Архивы: по дате | по разделам | по авторам

[milia/milia games 99] Канн, 8-12 февраля 1999 года

Архив
автор : Михаил Попов   23.02.1999

   С 8-го по 12 февраля во французском городке Канн проходила очередная всемирная выставка мультимедиа, которую по размаху можно вполне уподобить общеизвестному кинофестивалю. Общих черт, право же, очень много: место проведения (много раз виденный по телевидению фестивальный дворец), торжественность открытия, блеск самой выставки, порой не вполне отвечавший ее внутреннему наполнению, и многое другое. Везде были видны знаки того, что происходящее - не просто встреча профессионалов в области интерактивного ПО, которые собрались, чтобы людей посмотреть и себя показать, а Пир Мультимедиа, Праздник Контента, Фестиваль Струящегося Звука и Света.

   Так, наверное, и было задумано. Реализация замысла была на высоте, хотя меня, признаться, немного разочаровал сам Дворец фестивалей. Знаменитая лестница, лишенная ковра, выглядела ничуть не лучше той, что ведет в нашу редакцию. Чтобы не гонять гостей вверх и вниз, вход был сделан чуть поодаль от лестницы, на уровне площади. Среди бетонных плиток, которыми вымощена площадь, попадаются и керамические, с отпечатками ладошек различных кинознаменитостей. А посреди площади возвышался огромный надувной компьютер iMac с надписью "hello (again)" на экране.

   Всего на выставке показывали себя более тысячи фирм, среди которых было несколько российских - "Бука", Dicomp, "Интерсофт", "Медиахаус", Parallel Graphics (бывшая ParaGraph).

   После "milia" у меня осталось впечатление (не ручаюсь за его объективность), будто грандиозное шоу в Канне сделано нарочито в противовес многочисленным американским компьютерным мероприятиям. И дело даже не в составе участников (несколько десятков американских компаний все-таки приехали), а в желании подчеркнуть, что Старый Свет был и остается оплотом культуры, в данном случае компьютерной.

   Выставка разместилась на нескольких этажах Дворца и в нескольких павильонах. К самому большому залу, находившемуся на нижнем этаже Дворца фестивалей, примыкала "Галерея юных дарований", в которой учащиеся и студенты демонстрировали свои мультимедийные изыскания. Творчеству юных не суждено угаснуть в безвестности: описание Галереи в путеводителе сопровождалось внушительным списком прошлогодних стендистов, которых приняли на работу знаменитые компании.

   Играм (компьютерным и видео) в этом году впервые был предоставлен отдельный павильон. На будущий год экспозицию планируют перенести в новое здание, специально для этого (как говорят) пристраиваемое к Дворцу фестивалей. Если так пойдет дальше, то Канн вскоре будет прежде всего называться городом проведения "milia" и лишь во вторую очередь - столицей кинофестиваля.

   Было бы железо, а софт нарастет
   Хотя выставка была посвящена, в общем-то, софту, а не "железу", на виду были прежде всего компании, специализирующиеся на аппаратном обеспечении. Хотя во всякой классификации есть своя трудность: к какому разряду отнести Apple, которая и свои компьютеры выпускает, и ПО разрабатывает?

   Наиболее заметными компаниями, названия которых встречались везде и повсюду, были Intel и Apple. Набережная, вдоль которой, собственно, и расположился Канн, была заставлена щитами с портретами знаменитостей - от грустного Эйнштейна до звезд сцены и кино. Объединяла их общая черта, указанная тут же, на плакатах: все эти люди "think different". Даже делая скидку на то, что Франция - традиционно "яблочная" страна, можно сказать, что Mac'ов на выставке было непропорционально много (или это тенденция?).

   Что же касается Intel, то ее участие в "milia" (компания была одним из основных спонсоров выставки) - явление само по себе интересное. Особенно если вспомнить, что она отказалась от участия в прошлогоднем "Comdex/Fall". Чем же так привлек Канн процессорного гиганта? Во-первых, Intel сегодня возлагает на Европу много надежд, считая ее самым перспективным рынком сбыта персональных компьютеров, особенно на фоне кризиса, охватившего азиатские государства. Электронная коммерция, ставшая рекламным знаменем Intel, в Европе только-только набирает обороты, и компания желает поспеть сюда первой. Во-вторых, представляя свои новые процессоры, Intel от раза к разу делает все большую ставку на контент, ради которого людям стоит эти самые процессоры покупать. Если к выходу процессора Pentium MMX было готово, если не ошибаюсь, 12 оптимизированных для него приложений, то для Pentium III это число уже достигает трех сотен. 26 из них были представлены на стенде Intel.

 
   Интервью с Марком Харрисом (Mark Harris), менеджером по маркетингу Intel

   - Марк, ни одна из особенностей Pentium III не вызвала столько споров и противоречивых мнений, как уникальный номер, присваиваемый каждому процессору. Говорят, он может быть виден из Интернета. Как технически это реализовано? Какое программное обеспечение мне нужно, чтобы узнать номер моего процессора, что нужно Web-сайту, чтобы увидеть этот номер?
   - Напомню, что процессорный номер - это 64-битное число, приписываемое каждому процессору Pentium III. Помимо него, процессор имеет также введенный уже давно 32-битный CPU ID. Процессорный номер - это нечто, что нам бы хотелось рассматривать как один из кирпичей, лежащих в основании безопасных (защищенных) приложений. Сам по себе он не является защитой - это просто номер и ничего больше. Это как с кредитной картой: ее номер - это один уровень защиты, но знание пин-кода дает вам еще большую защиту.
   Мы предлагаем разработчикам ПО специальный SDK (software development kit), который позволяет считывать процессорный номер.
   Сейчас вокруг этого идет большая дискуссия в Интернете, и многие люди рассматривают процессорный номер как потенциальную угрозу частной жизни. В связи с этим мы хотим донести сообщение: каждый, кто хочет иметь защиту, может иметь защиту, каждый, кто хочет оставаться анонимным, может оставаться анонимным. Я понимаю опасения, которые возникают из-за недостаточной информированности, и хочу уверить, что процессорный номер - всего лишь один из многих кирпичей, из которых построена защита.
   Вы, наверное, хотите знать, как все это устроено?

   - Да, меня интересуют подробности, как этот номер будет передаваться по сетям, по какому протоколу?
   - Разные компании смогут воспользоваться нашим SDK, чтобы сделать свои, частные реализации продуктов. То есть сейчас не существует какого-либо одного воплощения, единого стандарта. Одним из вариантов может быть, например, шифрование. Программа будет считывать процессорный номер, шифровать его и представлять наружу. Но это лишь одна из возможностей, никак не навязываемая разработчикам.

   - Допустим, у меня компьютер с "включенным" процессорным номером и операционной системой, скажем, Windows 98. Смогут ли заинтересованные лица узнать о моем соединении с Интернетом и моих перемещениях в нем?
   - Сценарий, который вы описали, в принципе возможен. Однако на сегодняшний день еще не существует ни одной его реализации.
   Мы не хотим, чтобы у людей создалось впечатление, будто Большой брат следит за ними. В то же время существует громадный спрос на средства безопасности в Сети. Например защита сайтов для взрослых от посещения детьми. Другой пример - банковские приложения в Интернете. В процессорном номере заинтересованы также сотрудники IT-подразделений, следящие за безопасностью в корпоративных сетях.

   На стенде Intel я поговорил с представителем компании Talk City, которая собирается использовать процессорный номер для защиты участников детского Web-чата KidzСorner от всяческого рода хулиганов. Вот как это выглядит. Участник, желающий попасть на защищенные страницы чата, должен иметь на своем компьютере специальную утилиту, которая умеет считывать процессорный номер. Однако эта утилита его никому не показывает. При заходе пользователя на чат Web-сервер посылает пользовательскому компьютеру запрос на запуск приложения. На экране возникает стандартная табличка-предупреждение, сообщающая, что такой-то сайт собирается выполнить некую программу. После того как пользователь решит, что этому сайту можно доверять (опять-таки, стандартная процедура в браузерах), на компьютере запускается еще одно приложение. Оно посылает запрос первой утилите и, в свою очередь, сообщает ей некоторые параметры сайта. Утилита, сообразуясь с этими параметрами, шифрует (хэширует) процессорный номер, отсылая его на сайт. Таким образом, Web-сервер может лишь установить, зашел ли на него кто-то из тех, кто бывал и раньше. Ежели посетителю по каким-то причинам (нагрубил и т. д.) отказано от чата, сервер просто не пускает его. Компания Talk City уверяет, что сам процессорный номер со стороны сервера установить абсолютно невозможно.


   Тут было на чем глаз остановить. Например preview новой игрушки Dispatched от компании Rage Software. Компания эта известна прежде всего удачными OEM-продажами своих игр, а также тем, что с оными играми никакой процессор и графический ускоритель не покажется слишком быстрым. Благодаря удобному счетчику кадров в секунду (fps) эти игры часто используют как "бенчмарки". Ну, иногда еще и играют.

 
   Интервью с Рональдом Уиттиером (Ronald Whittier), старшим вице-президентом Intel, директором Content Group

   - Каждый год Intel все больше обращает внимания не только на сами процессоры, но и на программное обеспечение для ПК. Взять хотя бы игры, наиболее требовательные к ресурсам компьютера массовые приложения. Какие у компании ближайшие планы на будущее в этом направлении?
   - Я думаю, нужно сделать все приложения такими же жадными до ресурсов компьютера, как игры (смеется). Игры сейчас развиваются наиболее стремительно, используя по максимуму все ресурсы компьютера. Наша задача сделать так, чтобы электронная коммерция развивалась такими же темпами, максимально задействуя ресурсы современных компьютеров и довольствуясь скромными пропускными способностями каналов.

   - Планируете ли вы вскоре после Pentium III ввести еще один набор мультимедийных инструкций или расширить существующий?
   - В процессоре Pentium III используются 70 новых инструкций под названием Streaming SIMD (single instruction, multiple data), предназначенных, в первую очередь, для повышения скорости вычислений с плавающей запятой. Их применение особенно эффективно в кодировании и декодировании видео, распознавании речи, трехмерных приложениях. В ближайшем будущем Intel не собирается объявлять о каких-либо расширениях и дополнениях этого набора.

   - Какие преимущества получает софтверная компания, если решит в своем новом приложении реализовать SIMD, а не, скажем, другой набор трехмерных инструкций?
   - А разве бывают другие наборы трехмерных инструкций? Шучу. Преимущества следующие: на сегодняшний день мы имеем лучшее воплощение и наиболее полный набор инструкций и предоставляем полную техническую поддержку нашим разработчикам. Мы предлагаем широкий рынок для тех, кто инвестирует в эту платформу. Мне кажется, это неплохое предложение для разработчиков.

   - Обеспечиваете ли вы разработчиков иными видами поддержки, допустим, рекламой в прессе?
   - Обычно это выглядит как совместная рекламная кампания, кросс-промоушн. Кроме того, у нас есть возможность анонсировать продукты на нашем Web-сайте. Все в большей степени мы пытаемся проводить рекламные кампании с помощью печатных и видеоматериалов, которые содержат значительную долю контента и приложений. Мы сознательно делаем акцент на приложениях и контенте, которые могут быть реализованы на данной платформе, а не на показе технологии самой платформы. Пример этому - наш стенд на "milia", на котором устроен предварительный просмотр различных программ, а не самого Pentium III.

   - Все приложения, которые я видел на вашем стенде, были предназначены для Windows. Какие еще операционные системы смогут воспользоваться преимуществами нового процессора?
   - Не возникает сомнений, что на рынке сегодня доминирует Windows. Но в общем, если взять микроархитектуру Pentium III, на ней будет работать любая из распространенных операционных систем. Мы оптимизируем микроархитектуру под среды NT, Unix, Linux, BeOS. Intel будет продолжать эту политику и в будущем.

   - На семинаре Microsoft я заметил, как много внимания эта компания уделяла: не вашему набору мультимедийных инструкций. Можете ли вы прокомментировать эту ситуацию?
   - Мы очень тесно сотрудничаем с Microsoft. У нее своя философия относительно маркетинга и типов процессоров, которые она собирается поддерживать в своих операционных системах. У нас тоже своя стратегия касательно разных операционных систем. И эти стратегии, если можно так выразиться, довольно симметричны: мы поддерживаем разнообразные операционные системы - они поддерживают разнообразные процессоры. Я не думаю, что эта ситуация изменится в ближайшее время. Кроме того, K6-2 уже вышел, а Pentium III - нет, поэтому до 26 февраля вы ничего и не могли услышать о нем от Microsoft.


   Интерес вызвали так называемые multipath movies (фильмы с многовариантным развитием сюжета), представленные компанией Brilliant Digital Entertainment. Эти действа представляли собой нечто среднее между компьютерной игрой и мультфильмом: зритель в определенные моменты мог менять сюжет (налево пойдешь - коня потеряешь). Но интересна даже не сама идея, а ее воплощение: multipath movies сделаны на основе трехмерных моделей с очень высокой степенью детализации, вплоть до естественной мимики. Предполагается, что зрители будут покупать CD с записанными на них моделями главных героев, основными сценами и прочей постоянной частью фильма, а новые сюжеты и сцены будут приобретать через Интернет. Благодаря тому, что в перекачиваемых файлах записаны, по существу, лишь сценарии, они имеют вполне приемлемый для Интернета размер, исчисляемый единицами мегабайт.

   Из отечественных производителей контента мне удалось побеседовать с президентом компании Parallel Graphics Георгием Пачиковым, который представлял свою систему дистанционного образования. В окне браузера демонстрировался копировальный аппарат, который можно было виртуально собрать и разобрать на части с помощью курсора мыши. Поскольку модель аппарата, описанная языком VRML, была достаточно сложна, все манипуляции с ней можно было быстро проделывать только на процессоре Pentium III. Демонстрируя еще одну свою разработку - трехмерный VRML-чат, Георгий случайно "уронил" мышкой сложную модель копировального аппарата на виртуальный лужок, где общались между собой смешные аватары других участников. Но в отличие от Георгия они не обладали компьютерами с Pentium III. Вскоре рассерженные аватары - остальные участники чата - сгрудились вокруг аппарата, дружно призывая убрать его с поля, уж слишком медленно он у них прорисовывался.

 
   Интервью с Георгием Пачиковым, президентом компании Parallel Graphics

   - Ваше впечатление о выставке?
   - Сложный вопрос, потому что я почти все время провел на стенде. Сегодня конец выставки, сумасшедший день, очень много людей, многие нами очень интересуются. Как ни странно, все интересуются возможностью, которую они называют community, а мы - многопользовательскими серверами.
   Что касается самой выставки, то, по-моему, она очень хаотично расположена, очень трудно что-то конкретное найти. Я здесь уже третий раз, и все время одно и то же. Очень хороший стенд у Intel, они очень грамотно все делают - предоставляют места разработчикам контента. Поэтому на их стенде собираются самые интересные разработки. Приходит много народа, протолкнуться невозможно.

   - А что привезли вы?
   - Мы показываем оптимизацию под Pentium III некоего устройства. Формально это называется Distant Learning. Компании-производители тратят огромные деньги на обучение дилеров обращению со своими сложными устройствами (например копировальными аппаратами). Идея в том, что мы делаем трехмерную модель, и человек может посмотреть, как это работает, сделать полную сборку-разборку этого устройства и сдать экзамен, прежде чем начать ломать настоящий прибор. Еще одна идея состоит в том, что при выходе новых моделей устройства все обновления можно передавать по Интернету в формате VRML.
   Еще у нас есть чисто образовательные экспонаты, например виртуальная химическая лаборатория. Можно зайти по Интернету, посмотреть химическую реакцию, как она будет выглядеть изнутри, на молекулярном уровне.
   Заодно проверяем реакцию на наш конструктор виртуальных объектов - Virtual scene assembler.

   - Насколько коммерчески успешной была для вас эта выставка, удалось ли заключить какие-нибудь новые контракты?
   - Насчет контрактов говорить пока преждевременно. Другое дело - контакты, которых было установлено довольно много. Вот, например: извините, пожалуйста (Георгий отвлекается на "окучивание" очередного посетителя).


   Microsoft находит новых друзей
   Говоря о "milia", никак не обойти вниманием и компанию Microsoft, которая также являлась одним из спонсоров выставки. Ходили слухи, что сюда она должна была привезти предварительный, еще совсем сырой вариант своего мультимедийного интерфейса DirectX 7.0. Но этого не случилось. Была представлена и подробно рассмотрена версия DirectX 6.1. Ее отличительной особенностью была, во-первых, адаптация к новому процессору Intel Pentium III и, во-вторых, наличие API DirectMusic. Сейчас Microsoft довольно агрессивно выдвигает DirectMusic в качестве единого интерфейса для написания музыки к играм и прочим мультимедийным приложениям. Что это такое? Если в двух словах - тот же MIDI, только сбоку. DirectMusic содержит программный волновой синтезатор, позволяющий снять традиционное ограничение MIDI - зависимость от звуковой карты. В то же время он поддерживает многие функции MIDI, в том числе стандарт Downloadable Sounds, предложенный MIDI Manufacturers Association. За это означенная ассоциация высказала Microsoft большое спасибо и превознесла DirectMusic, назвав его "наиболее значительным шагом в эволюции музыки для ПК с момента появления MIDI".

   Есть еще одна "железная" компания, присутствие которой на "milia" нельзя было не заметить. Это Advanced Micro Devices, с недавних пор успешно теснящая Intel в секторе дешевых и очень дешевых ПК. Все официанты в барах, там и тут разбросанных по выставке, были одеты в футболки с логотипом процессора K6-2. Безуспешно пытаясь узнать у них, где же все-таки находится сам стенд AMD, я, наконец, нашел его в зале компьютерных игр. Новинок главный конкурент Intel не привез, а планы на будущее, насколько мне удалось узнать, не изменились: K6-3 - в следующем квартале, K7 - в следующем полугодии. Если кто забыл, напомню: K6-3 должен резко увеличить свою производительность за счет переезда кэша второго уровня на один кристалл с CPU. С K7 все гораздо интереснее: к его разработке подключилась команда, перешедшая в AMD из компании Digital, когда ту купила Compaq. В результате заявленные параметры K7 выглядят более чем внушительно: кэш второго уровня до 8 Мбайт, шина большой пропускной способности EV6, заимствованная у Digital Alpha. Ходили также слухи, что на K7 можно будет делать чуть ли не восьмипроцессорные серверы и рабочие станции. Специалист на стенде, однако, сказал, что два процессора K7 вместе точно будут работать, четыре - почти наверняка, ну а чтобы восемь - это уж слишком.

   Но не только футболками барменов обращала на себя вниманиекомпания AMD. Мне бросилось в глаза, как заботливо ее опекала Microsoft, бывшая когда-то верным союзником Intel. Это можно было заметить на семинаре DirectX, добрую треть которого занял доклад европейского директора AMD по маркетингу Роберта Стеда (Robert Stead). Он рассказал, как хорошо интерфейс DirectX и набор инструкций 3DNow! стыкуются друг с другом, а также поведал о планах своей компании (см. выше). Кстати, Pentium III на этом семинаре был упомянут лишь в пресс-релизе, отпечатанном, очевидно, заранее, на самом же семинаре о нем почему-то не говорили. А ведь могли бы, хотя бы для равновесия. Дальше - больше. Под конец выставки в одном из отелей Microsoft организовала (и спонсировала) техновечеринку. Музыка на ней была, конечно, не Direct, а самая что ни на есть настоящая - с винила. Устав от волшебных звуков техно, посетители "milia" могли опробовать новые компьютерные игры, на которые днем жалко времени. Так вот, каждый игровой компьютер украшала табличка, на которой корпорация Microsoft выражала благодарность AMD за предоставленные процессоры.

   Кажется, AMD обрела наконец могущественного союзника, который если и не поможет преодолеть производственные трудности, то уж точно ликвидирует маркетинговые пробелы компании.

   Кто не пришел на праздник?
   И, наконец, два слова о том, кто на выставку не приехал, но чье присутствие здесь было бы весьма уместным. Я имею в виду представителей индустрии, обслуживающей мультимедийные приложения. Где, где все эти производители графических ускорителей, звуковых карт, невиданных джойстиков и дивных колонок? Их не было. А жаль.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.