Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Уроки электродепо

Архив
автор : Денис Викторов   18.04.2000

Как все-таки хочется увидеть реальные плоды технологий электронной коммерции в России! Ну просто сил нет. Простенькие схемы класса business-to-consumer уже кое-где работают, правда, без особых намеков на прибыльность. А вот с системами business-to-business - как-то кисло. И тем не менее примеры осознанной реализации методов B2B в российском Интернете есть. Один из них - заработавшая в ноябре прошлого года компания "Компьютер Депо", дитя крупнейшего холдинга IBS.

В свое время аналитики IBS, оценив рынок корпоративных клиентов, выяснили, что в Москве и области работает около 22 тыс. организаций - потенциальных пользователей ИТ. Крупные клиенты пользуются, вестимо, услугами системных интеграторов, зато средние корпоративные клиенты и фирмы менее крупные, относимые к малому бизнесу и SOHO, остались на, казалось бы, изобильном рынке... без поставщика. Огромной массе потенциальных заказчиков просто некуда деться - они вынуждены обращаться к таким же небольшим компьютерным фирмам, где ассортимент товаров и услуг узок. Лишь треть такого рода предприятий взаимодействует с одним основным поставщиком, и почти половина их них стремится найти более подходящего партнера. Таким образом, объективно назрела потребность в широкопрофильной сервисной компании, нацеленной на работу с корпоративными клиентами Москвы и области. "Депо" строилось с прицелом на работу по принципу "все в одном месте". Иными словами, клиент должен был иметь возможность приобрести практически любое компьютерное оборудование и услуги по установке и обслуживанию с обязательной бесплатной доставкой. Одновременно возникла идея не просто разработать привычный "корпоративный" сайт, а превратить его в торговую точку.

Заказ, размещенный клиентом на сайте depo.ru, не является профанацией электронной торговли, поскольку и дальше обрабатывается не вручную, а средствами корпоративной системы. Ясно, что пока большую часть заказов "Депо" обрабатывает с использованием традиционной формы размещения заявок, однако внутри грань между офлайновыми и онлайновыми заказами стирается.

Довольно часто посетители сайта проводят своего рода прикидку, "контрольный завес", - формируют заказ, как правило, из нескольких товарных позиций и выясняют, насколько "потянет" покупка с учетом скидок и прочих бонусов. И все-таки традиции есть традиции. В первые дни работы сотрудники "Депо" заметили, что многие посетители хаотично перемещаются по разделам. Скоро ответ был найден. На сайте забыли указать... телефон офиса.

Зарегистрировавшись на сайте и сделав первую покупку, клиент "Депо" получает своего персонального менеджера, может узнать историю своих трат, посетить "клуб", где все желающие могут обменяться информацией о технических проблемах и способах их решения, новостях компьютерного рынка. И все же в опыте "Депо" главное не сам факт работоспособности методов И-бизнеса, а те проблемы, с которыми компании пришлось столкнуться.

Прежде всего, следует крайне осторожно выбирать разработчика программного обеспечения и дизайна сайта. На первый взгляд, существует множество платформ, на которых можно построить электронный магазин. Однако при ближайшем рассмотрении все они оказываются далеко не идеальными, и значительную часть разработок приходится вести самостоятельно или приглашать сторонних исполнителей, которых следует контролировать предельно жестко.

Тонкий момент - клиентская часть. При разработке ПО появляется большой соблазн двигаться от технологии торговли, и картинка, которую покупатель видит на экране, начинает сильно смахивать на офисную систему. Сразу решить эту проблему "Компьютер Депо" не удалось - приходится корректировать по ходу дела.

Запуская виртуальный магазин, следует четко сформулировать информацию о доступных услугах. Скажем, "Депо" обслуживает только корпоративных клиентов, однако число частных лиц, желающих совершить покупку, неуклонно растет. Вот пример. Потребителя интересует дорогая компьютеризированная игрушка. Однако форма заказа, где указываются реквизиты предприятия, не заполняется, а затем менеджер, уже по телефону, вынужден расстроить даму, пожелавшую, как выяснилось, купить "на сайте" подарок ребенку. Правда, на следующий день заказ размещается по всем правилам: в качестве покупателя выступает организация - отец ребенка приобретает-таки товар, указывая реквизиты своей фирмы.

Успех торговли через Интернет определяется еще и тем, насколько ясно потребитель оценивает преимущества использования Web-инструментария. В "Депо" заказ в одном случае может разместить главный бухгалтер, а в другом - системный администратор одной и той же фирмы. Но формально покупатель один, а значит, может получить скидку на всю "корзину". Такие методы экономии осваиваются быстро, и все же не грех заранее информировать об этом посетителей сайта.

Наконец, любая фирма, начинающая Интернет-торговлю "с бесплатной доставкой", должна тщательнейшим образом наладить логистику. Ведь купить можно как сервер, так и плату памяти. Ясно, что в первом случае не грех использовать для доставки "Газель". А вот во втором...

Да, конечно, со временем появятся сервисные компании, способные выстроить и сдать "под ключ" торговую фирму, ориентированную на продажи через Интернет. А пока первопроходцам И-бизнеса в России придется потрудиться самим.

Много ли "Депо" наторговало? Или пока следует говорить лишь о преодоленных проблемах, отрицательном результате, который, как известно, тоже "результат"? Руководители компании при мне загрузили модуль статистики. И вот что получилось. В среднем за неделю сайт посещает около пяти тысяч человек. Ежедневно в онлайне размещается пять-восемь заказов. Из которых как минимум половина заканчивается сделкой. Неплохо для нынешней российской онлайновой торговли.

К тому же один купит мышку, а другой - сервер.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.