Мелкоскоп
АрхивC утра в воскресенье мы с сыном Ваней начали методичный осмотр квартиры - тех углов, куда редко заглядывает веник, подоконников и пространств между рамами... Как заведено у хороших исследователей, прибор стоял на столе, готовый к работе. Дело было за малым - прошлогодним, пусть даже и дохлым насекомым. Однако после ремонта с насекомыми в квартире стало напряженно, и Ваня даже твердил, будто именно он настоятельно рекомендовал во время строительных работ тщательно собирать в пакетик обнаруженных мух и пауков. Я, правда, такого не помню, но поди проверь!
Наконец, был обнаружен совершенно живой жужжащий объект, тупо и безуспешно ломившийся в стекло. Прицельным ударом свернутой в трубку юбилейной "Компьютерры" он был оглушен и перенесен на предметное стекло микроскопа для выяснения устройства глаз и мозга. Уже десятикратное увеличение показало, что глаза у мухи значительно больше самой головы, шестидесятикратное - что муха покрыта каким-то неопрятным ворсом и начинает оживать, а когда двухсоткратное приближение позволило нам убедиться в том, что мушиный глаз состоит из кусочков и, следовательно, крошечный мозг не в состоянии отрабатывать потоки информации от такого большого количества датчиков (вот муха и бьется в стекло!), - объект пришел в себя, пошевелил усиками, расправил прозрачные крылья и, недовольно загудев, улетел-таки в форточку. Так мы и не поняли - у всех мух такие глаза или только у этой, от страха.
Впрочем, мы все же успели сделать пару снимков нашей мухи, причем снимков цифровых. Тут надо наконец пояснить, к чему все эти энтомологические детали. Хотя нет, вот еще одно, микроскопическое же отступление.
Считается, что ребенок в основном занят тем, что активно познает окружающий мир и постоянно выясняет, как все устроено. В моем детстве был гэдээровский набор "Юный оптик". В отличие от "Юного химика", результатом возни с которым были отвратительно вонючие и взрывоопасные смеси, особенно если их нагревать в пламени спиртовки, "Оптик" ничем не вонял и приводил меня, по воспоминаниям родителей, в состояние тихого и, главное, длительного созерцания. То есть попросту вырубал из процесса скачек по квартире и постановки домочадцев на уши. Правда, мне почему-то больше нравились подзорные трубы и телескопы, а не микроскоп. Рассматривать внутренности квартир дома напротив было явно веселее, чем клетки, из которых якобы сделаны яблоки, лук и капуста. Но если бы у меня тогда был такой микроскоп... В журнале "Химия и жизнь" меня бы теперь наверняка узнавали в лицо.
Компания Intel, вынужденная методично, как контролируемое райкомом соцобязательство, исполнять чертов закон Мура и выпекать новые, все более мощные процессоры, решила вдруг втереться в доверие к детям, выпустив для них под торговой маркой "Intel Play" цифровой микроскоп. Раньше его назвали бы проекционным микроскопом или же прибором для микрофотографии, хотя в момент появления этих устройств еще не было возможности взять да и прицепить одним движением микроскоп к компьютеру, получая изображение на экране, а вдобавок - и массу дополнительных функций.
Вообще говоря, надо признать, что разработчики Intel, дизайнеры и консультанты постарались. Все-таки внешним видом игрушка (а микроскоп от Intel - именно игрушка, пусть и очччень современная) должна отличаться от процессоров и сетевого оборудования. Сам микроскоп сделан из прозрачного пластика, так что хорошо видны три сменных (достаточно повернуть колесико-регулятор) набора линз, электронная начинка и гордо возвышающийся над центральной платой светодиод, загорающийся в тот момент, когда компьютер с проинсталлированным софтом, поставляемым в комплекте, и микроскоп объединяются по USB в исследовательский комплекс. В общем, с учетом нынешней акселерации и повального увлечения детей компьютерами давно пора было начать делать игрушки, использующиеся вместе с ПК. Тут хоть польза есть, а для американских детей - особенно, если верить тем страшным историям, которые чуть ли не каждый день публикует наша пресса, искренне огорченная интеллектуальным уровнем граждан США.
Микроскоп устанавливается на не менее веселенький штатив, по которому вверх-вниз ползает, повинуясь ручкам настройки фокуса, предметное стекло. А сзади в штативе даже есть маленький ящичек с дверкой. Как решили мы с Ваней, - для хранения самых любимых образцов - мух и комаров. Хотя зачем хранить их, когда можно оставлять на память цифровые изображения? На микроскопе есть кнопочка. Положили что-то на предметное стекло, выбрали режим увеличения, настроили фокус - смотрим на экран компьютера и изучаем. Нравится - одно нажатие на кнопочку (смонтирована на самом микроскопе), и цифровая фотография объекта оказывается в коллекции микроснимков. Можно, кстати говоря, записывать короткие фильмики. "Чудесное воскрешение мухи", например.
Если бы мы пытались оценить интеловский микроскоп не как игрушку, а как настоящую взрослую вещь, то, разумеется, нашли бы массу недостатков. Не всегда уверенная работа ПО, скудный набор режимов (10-, 60- и 200-кратное увеличение), трудность ручной настройки резкости, неизбежные вопросы о том, какую, собственно, часть предмета мы рассматриваем сейчас при максимальном приближении... Да и цена не детская - больше двухсот долларов. Возможно, потому компания Digital Nature (www.diginat.com), любезно предоставившая "Компьюферре" новинку, и не торопится широко ее продавать. Но это все-таки игрушка, и относиться к ней надо снисходительно. Мало того, чрезмерно сложная игрушка может вызвать у ребенка отрицательную реакцию, как слишком мелкий puzzle, который только под микроскопом и собирать. Зато возможность одним движением мыши изменить контрастность, включать-выключать верхнюю и нижнюю (для работы на просвет) лампочки подсветки, наличие собственного графического редактора, позволяющего вволю поиздеваться над полученными снимками, - все это очень здорово.
В итоге мы с Ваней за два часа узнали много нового об окружающем мире и были довольны не меньше пионеров микроскопосмотрения - Галилея и Левенгука (в 1677 году у того был микроскоп с 300-кратным увеличением - почти как наш!). Огромное удовольствие доставило нам рассматривание собственных пальцев и ушей (после чего ребенок был отправлен в ванную для дополнительной очистки), глаз, мелких игрушек, обручальных колец и, наконец, секретных стратегических микрофиш, выданных нам напрокат Георгием Башиловым.
Правда, Ваню больше развеселили не микрофиши, а сама фамилия - Башилов. Наверное, потому, что живем мы на Башиловской улице и днями напролет изучаем строение материи, а также постигаем суть вещей и мух.