось много новых возможностей. Хотя до сих пор я не встречал людей, которые бы сделали себе имя только на компьютерном художестве. Есть, говорите? Очень интересно. Дайте ссылочку.

Сам я до этого так и не добрался - нет времени изучать Photoshop и пр., а вот мой сын очень увлекается художеством, дизайнерскими вопросами, рисует, причем вроде неплохо, а главное, хочет этим и дальше заниматься. И я все усилия приложу, чтобы ему помочь и продвинуть его потом.

Да и в музыке с помощью компьютера пока ничего очень уж интересного не сделали. Компьютер вообще можно использовать только для получения всяких прибамбасов. И мне интересно этим заниматься, хочется пробовать делать какие-то вещи.

В итоге пока был первый блин с Deadушками, не очень удачный. [2] Ничего нового, к сожалению, не получилось, а хотелось именно что-то новое сделать. У нас вряд ли кто-то на это способен, я таких людей знаю только на Западе. Тот же Tricky [3]. Так что будут еще электронные проекты.

Причем я понял, что старые песни просто так на электронную музыку переложить не получается. Их обязательно приходится переписывать. Или писать новые. На самом деле, как выясняется, в каждой песне заложен некий код времени. И не каждую можно переписать так, чтобы она сегодня нормально звучала, нормально легла бы в новое время.

Мы планируем сделать новый альбом достаточно "электронным", но он выйдет, когда мы наберем тысяч 18 сэмплов, чтобы использовать при записи. Правда, песен специально "под компьютер" я писать не могу, слова и мелодии пишутся под гитару и клавиши. Зато потом они обрабатываются, как хочется. Для меня это и есть народная музыка XXI века - для аккомпанемента используются самые расхожие инструменты, а сейчас комп таковым и является.

Я, кстати, уже вовсю внедряю, если можно так сказать, всякие технологи. Вот, например, на последнем альбоме "Пси" самая удачная, с моей точки зрения, песня "Луна, успокой меня". Так она как была сделана: песня записана под гитару и стук ногой (как записывали бы какого-нибудь старого негра в 30-х годах), потом на это были наложено два инструмента. Далее мы сэмплировали отдельные полюбившиеся звуки из увертюры Джорджа Мартина к мультфильму "Yellow Submarine", перевернули их наоборот и тщательно расставили на нужные места.

Об Интернете

БГ: С утра каждый раз, глаза продрав, с кровати сразу ползу проверить почту, новости почитать. В среднем, если не езжу по отдаленным местам с концертами, в Сети провожу полчаса в день. Уже есть круг сайтов, с которых снимаю информацию, и расширять этот круг особенно некогда. Только когда совсем уж нечем время убить, тогда пытаюсь искать что-то новое.

Сайты, так или иначе посвященные "Аквариуму", я знаю, но на многие пока не удосужился посмотреть. Причем многих держателей этих сайтов я знаю лично, а вот на сайты времени нет. Хотя есть для меня интересные. Есть, говорят энциклопедия "Аквариума", где все песни расписаны чуть ли не по строчкам - какое слово что означает. [И правда есть: fikus.rusco.ru/handbook.nsf.] Самому любопытно, что же я написал (смееется).

У Павла Северова (severov.atom.ru) есть рубрика "первые слова", которую я тоже давно хочу посмотреть [4]. Я уже не всегда помню, с чего начинались многие песни. Ведь они постоянно меняются, окончательного варианта не существует.

Если говорить об Интернете вообще, мне кажется, что если он и меняет жизнь, то ненамного. Мне все вокруг говорят: смотри, это же качественно новое явление, оно все меняет. Я смотрю, и что? Ничего принципиально нового и нет. Ну ездила у меня машина со скоростью 80 км/час, а стала давать 180. Ну пусть даже 800, пусть полетела машина. Но люди как использовали три процента своего сознания, так и используют. Удобней, конечно, стало намного. На кнопки стали жать. Это проще. Так что разговоры о том, что Интернет меняет сознание и пр., - полная чушь. У меня сын за компьютером и в Сети сидит, наверное, часов по 18 в сутки, и ничего - абсолютно нормальный человек. И в оставшиеся шесть часов ничем от человека, который Интернет в глаза не видел, не отличается.

А у нас в России для большинства Интернет - вообще пустой звук. Это мы в Москве, в Питере, в других крупных городах увлекаемся Сетью, знаем что-то. А в провинции Интернет - темный лес. Ко мне подходят люди, спрашивают о музыке, о группе, я говорю: "сходите на наш сайт, там же все написано", а они начинают мяться. Причем у всех - у соседа, у друга, на работе - есть Интернет, но они пока не готовы его использовать. И так, наверное, не готовы процентов 98 всего населения.

Единственное, что Интернет реально дал, - информационную свободу и свободу общения. Этого, конечно, нельзя недооценивать. Никакая тирания теперь не возможна. И для молодых людей это важно, благодаря Интернету они становятся свободнее прямо с детства. Интернет им дает сейчас больше, чем школа.

Об образовании

БГ: Разница между нашим и американским, западным образованием очень существенна. Складывается впечатление, что у нас просто разные подходы. Их учили конкретным вещам, а нас - системному взгляду на жизнь.

Сейчас в России странное образование, которого я не совсем понимаю. Мой старший сын окончил школу в прошлом году. И на выпускном вечере общий тон высказываний учителей сводился к тому, что они выпускают детей в непонятный и опасный мир. Мол, до сих пор школа хоть немного оберегала их от этого мира, а теперь все, отпускает в свободное, но страшноватое плавание. Практически разводили руками, говорили, что мы ничего для вас сделать не можем. Непонятно, чему же они тогда десять лет их учили?

КТ: Кстати, математическое образование дает о себе знать? На бытовом уровне?

БГ: Мое математическое образование выражается только в том, что у меня реальный (или реалистичный) склад ума. Хотя, может быть, и наоборот - именно из-за того, что у меня такой склад ума, я и заинтересовался математикой. Математику как науку я до сих пор люблю и уважаю, но на бытовом уровне никак не использую. Хотя для меня понятия "бытовой уровень" практически не существует. Для меня все - бытовой уровень.

КТ: Нет, ну есть же какие-то высокие сферы...

БГ: А для меня Бог - тоже бытовой уровень.

О религии

БГ: В Индии живет человек по имени Сатья Сай Баба, которого некоторые даже считают Богом (аватаром). Так вот, у него есть такая особенность: если к нему в ашрам [5] зайдет кто-то, у кого есть некое желание, то оно исполнится. Я проверял - у меня исполнилось. И еще: можно послать Сатье письмо (причем, он принимает далеко не все письма), и тогда тоже исполняется желание. Теперь письма можно слать по электронной почте - с теми же последствиями. А следующим шагом задумывается сделать ему сайт, страничку, которая бы символизировала его ашрам, - для того чтобы желающим посетить Сатью Сай Баба не надо было ехать так далеко. Ведь разницы-то, по сути, нет.

Причем неизвестно, знает ли он сам про существование мейла и сайта - это дело рук верующих, но сути дела это совершенно не меняет.

И так может быть со многими вещами. В Иерусалиме в Стену Плача тоже записочки засовывают с желаниями. Кто мешает сделать виртуальную Стену?

Сейчас многие обряды пытаются переводить в цифровую форму, сильно облегчая жизнь. Например, исповедь. С другой стороны, исповедь по мейлу хороша только тогда, когда человек к этому серьезно подошел. Если он очистил мысли, свечи зажег, молился целый день, тогда не важно технически, как он исповедуется, а если подошел и левой рукой что-то там за пять минут по клавишам набил - это не исповедь. Но людям верующим, которые волею судьбы оказались в местах, где нет возможности нормально соблюдать обряды, Интернет бы очень помог. Многие обряды, конечно, переносу в Сеть не подлежат - то же крещение, например; или я пока не понимаю, как их можно грамотно перенести туда. Но что подобные вещи стали возможны, это хорошо. Кто бы предложил это нашему Патриарху... (смеется).

О России

БГ: Сейчас, говорят, модно пользоваться отечественными товарами. Хотя я не думаю, что это так. Скажем, на мне сейчас ничего российского нет. Хотя нет, ошибся, - браслетик вот янтарный наш, отечественный.

Я не разделяю товары на российские и не российские. Для меня главное - хорошие или плохие. Вот, скажем, соки и молоко я пью российские, потому что они гораздо лучше, чем западные аналоги. Массандровские вина еще хорошие, хотя... это же теперь не наш товар, а украинский.

А вот пиво российское не пью. Потому что, путешествуя по миру, приучил себя потреблять только тот алкоголь, названия которого мне знакомы. Где-нибудь в Катманду просто опасно пить местное пиво. Поэтому и здесь по привычке заказываю знакомые, проверенные названия.

КТ: Напоследок, конъюнктурный вопрос, как к петербуржцу: стоит переносить столицу в Питер или нет?

БГ: Ни в коем случае! Ее и в Москве-то оставлять не стоит. Куда-нибудь в Кострому... хотя Кострома не потянет... во Владимир! Была же Владимирская Русь. Отличная столица там будет. Или в Екатеринбург - он в самом центре России.



1 (обратно к тексту) - Кроме автора, в беседе с нашим гостем Борисом Гребенщиковым принимали участие Александр Мнацаканов, президент звукозаписывающей компании "Триарий", и Дмитрий Мендрелюк.

2 (обратно к тексту) - "Deadушки" - питерский коллектив, играющий электронную музыку. В 1999 году вышел совместный альбом "Борис Гребенщиков и Deadушки", где в современной электронной аранжировке были перепеты песни "Аквариума" начала 80-х годов.

3 (обратно к тексту) - Английский музыкант.

4 (обратно к тексту) - Павел Северов обладает, наверное, самой полной коллекцией концертных записей "Аквариума", что признает и сам БГ. В рубрике "Первые слова" в mp3 выкладываются первые варианты исполнения известных песен.

5 (обратно к тексту) - Это что-то вроде огромного пионерлагеря тысяч на пять человек, где внутри - и гостиницы, и храмы, и столовые и пр.





Практически одновременно с выходом этого номера, увидит свет и совместный проект студии "Триарий" и ИД "Компьютерра": "Фильмография". Это четыре диска, три из которых содержат музыку, написанную "Аквариумом" для кино-трилогии Сергея Соловьева: "Асса", "Черная Роза - эмблема печали, Красная Роза - эмблема любви" и "Дом под звездным небом", а на четвертом - мультимедийном, собраны редкие видеозаписи Аквариума и Бориса Гребенщикова.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.