Конкуренция с пиратом
АрхивМы обратились к нескольким производителям программного обеспечения с просьбой поделиться с нами тем, что они думают по поводу пиратства, и рассказать о принимаемых ими мерах по защите своих экономических интересов. Наиболее типичные ответы, сопровождаемые мнениями двух экспертов (Юрия Злобина, интервью с которым опубликовано в этой теме, и Романа Майданчука, адвоката Столичной коллегии адвокатов, специализирующегося на законодательстве по защите авторских прав) перед вами. - М. Б-З.
Для подавляющего большинства российских пользователей программное обеспечение уже давно ассоциируется не с большими красивыми магазинными коробками, а с компакт-диском, купленным на Горбушке или в переходе станции "Лубянка" под самым носом у чекистов. Положение дел объясняется просто: лицензионное ПО в десятки, а то и в сотни раз дороже, чем пиратское. А в условиях, когда, по признанию генерального директора компании "Акелла" Дмитрия Архипова, "государству плевать на проблему пиратства", у разработчиков и издателей ПО есть только один выход - относиться к пиратам как к конкурентам и постараться максимально приблизить цены на свое ПО к ценам пиратского "сидюка".
Сейчас практически все российские компании, разрабатывающие ПО, выпускают "митинские" версии своей продукции. Юрий Мирошников, руководитель направления игровых и мультимедийных продуктов компании "1С", говорит, что "1С" на одну "коробку" продает две "митинские" версии: "Денег больше приносят дешевые версии, однако маржа на них ниже". Дешевые версии, по его словам, никак не повлияли на уровень продаж "коробочного" ПО. Аналогичный опыт и у компании "Бука", о чем нам рассказал ее президент Игорь Устинов. Александр Фомченков, коммерческий директор компании "Кирилл и Мефодий", которая с нового года перешла на торговлю по близким к пиратским ценам, также утверждает, что продажи коробочных вариантов существенно не изменились: "В работе задействованы новые каналы распространения... Продукты в разном исполнении и ценах рассчитаны на разные группы населения, причем дешевые версии практически полностью вытеснили с рынка пиратские копии".
"Когда девяносто с лишним процентов составляет пиратская продукция, продавать ПО по высокой цене просто не выгодно", - говорит Архипов.
|
Но дешевые версии софта иногда имеют некоторые ограничения. Так, "1С" продает их без руководства пользователя и с ограниченной технической поддержкой. Дешевые версии продуктов "КиМ" отличаются меньшим числом CD и ограниченной функциональностью (отключены все возможности мультимедиа, интерактива и т. п.).
Все представители компаний, с которыми нам удалось побеседовать, в один голос говорят, что пиратство - безусловное зло и ничего полезного в нем для софтверного рынка нет. Однако Дмитрий Архипов считает, что для рынка компьютерного железа пиратство в некоторой степени может быть полезным. "Дело в том, - отмечает Архипов, - что в начале 90-х пиратство стимулировало компьютеризацию населения, сделав ПО доступным для пользователей". В то же время он уверен, что фирмам-разработчикам пиратство приносит только вред, "вынуждая продавать свою продукцию чуть ли не по себестоимости, чтобы хоть как-то вернуть вложенные в производство деньги".
Так или иначе, но производители ПО стараются бороться с пиратством не только "рыночными" способами, но и привлекая к этому "антипиратские" организации: силами одной компании бороться с явлением сложно. "На пиратском рынке наших дисков было довольно мало, и у нас была целая служба, которая за этим следила и пресекала в соответствии с законом, - говорит Дмитрий Архипов. - Но даже если мы отслеживаем свою продукцию, то пираты продают по очень низким ценам ПО конкурентов, что, опять же, бьет по нам - мы вынуждены снижать цены". Именно высокий уровень пиратства заставил "Акеллу" уйти с рынка распространения ПО: "Наш рынок программного обеспечения дикий, никакой серьезной борьбы с пиратством на нем не ведется, и работать для него не выгодно". Государство, по мнению Архипова, закрывает глаза на то, что по уровню пиратства мы не уступаем "какой-нибудь африканской стране", а деятельность общественных структур не приносит нужного результата. "Акелла" до недавнего времени была членом "Русского Щита", и работа этой организации компанию в принципе устраивала. Однако "Русский Щит" защищает продукцию только тех компаний, которые входят в него. Что же касается другой "антипиратской" организации, АБКП, то, по словам Дмитрия Архипова, "ее попытки бороться с пиратством выглядят смешно даже в глазах самих пиратов". Александра Фомченкова также больше устраивает работа "Русского Щита".
Однако почти все уверены, что возведя борьбу с пиратством в ранг государственной политики, пиратство удастся если не искоренить, то хотя бы загнать в подполье и ликвидировать как профессию.
|
Евгений Данилов, менеджер по маркетингу Microsoft, отметил следующее: "Microsoft сотрудничает с государственными органами по следующим направлениям (в порядке приоритета): 1) пресечение использования нелицензионных копий юридическими лицами, 2) пресечение продаж нелицензионных копий компаниями, реализующими компьютерную технику, 3) изъятие контрафактной продукции из органов торговли. За 1998-99 годы были возбуждены десятки уголовных дел, закончившихся вынесением обвинительных приговоров. Это гораздо чаще, чем в отношении продуктов других правообладателей. Факт, что сравнительно небольшая доля рейдов заканчивается уголовными делами, не свидетельствует об отсутствии у Microsoft интереса к борьбе с пиратством". В компании считают, что эффективность антипиратских акций низка из-за неразвитости российского законодательства. "Назрела необходимость совершенствования правовой базы", - делает вывод Евгений Данилов.
BSA, часто упоминаемая в контексте борьбы с пиратством, по своему правовому статусу не является участником каких-либо оперативно-розыскных мероприятий или уголовных дел. Ее члены, непосредственные правообладатели, при защите своих прав выступают всегда от своего имени сами. Задача BSA - способствовать защите их авторских прав, информировать пользователей о рисках использования пиратских программ, поддерживать легальных пользователей, для чего активно используются масс-медиа.
"Для подтверждения своих авторских прав, - продолжает Данилов, - Microsoft не требуется регистрировать свои продукты в России, поскольку они уже зарегистрированы надлежащим образом в США. Согласно п. 3 ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах, "...на территории РФ... автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом". Весь объем прав на ПО, созданное по заданию корпорации Microsoft, принадлежит ей, и по российским законам на территории РФ она признается его автором". Представлять интересы Microsoft в России уполномочены юристы фирмы Latham & Watkins, имеющие легализованную доверенность. "На территории России не было случаев, когда статус предоставляемых юридических документов не удовлетворял требованиям российского законодательства", - резюмирует Евгений Данилов.