Цифрофоны
АрхивКапитализм - это когда нужно думать о других людях, которые хотят получить деньги. Этим другим людям можно помочь, разумеется, не бесплатно. Бизнес - это игра с положительной суммой, в хорошем бизнесе все финансово выигрывают. С другой стороны, заработать и сэкономить - это одно и то же.
Например, если дать людям возможность сэкономить 200 долларов на покупке автомобильного CD-чейнджера, они могут потратить их так же, как потратили бы дополнительно заработанные деньги. Сегодня потребителям аудиоаппаратуры можно предложить заработать, перейдя от аналоговых технологий к цифровым.
Стоимость CD-чейнджера в существенной степени зависит от используемой в нем аналоговой технологии записи звука: аудио-CD только называются цифровыми, на самом деле в них бьется аналоговое bitstream сердце. В высококачественных CD-источниках звука именно присутствие аналоговой составляющей технологии компакт-дисков заставляет выделять в отдельный блок CD-транспорт и наделять его уникальными механическими характеристиками: устойчивостью к вибрациям, особой равномерностью вращения диска и т. д. В CD-транспортах зачастую поверх компакта кладут тяжелый прижимный металлический диск, ставят весь механизм на специальную стойку для аудиоаппаратуры, а стойку помещают на мраморную плиту. Аналоговая техника требует жертв. И эти жертвы дорого стоят. Но иногда дело даже не в стоимости. Как возить весь этот виброустойчивый комплект в автомобиле? Или носить в кармане?
Полностью цифровое решение может быть лучше и дешевле уже сегодня. И не только в виде карманных MP3-плейеров на флэш-памяти, о которых неоднократно писала "Компьютерра". На www.mp3.com в разделе "железа" содержатся ссылки на десяток примеров построения зарубежными умельцами автомобильных компьютерных MP3-аудиопроигрывателей (см. также репортаж С. Баричева "MP3 на коленках" в КТ #7[285] от 16.02.99). Эти автомобильные цифрофоны отличаются от сегодняшних "традиционных" CD-чейнджеров двумя качествами: стоят меньше, а музыки в них помещается несравнимо больше.
Цены на цифровые аудиоисточники падают так стремительно, как аналоговому сектору и не снилось. Это падение цен обеспечивается как драматическим удешевлением всех видов цифровой памяти, так и появлением новейших алгоритмов сжатия звуковой информации. Стоимость хранения часа качественной музыки на винчестере в формате MP3, AAC или PAC сегодня составляет примерно 1,25 доллара (IDE-винчестер емкостью 10 Гбайт стоит сегодня около 250 долларов, и на него записывается около 200 часов музыки). Это уже сравнимо с "обычным" CD. На роль самого удобного носителя в стационарной аппаратуре будут претендовать DVD, но пока DVD-технология не готова к обеспечению домашней звукозаписи, в том числе к записи музыки из Интернета. Зато сегодня для записи музыки активно рекламируется цифровой накопитель на магнитной ленте, у которого стоимость хранения 1 Гбайт музыки (16 часов звучания) составляет около 2 долларов. Да, это похоже на обычный кассетный магнитофон. Но на 12-долларовой кассете размером с кредитную карточку и толщиной в сантиметр умещается около двух тысяч MP3-песен, причем CD-качества (www.indigita.com/header-mp3.html). Похоже, конкуренция уже не столько между "аналогом" и "цифрой", сколько между различными цифровыми решениями.
Все же сегодня еще мало конкурирующих полностью цифровых аудиоисточников. "Несколько тысяч песен с моментальным доступом при минимальных габаритах" пока еще в этой области важнее, чем "субъективное качество звучания, неотличимое от оригинала". Пишут об этих устройствах пока в журналах компьютерных. А в 2000 году цифрофонов будет очень много, и в аудиожурналах их будут сравнивать по критериям качества звука и удобства пользования.
Массовое распространение цифрофонов приведет к изменению способа "заправки" их музыкой. Основными конкурирующими технологиями доставки музыкального контента будут, похоже, DVD и Интернет. Причем Интернет уже сейчас начинает - и наверняка выиграет.
Каждая такая технологическая революция вызывает передел рынков, - как рынка устройств записи/воспроизведения звука и видео, так и рынка каналов доставки музыкального контента от производителей (музыкантов, а не студий звукозаписи) к потребителям (нам с вами). Как обычно, некоторая часть крупных сегодняшних игроков не выдержит крутизны разворота и с рынка вылетит. Агрессивные и сроднившиеся с "цифрой" новички, digerati, получают шанс.
Любители-разработчики автомобильных цифрофонов, придумавшие и собравшие их для себя, быстро оценили наличие рыночного окна и объявили, что они готовят выпуск улучшенных вариантов своих самоделок на продажу. Большинство этих моделей выйдут на рынок весной. С "железками" все понятно - кто успел, тот и съел. Интереснее передел рынка наглухо закопирайченного "софта" - искусственного рынка (invented market) интеллектуальной собственности на музыкальную продукцию, рынка самой музыки.
Много лет назад западная кино- и телеиндустрия была в шоке от появления первых бытовых видеомагнитофонов. Суды, иски, скандалы: Тогда трудно было предположить, что более половины прибыли Голливуда будет приходиться сегодня на продажу видеофильмов и что телевидение от видеомагнитофонов тоже не пострадает.
С появлением полностью цифровых музыкальных форматов эта история повторяется: крупнейшие фирмы звукозаписи бьются в истерике, демонстрируя переход буквально за пару месяцев от полного неприятия новой цифровой реальности к попытке взять весь процесс "оцифрения" под свой контроль. А вот музыканты радуются: цифровой формат позволяет создавать чрезвычайно качественную музыку в домашних условиях, а затем распространять ее по всему миру, минуя обдирательный механизм сегодняшних компаний звукозаписи. Этот почин докатился и до России (http://trackers.elkatel.ru).
Музыкальный invented market принесет еще много сюрпризов. Например, американская компания Sightsound.com (www.sightsound.com) заявила, что владеет соответствующими американскими патентами, поэтому имеет право брать один процент стоимости от всех музыкальных материалов, продаваемых методом "скачивания" их из Интернета. Хорошо, что мы не в Америке: