Оттуда, вестимо...
АрхивМожно сколько угодно говорить о развитии электронной коммерции, виртуализации торговли, о вытеснении обычных магазинов онлайновыми, но покупателю, заказавшему что-либо в Интернет-магазине, никуда не деться от почты - пожалуй, единственного невиртуального звена сетевой торговли. Если же вы купили, скажем, книгу на Amazon.com, вам, скорее всего, придется иметь дело с Международным почтамтом.
Похожее на корабль здание на Варшавском шоссе знают, наверное, все, кто хоть раз пытался приобрести какой-либо товар по фирменным каталогам. "Зал клиента" Международного почтамта - самое "каталожное" место в Москве. Там можно приобрести товары по каталогам "Quelle", "Neckerman", "Biltima" и др. Покупка по каталогам для частных лиц довольно выгодна: товар стоимостью меньше ста евро не облагается пошлинами, поэтому в зале всегда довольно много народу, листающего пухлые тома и заполняющего бланки заказов. Похоже, разговоры о смерти каталожной торговли преждевременны - на почтамте не ощущают бума Интернет-магазинов. Начальник клиентской службы Международного почтамта Сергей Галамин говорит, что рост объема отправлений вызван не столько развитием Интернет-магазинов, сколько тем, что компании и частные лица оправились от последствий кризиса. "Во время кризиса люди практически перестали заказывать что-либо по каталогам, отправлять посылки... Сейчас же наши клиенты вспоминают докризисные привычки".
По словам Галамина, И-бизнес в России пока не развит настолько, чтобы Международному почтамту заметно прибавилось работы. "Впрочем, - говорит он, - электронные средства передачи информации могут рассматриваться как наши конкуренты". Но до тех пор, пока компьютер, подключенный к Интернету, не будет стоять в доме у каждого, почтамт без клиентов не останется. "У нас есть такая услуга, как гибридное письмо, - продолжает Сергей Галамин. - Если вы, например, отправите обычное письмо во Владивосток, оно будет идти довольно долго. Однако вы можете воспользоваться нашей услугой: мы переведем письмо в электронный вид и перешлем во Владивосток, а там в тот же день его напечатают и передадут адресату. Получается гораздо быстрее".
Интернет-магазины, будучи заинтересованы в быстрой пересылке товаров за рубеж, постоянно предлагают почтамту сотрудничество. "Из своих заказов Интернет-магазины формируют посылки и привозят к нам. Таможенное оформление для таких клиентов упрощено - почтамт тесно сотрудничает с Московской южной таможней, что значительно сокращает время на обработку отправлений. Кроме того, мы можем предложить и дополнительные услуги - например, забирать товары в офисе заказчика и формировать посылки самостоятельно".
В Международном почтамте не обещают "сверхскоростной" доставки, но за два-три дня посылка дойдет до европейского заказчика. Главными конкурентами почтамта на рынке почтовых отправлений являются предприятия экспресс-доставки. "Такие компании, как TNT, UPS и другие являются серьезными конкурентами - они могут доставить заказ быстрее". Однако главный аргумент почтамта в борьбе за клиента - цены. Они устанавливаются государством с таким расчетом, чтобы услугами предприятия могло воспользоваться большинство населения. В то же время почтамт может устанавливать собственные тарифы на эксклюзивные услуги. "На этом мы делаем бизнес", - говорит Сергей Галамин. Например, почтамт может доставлять письма и посылки клиенту, забирать у него отправления и т. п., для чего есть несколько автомобилей. Кстати, традиционные клиенты, которым почтамт оказывает подобные услуги, - посольства иностранных государств.
Особое внимание почтамт уделяет надежности доставки. "В советские времена посылки терялись регулярно. Сейчас же - не больше нескольких штук в год". За сохранностью отправлений следит служба почтовой безопасности. Впрочем, не последнюю роль здесь играет и рациональная организация обработки посылок. Раньше зал, где разбирают отправления, был поделен на отдельные закрытые кабинки. В них рабочие могли делать с посылками что угодно. Сколько всякого добра перекочевало из "буржуйских" посылок в карманы "пролетариев" - трудно даже представить. И почтамт решил отказаться от кабинок. "Удивительно, но воровать перестали вообще, - говорит Сергей Галамин. - Когда ты работаешь на виду у других, стянуть что-либо трудно".
Впрочем, иногда адресат получает посылку с поврежденным вложением. Самый типичный случай - отправка хрупких или бьющихся предметов без специальной упаковки. Тогда, конечно, почта выплатит клиенту компенсацию. Причем в таких ситуациях сотрудники почтамта предпочитают не спорить: доказать, что товар был поврежден еще до отправки либо по вине отправителя, практически невозможно. Однако сотрудники почтамта рекомендуют отправителю тщательнее упаковывать товар, если тот может быть поврежден во время пересылки.
Еще одна довольно распространенная ошибка, которую допускают клиенты, - отправка ценных товаров не заказными, а простыми посылками. "Если отправление заказное, нам проще его обрабатывать. Кроме того, на него есть гарантия доставки. А если с заказным пакетом что-нибудь случается, то клиент получает солидную компенсацию", - говорит Галамин.
Бывает, что отправитель, стараясь избежать пошлин, разбивает крупный заказ на несколько посылок. Например, костюм за 150 долларов можно положить в два пакета - в один брюки, в другой пиджак... Однако на таможне с этим пытаются бороться - а то так и без пошлин можно остаться. Кстати, там же определяют стоимость вложения, для чего у таможенников есть специальные каталоги товаров, по которым определяется размер пошлины. Впрочем, особой точностью таможенные каталоги не отличаются, и оценочная стоимость посылки может превышать реальную.
Несмотря на неразвитость онлайновой торговли, на почтамте готовы к росту числа заказов по Сети. Гордость предприятия - современная конвейерная линия сортировки и обработки отправлений. "Вскоре, - говорит Сергей Галамин, - наши клиенты смогут по Интернету получать информацию о своей посылке: узнать, где она находится в данный момент, когда дойдет и т. д. Одним словом, мы делаем все, чтобы выглядеть достойно в современных условиях".