Пока не началось
АрхивКоммуникационный рынок в России вот-вот взорвется. Монополист ("Ростелеком") может быстро потерять свое положение "первого и единственного" оператора, причем демонополизация произойдет в основном за счет компаний, которые являются монополистами в главных областях своей деятельности - энергетике, транспорте, нефтяной, газовой и даже угольной промышленности. И, что интересно, свои услуги для конечных потребителей (корпоративных и индивидуальных пользователей) они начинают предлагать скопом, все сразу.
Такая ситуация сложилась под влиянием объективных факторов. Года три назад отраслевые гиганты обнаружили, что имеющиеся системы связи, построенные на оборудовании выпуска 60-80-х годов, не справляются с растущими коммуникационными потребностями и нуждаются в радикальном усовершенствовании. В тех или иных пропорциях для организации внутрикорпоративных линий (развернутых в масштабах всей страны) были выбраны спутниковая связь, оптоволокно и РРЛС. Ну а поскольку на волоконно-оптических линиях устанавливать оборудование с пропускной способностью менее полтораста мегабит в секунду смысла не имеет, возникает естественный излишек полосы пропускания, которую хочется куда-то девать, а точнее - продавать. Кроме того, заманчиво использовать для прокладки уже имеющуюся инфраструктуру: например линии электропередач для подвешивания кабеля.
Единственным камнем преткновения является получение ведомственными операторскими компаниями лицензий на различные коммерческие услуги связи. Но это препятствие скорее формальное. Как заявил один из экспертов в этой области: "Они получат лицензии, когда сами того пожелают. Это слишком сильные игроки: смешно думать, что Чубайсу или Акс§ненко не дадут лицензию. Просто время еще не настало, пока они заняты строительством".
РАО ЕЭС России
Главный провайдер электричества в стране готовится стать провайдером информационным. Активно создается волоконно-оптическая сеть компании, общая протяженность линий которой в западном, южном и восточном регионах России должна составить более 11,5 тыс. км. Главный способ прокладки кабеля - подвешивание на уже имеющиеся опоры линий электропередач. На основе наземных линий и спутниковых каналов реализуются проекты огромных транковых сетей на Урале, Средней Волге и в других местах. Одна из самых крупных - сеть SpaceStar, предполагаемая выгода от эксплуатации которой, только за счет отказа от аренды каналов "Ростелекома", должна составить более 10 млн. долларов.
В некоторых местах каналы связи у энергетиков уже работают: в прошлом году завершена прокладка волоконно-оптической магистрали Москва - Санкт-Петербург. А на Кольском полуострове и в Курской области уже начато предоставление услуг первым коммерческим клиентам.
Для реализации этого и других проектов учрежден телекоммуникационный холдинг "Энифком", который, в свою очередь, должен основать ряд дочерних операторских компаний по всей стране. Акционерами "Энифкома" являются РАО ЕЭС (51% акций) и Российская телекоммуникационная сеть - РОСНЕТ (49% акций). Не исключено, что акционеров у холдинга станет больше - за счет возможного привлечения иностранных инвесторов.
Транстелеком
Компания "Транстелеком" на сегодняшний день, пожалуй, дальше всех продвинулась на пути создания волоконно-оптической сети национального масштаба и ее стыковки с зарубежными сетями.
Сегодня 51% акций "Трастелекома" принадлежат семнадцати железным дорогам (каждая из которых имеет по 3% акций), 23% принадлежат Центральной информационной системе МПС) и 26% акций находятся у сторонних инвесторов.
Как и РАО ЕЭС, "Транстелеком" прокладывает кабель "по воздуху", ведя его вдоль железных дорог. Оптическое волокно с ненулевой смещенной дисперсией позволяет использовать оборудование спектрального уплотнения (DWDM). Более того, представители "Транстелекома" утверждают, что технология DWDM в их линиях уже реально работает (скорость передачи данных составляет до 20 Гбит/с).
К концу 2001 года компания планирует ввести в эксплуатацию сеть, общая протяженность оптоволокна в которой превышает 35 тыс. км. Она должна быть состыкована с каналами операторов Германии, Дании, Италии, Китая, Турции и Японии. Планируется также предоставление доступа в сеть "Транстелекома" операторам Украины и Беларуси. А проложить эти 35 тыс. км волокна "Транстелеком" собирается уже к концу нынешнего года. По подсчетам фирмы Ernst & Young проект может окупиться через 4-5 лет.
К настоящему времени сооружены следующие волоконно-оптические линии общей протяженностью более 17 тыс. км (из них 9,5 тыс. км сданы в эксплуатацию): Москва-Новороссийск-Адлер, Москва-Нижний Новгород, Санкт-Петербург-Псков, Санкт-Петербург-Петрозаводск, Санкт-Петербург-Волховстрой, Большое московское железнодорожное окружное кольцо, Москва-Ярославль, Омск-Новосибирск-Барнаул, Саратов-Волгоград-Астрахань, Москва-Смоленск-Красное. Чтобы не импортировать огромное количество оптоволокна, во второй половине прошлого года компания открыла собственное производство - завод ТрансВОК в Боровске (Калужская область). Кабель производится на оборудовании Nokia с использованием технологии компании Corning.
На сегодняшний день компания "Транстелеком" получила лицензию на право сдачи в аренду каналов и трактов связи, телематические услуги (то есть Интернет), предоставление услуг внутризоновой и междугородней телефонии, а также передачу данных. Правда, пока лицензия на телефонию выдана с оговоркой "без выхода в сеть общего пользования", однако получение полных лицензий скорее всего дело времени.
Одним из слабых мест подвески оптоволокна вдоль контактной сети железных дорог является надежность, что показала недавнее крушение поезда под Санкт-Петербургом. Помимо аварийных ситуаций, висящий в воздухе кабель подстерегают и другие неприятности. Чтобы по возможности уберечься от них, "Транстелеком" предусмотрел несколько уровней защиты. Первый - кольцевая структура сети, позволяющая автоматически восстанавливать каналы связи в случае обрыва линии. Второй уровень - взаимное резервирование линий с другими операторами (например с "Раскомом", у которого с "Транстелекомом" общий акционер - Октябрьская железная дорога). И наконец, наземные сети дублируются спутниковыми каналами. На сегодня спутниковая сеть состоит из шести наземных станций, к концу года их число будет доведено до семнадцати.
Газтелеком
Третьим оператором, выходящим на рынок услуг высокоскоростной передачи данных, является "Газтелеком", дочерняя компания "Газпрома". В отличие от РАО ЕЭС и "Транстелекома", "Газтелеком" в буквальном смысле зарывает оптоволокно в землю вдоль своих газопроводов. В первую очередь линии связи предназначены для собственных нужд "Газпрома", но, поскольку пропускная способность заведомо избыточная, планируется оказание услуг по телефонии и передаче данных сторонним клиентам.
Сегодня самым близким к завершению проектом является линия Москва-Берлин протяженностью 2,5 тыс. км вдоль газопровода Ямал-Европа. Под землю, на глубину 2-3 м закладывается кабель, содержащий не менее 48 волокон; часть из них - с ненулевой дисперсией, то есть можно использовать аппаратуру DWDM. Кабель находится на расстоянии не менее 9 м от трубы, но в пределах выделенного землеотвода. По утверждению представителей "Газтелекома", землей, где проложено оптоволокно, владеет ОАО "Газпром", как в России, так и за рубежом, что значительно облегчает строительство и эксплуатацию линии. И это отличает "Газтелеком" от других операторов связи ведомственных сетей.
Линию Москва-Берлин планируется ввести в эксплуатацию в декабре, ее общая пропускная способность должна составить 80 Гбит/с. Распоряжаться ею будет компания, образованная в союзе с одним из западных операторов, имя которого не разглашается. Имена потенциальных клиентов также не разглашаются; при этом "Газтелеком" заявляет, что у него нет четкого позиционирования как "оператора для операторов" или "оператора для клиентов" - будут рассмотрены как те, так и другие возможности предоставления услуг. По соображениям безопасности, газопровод проходит вдали от крупных населенных пунктов, где, как правило, дела со связью обстоят не лучшим образом. Поэтому первыми клиентами могут оказаться те, кто в силу местных условий не дождался бы высокоскоростной связи ни от "Ростелекома", ни от другого провайдера. Планируется также прокладка отводных ветвей к крупным городам, например Смоленску и Варшаве.
Что касается лицензий, то здесь у "Газпрома" дела обстоят лучше других компаний (насколько можно вообще говорить об этом в рамках вышеприведенных допущений). Пока это единственный оператор ведомственных сетей, имеющий право выхода в сети общего пользования с услугами как телефонии, так и передачи данных. Что касается надежности линий "Газтелекома", то она должна составлять 99,99% (так называемые четыре девятки) по европейским нормам на связь для передачи газа. Поэтому все оптоволоконные линии дублируются радиорелейными или спутниковыми каналами ("Газпрому" принадлежит спутник "Ямал-100").
В будущем "Газтелеком" планирует класть оптику везде, куда пойдет газовая труба. Это, во-первых, проект "Голубой поток" (Москва-Анкара), а в более отдаленной перспективе - магистраль, проложенная по дну Балтийского моря.
Ростелеком
Однако на пути услуг, которые уже могут или в скором времени смогут оказывать все вышеперечисленные операторы, есть одно большое "но", а имя ему - Министерство связи, которое, судя по всему, не радуется появлению конкурентов у единственного до сей поры "Ростелекома". "Ростелеком", как известно, не раз выступал с критическими заявлениями в адрес ведомственных операторов, которые в конце прошлого года даже образовали рабочую группу для защиты своих интересов. Сейчас тон высказываний постепенно меняется, видимо, идут переговоры. По словам представителей "Транстелекома", речь может идти не только о конкуренции, но и о партнерских взаимоотношениях - от взаиморезервирования каналов на ряде участков до начала их аренды и шлюзования сетей. Кстати, "Ростелеком" является клиентом "Транстелекома", арендуя часть емкости волоконно-оптической линии Саратов-Волгоград-Астрахань (другим крупным клиентом является Global One - арендатор линии Москва-Новороссийск-Адлер). В "Газтелекоме" к разговорам о конкуренции с "Ростелекомом" относятся очень осторожно, подчеркивая, что основной пакет акций и "Ростелекома", и "Газпрома" находится у государства.
Но то же самое могут сказать о себе и другие операторы. Вот ведь какая интересная ситуация получается: главным акционером везде является государство. А если так, то и конкуренция получается какая-то не настоящая, больше похожая на борьбу чиновников за сферы влияния. Которая, скорее всего будет преодолена путем личных взаимоотношений, лоббирования и других нерыночных механизмов. Надеюсь, что на этот раз к выгоде подавляющего большинства пользователей.