Окно в трехмерный мир
Архив Британским исследователям удалось создать, по их утверждениям, первый недорогой дисплей для демонстрации объемных изображений, не требующий использования специальных стереоскопических очков.
Основными недостатками большинства современных систем визуализации трехмерных сцен являются не очень высокое качество картинки и необходимость разделения изображений, предназначенных для правого и левого глаза. Последняя задача обычно решается с помощью стереоочков, шлемов виртуальной реальности и т. д. В новом 3D-дисплее две эти проблемы удалось решить.
Дэвид Трейнер (David Trayner) и Эдвина Орр (Edwina Orr) использовали голографический оптический элемент (Holographic Optical Element), помещенный в подложку стандартного LCD-дисплея. При трансляции на экран видеосигнала с чересстрочной разверткой изображение, складывающееся из четных и нечетных горизонтальных линий, фокусируется в разные области. Если зритель сядет определенным образом (на расстоянии около 50 см от экрана), то увидит стереокартинку, складывающуюся из изображений для правого и левого глаза.
Зону наблюдения стереоэффекта можно менять (пока только в горизонтальной плоскости), кроме того, теоретически можно создать много таких зон для одновременной демонстрации объемного видео нескольким зрителям. (Иначе, если дело дойдет до трехмерного телевещания, конкуренция за "правильное" место около семейного TV будет слишком жесткой.) Кажущееся расстояние между трехмерными объектами и наблюдателем также поддается регулировке в пределах от 1-2 метров за плоскостью экрана до середины расстояния между экраном и собственным носом (при игре в объемный Quake наверняка будет много инфарктов).
Новый стереодисплей подключается к стандартному видеовыходу компьютера и, что очень важно, может работать как обычный 2D-монитор. Для создания и трансляции объемного видео используется уже существующее программное обеспечение. Стереоскопический фильм снимается двумя видеокамерами, расположенными на том же расстоянии друг от друга, что и глаза, причем для записи и воспроизведения подходит обычная видеокассета. При достаточных объемах производства цена 3D-дисплея практически не будет отличаться от цены LCD-монитора.
В настоящее время изобретение реализовано только в трех прототипах. Предполагается, что стереодисплей найдет применение прежде всего в медицине, военной технике, CAD/CAM-приложениях и играх, а массовое производство начнется только через несколько лет.