Архивы: по дате | по разделам | по авторам

I-Type, или Интернет-автомобиль

Архив
автор : Роман Косячков   06.06.2000

Одно из преимуществ, которые сулит информационная магистраль, - это свобода выбора.
Билл Гейтс. "Дорога в будущее"


Мобильность нынче в моде. Начав победное шествие с сотовых и транковых телефонов, она добралась и до компьютеров, породив многочисленные семейства ноутбуков и карманных персональных помощников. Вполне естественно, что мобильные информационные устройства и средства связи однажды появились и на автомобилях.


Cегодня подавляющее большинство новых информационных и связных услуг ориентировано на Сеть (вспомним, например, электронную коммерцию или IP-телефонию). Не являются исключением и услуги, предоставляемые водителям и пассажирам автомобилей. Подобно уже упомянутой нами концепции е-автомобиля (электронного автомобиля) формируется и концепция I-автомобиля (Интернет-автомобиля). Нет оснований утверждать, что буквально все внешние коммуникации, осуществляемые из автомобиля, в той или иной степени используют Интернет. Даже прототипы перспективных моделей ведущих фирм пока не могут этим похвастаться, так как альтернативные решения зачастую проще и дешевле. Однако тенденция именно такова, и недалек день, когда никому и в голову не придет, что, к примеру, буковка "i" в названии новой модели автомобиля (скажем, BMW 316i энного поколения) означает впрыск. Всем будет ясно, что модель просто "упакована Интернетом по полной программе"... А пока рассмотрим несколько современных и перспективных типов систем, осуществляющих взаимодействие пассажиров или бортовых систем автомобиля с внешним миром.

www.FUTURE.car

Отделение Mercedes-Benz (www.mercedes-benz.com) фирмы DaimlerChrysler еще в 1998 году показало свой концепт-кар (Concept Car) "Интернет-мультимедиа на колесах" (Internet Multimedia on Wheels). Коммуникационная система, которой оснащен прототип, имеет собственный IP-адрес и предоставляет доступ в Интернет непосредственно из автомобиля. Сотрудники Mercedes-Benz то ли в шутку, то ли всерьез заявляют, что скоро в Сети появится новый домен ".car", в котором и будут регистрироваться "узлы на колесах". Что ж, все может быть...

Но вернемся к концепт-кару. В распоряжении его водителя - голосовая и электронная почта, он также может получать информацию о текущем положении на дорогах. Доступ к этим сервисам реализован с помощью технологий распознавания и синтеза речи, то есть таким образом, чтобы не отрывать водителя от управления автомобилем. В случае возникновения неисправностей водитель может не только выслушать по телефону консультацию специалиста центра технической поддержки Mercedes-Benz, но и получить через Интернет исчерпывающие руководства. Возможна также удаленная диагностика состояния автомобиля. Большое внимание в концепте уделено персонализации. На центральной консоли имеется приемник для смарт-карты, которая содержит довольно много информации, в том числе личный телефонный справочник владельца, расписание дел, синхронизированное с расписанием в офисе и дома, и даже сведения о положении зеркал заднего вида для конкретного водителя. У пассажиров возможностей намного больше. Они могут пользоваться Сетью в полном объеме безо всяких ограничений. Кроме того, встроенные в различных местах салона инфракрасные (IrDA) приемопередатчики позволяют обмениваться данными между мобильными компьютерами пассажиров и бортовым компьютером автомобиля.

Инженеры Mercedes-Benz предлагают пойти еще дальше. Система ECU (Electronic control units), которой оснащен прототип, используя информацию о погоде, состоянии дорожного покрытия и дорожного трафика, полученную как датчиками автомобиля, так и из Сети, позволяет адаптировать автомобиль к условиям движения. Вряд ли нужно упоминать, что концепт-кар оснащен высококачественными аудио- и видеосистемами, к тому же дополненными средствами доставки MP3-файлов из Сети по заказу (audio-on-demand), проведения видеоконференций, а также спутниковым и интерактивным телевидением.

Не отстают от европейцев и американцы. General Motors даже создала специальное подразделение по разработке и внедрению в автомобили новейших электронных систем. Возглавил подразделение е-GM Марк Хоган (Mark Hogan). В ноябре прошлого года General Motors представила систему для доступа в Сеть с голосовым интерфейсом под названием Infotainment (для моделей Cadillac Seville и DeVille), реализованную на основе спутниковой системы коммуникации и навигации GM OnStar.

Персональный штурман

Автомобильные навигационные системы (АНС), в англоязычной литературе обычно называемые Auto Pilot System или Car Navigation System, переживают сегодня самый настоящий бум. Только в Европе в этом году будет продано около миллиона АНС. Если учесть, что западноевропейские производители в совокупности выпускают более 15 млн. легковых и грузовых автомобилей в год, то можно с уверенность считать АНС широко распространенными.

В основе практически всех современных АНС лежит Navstar GPS (Global Positioning System), включающей в себя 24 геостационарных спутника. Орбитальная группировка спутников системы Navstar была сформирована в период с февраля 1978-го по июль 1995 года в интересах военного ведомства США, однако все большее и большее значение имеют ее гражданские применения. Интересно, что система, созданная и эксплуатируемая Соединенными Штатами только на собственные средства, используется практически повсеместно без каких-либо отчислений со стороны конечного пользователя. Или это редкий пример альтруизма в нашу прагматичную эпоху, или реализация фактического контроля за определением точного местоположения в мировом масштабе. Каждый может выбрать вариант по своему вкусу. Но не будем отвлекаться.


Помимо спутниковой составляющей, современная АНС имеет датчики и гироскопы для определения пройденного пути и направления движения автомобиля. Зачем они нужны? Дело в том, что для определения местоположения автомобиля необходимо, чтобы в зоне прямой видимости находились как минимум три спутника GPS. В условиях городской застройки, в гористой местности, туннелях и т. п. это требование не выполняется. В этом случае прокладку маршрута по карте навигационная система ведет, как выражаются штурманы, по счислению, то есть без обсерваций. Кстати, о картах. Карты для АНС поставляются в специальных форматах на CD-ROM или DVD-ROM. Ведущими поставщиками карт для АНС в Европе являются американская корпорация Navigation Technologies (выпускает карты в формате Philips), а также фирмы Tele-Atlas и Robert Bosch (поставляют карты в формате Bosch). В последнее время намечается тенденция получения карт для навигационной системы через Интернет по мере необходимости. Подробно описывать конкретные АНС не имеет смысла, так как это уже неоднократно делалось на страницах специализированных изданий для автомобилистов. Отметим лишь, что лидерами на рынке АНС являются компании Bosch, Etak, Philips, Sony, Alpine, Pioneer и Blaupunkt, а стоимость АНС колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

Спасение на дорогах

Ежедневно на дорогах гибнут тысячи людей. Усилия, предпринимаемые конструкторами и технологами в части повышения активной и пассивной безопасности автомобилей, а также дорожниками в части совершенствования дорожной сети, безусловно, приносят свои плоды. Число аварий с тяжелыми последствиями если и не уменьшается, то, по крайней мере, и не растет пропорционально росту парка автомобилей. Однако если крупная авария все же случилась, здоровье, а зачастую и жизнь пострадавших во многом зависят от оперативности, с которой им будет оказана помощь. Исследования, проведенные в Техническом университете города Мюнхена (Munich Technical University), показали, что если помощь пострадавшим оказана в течение первых 10-12 минут после аварии, то вероятность тяжелых последствий для здоровья людей снижается на 20 процентов. За такую цифру, конечно, стоит побороться.

К сожалению, далеко не у каждой аварии есть свидетели, а если и есть, то не всегда поблизости найдутся средства связи для вызова спасателей. И здесь на помощь приходят современные технологии. Отделение Mercedes-Benz несколько лет разрабатывало систему ARTHUR (Automatic Radio Communication System for Traffic Emergency Situations on Highways and Urban Roads), а с 1997 года проект получил название Tele AID (Telematic Alarm Identification on Demand). Проект опирается на возможности электронного оборудования автомобиля, сетей сотовой связи, а также систем спутниковой навигации. В связной части применяются технологии фирмы Motorola. В качестве системы определения местоположения попавшего в аварию автомобиля используется GPS, приемник сигналов которой входит в состав АНС. Точность определения координат автомобиля достигает нескольких метров. Для функционирования системы Tele AID требуется Центр телематических услуг (Telematic Services Сentre), обеспечивающий передачу полученной от автомобиля информации службам спасения и полиции.

Tele AID работает следующим образом: аварийный сенсор, который на автомобилях Mercedes-Benz совмещен с сенсором активации воздушной подушки безопасности (airbag) водителя, при столкновении автомобиля подает сигнал на контроллер системы Tele AID. Система Tele AID автоматически и, можно сказать, почти мгновенно высылает по сети сотовой связи так называемую телеграмму вызова помощи (emergency call telegram), содержащую идентификатор, марку, цвет и точное местоположение автомобиля, а также время аварии. Телеграмма обрабатывается в Центре телематических услуг, и необходимая информация немедленно выдается соответствующим службам. Воспользоваться системой Tele AID можно и вручную, для чего на внутреннем зеркале заднего вида установлены три кнопки. Кнопка "SOS" устанавливает голосовую связь по сотовым каналам связи с Центром телематических услуг, кнопка с изображением гаечного ключа соединяет водителя со службой технической поддержки фирмы Mercedes-Benz, а кнопка с надписью "i" - со службой информации для клиентов. Пилотный проект системы Tele AID был развернут в городе Баден-Вюртемберг (Baden-Wurttemberg), Германия. Сегодня, в качестве опции или стандартного оборудования, Tele AID предлагается с автомобилями Mercedes-Benz начиная с Е-класса.

Систему, несколько отличную функционально от Tele AID, предлагает и General Motors на основе уже упомянутой спутниковой системы OnStar. В число услуг, помимо вызова скорой помощи, навигации и т. п., входит даже дистанционное открытие дверей автомобиля, если, не дай бог, клиент-растяпа потерял ключи. General Motors планирует вложить в развитие OnStar около миллиарда долларов в течение пяти лет. Это хорошо согласуется с новым позиционированием автомобильного гиганта, как "глобального предприятия электронной коммерции".

Несколько слов в заключение

За рамками темы номера остались многие важные цифровые технологии, к примеру, современные роботизированные производства, системы управления дорожным движением, системы круиз-контроля и автомобили-роботы, системы ночного видения, современные противоугонные системы, сигнализация и многое другое. К сожалению, нельзя объять необъятного. Важно другое. Трудно назвать иную отрасль промышленности из ориентированных на конечного потребителя, в которой технологические достижения внедрялись бы такими же быстрыми темпами. Автомобиль, безусловно, любимец века и, вероятно, останется таковым и в будущем по весьма простой причине. Автомобиль - это один из главных атрибутов личной свободы, позволяющий человеку самому выбирать, где и когда ему находиться. Не зря свободолюбивые американцы просто не представляют жизни без колес. Хочу надеяться, что на бескрайних российских просторах автомобиль ждет такая же судьба. Удачи вам на дорогах в цифровом веке.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.