[milia/milia games 99] Канн, 8-12 февраля 1999 года
Архив С 8-го по 12 февраля во французском городке Канн проходила очередная всемирная выставка мультимедиа, которую по размаху можно вполне уподобить общеизвестному кинофестивалю. Общих черт, право же, очень много: место проведения (много раз виденный по телевидению фестивальный дворец), торжественность открытия, блеск самой выставки, порой не вполне отвечавший ее внутреннему наполнению, и многое другое. Везде были видны знаки того, что происходящее - не просто встреча профессионалов в области интерактивного ПО, которые собрались, чтобы людей посмотреть и себя показать, а Пир Мультимедиа, Праздник Контента, Фестиваль Струящегося Звука и Света.
Так, наверное, и было задумано. Реализация замысла была на высоте, хотя меня, признаться, немного разочаровал сам Дворец фестивалей. Знаменитая лестница, лишенная ковра, выглядела ничуть не лучше той, что ведет в нашу редакцию. Чтобы не гонять гостей вверх и вниз, вход был сделан чуть поодаль от лестницы, на уровне площади. Среди бетонных плиток, которыми вымощена площадь, попадаются и керамические, с отпечатками ладошек различных кинознаменитостей. А посреди площади возвышался огромный надувной компьютер iMac с надписью "hello (again)" на экране.
Всего на выставке показывали себя более тысячи фирм, среди которых было несколько российских - "Бука", Dicomp, "Интерсофт", "Медиахаус", Parallel Graphics (бывшая ParaGraph).
После "milia" у меня осталось впечатление (не ручаюсь за его объективность), будто грандиозное шоу в Канне сделано нарочито в противовес многочисленным американским компьютерным мероприятиям. И дело даже не в составе участников (несколько десятков американских компаний все-таки приехали), а в желании подчеркнуть, что Старый Свет был и остается оплотом культуры, в данном случае компьютерной.
Выставка разместилась на нескольких этажах Дворца и в нескольких павильонах. К самому большому залу, находившемуся на нижнем этаже Дворца фестивалей, примыкала "Галерея юных дарований", в которой учащиеся и студенты демонстрировали свои мультимедийные изыскания. Творчеству юных не суждено угаснуть в безвестности: описание Галереи в путеводителе сопровождалось внушительным списком прошлогодних стендистов, которых приняли на работу знаменитые компании.
Играм (компьютерным и видео) в этом году впервые был предоставлен отдельный павильон. На будущий год экспозицию планируют перенести в новое здание, специально для этого (как говорят) пристраиваемое к Дворцу фестивалей. Если так пойдет дальше, то Канн вскоре будет прежде всего называться городом проведения "milia" и лишь во вторую очередь - столицей кинофестиваля.
Было бы железо, а софт нарастет
Хотя выставка была посвящена, в общем-то, софту, а не "железу", на виду были прежде всего компании, специализирующиеся на аппаратном обеспечении. Хотя во всякой классификации есть своя трудность: к какому разряду отнести Apple, которая и свои компьютеры выпускает, и ПО разрабатывает?
Наиболее заметными компаниями, названия которых встречались везде и повсюду, были Intel и Apple. Набережная, вдоль которой, собственно, и расположился Канн, была заставлена щитами с портретами знаменитостей - от грустного Эйнштейна до звезд сцены и кино. Объединяла их общая черта, указанная тут же, на плакатах: все эти люди "think different". Даже делая скидку на то, что Франция - традиционно "яблочная" страна, можно сказать, что Mac'ов на выставке было непропорционально много (или это тенденция?).
Что же касается Intel, то ее участие в "milia" (компания была одним из основных спонсоров выставки) - явление само по себе интересное. Особенно если вспомнить, что она отказалась от участия в прошлогоднем "Comdex/Fall". Чем же так привлек Канн процессорного гиганта? Во-первых, Intel сегодня возлагает на Европу много надежд, считая ее самым перспективным рынком сбыта персональных компьютеров, особенно на фоне кризиса, охватившего азиатские государства. Электронная коммерция, ставшая рекламным знаменем Intel, в Европе только-только набирает обороты, и компания желает поспеть сюда первой. Во-вторых, представляя свои новые процессоры, Intel от раза к разу делает все большую ставку на контент, ради которого людям стоит эти самые процессоры покупать. Если к выходу процессора Pentium MMX было готово, если не ошибаюсь, 12 оптимизированных для него приложений, то для Pentium III это число уже достигает трех сотен. 26 из них были представлены на стенде Intel.
|
Тут было на чем глаз остановить. Например preview новой игрушки Dispatched от компании Rage Software. Компания эта известна прежде всего удачными OEM-продажами своих игр, а также тем, что с оными играми никакой процессор и графический ускоритель не покажется слишком быстрым. Благодаря удобному счетчику кадров в секунду (fps) эти игры часто используют как "бенчмарки". Ну, иногда еще и играют.
|
Интерес вызвали так называемые multipath movies (фильмы с многовариантным развитием сюжета), представленные компанией Brilliant Digital Entertainment. Эти действа представляли собой нечто среднее между компьютерной игрой и мультфильмом: зритель в определенные моменты мог менять сюжет (налево пойдешь - коня потеряешь). Но интересна даже не сама идея, а ее воплощение: multipath movies сделаны на основе трехмерных моделей с очень высокой степенью детализации, вплоть до естественной мимики. Предполагается, что зрители будут покупать CD с записанными на них моделями главных героев, основными сценами и прочей постоянной частью фильма, а новые сюжеты и сцены будут приобретать через Интернет. Благодаря тому, что в перекачиваемых файлах записаны, по существу, лишь сценарии, они имеют вполне приемлемый для Интернета размер, исчисляемый единицами мегабайт.
Из отечественных производителей контента мне удалось побеседовать с президентом компании Parallel Graphics Георгием Пачиковым, который представлял свою систему дистанционного образования. В окне браузера демонстрировался копировальный аппарат, который можно было виртуально собрать и разобрать на части с помощью курсора мыши. Поскольку модель аппарата, описанная языком VRML, была достаточно сложна, все манипуляции с ней можно было быстро проделывать только на процессоре Pentium III. Демонстрируя еще одну свою разработку - трехмерный VRML-чат, Георгий случайно "уронил" мышкой сложную модель копировального аппарата на виртуальный лужок, где общались между собой смешные аватары других участников. Но в отличие от Георгия они не обладали компьютерами с Pentium III. Вскоре рассерженные аватары - остальные участники чата - сгрудились вокруг аппарата, дружно призывая убрать его с поля, уж слишком медленно он у них прорисовывался.
|
Microsoft находит новых друзей
Говоря о "milia", никак не обойти вниманием и компанию Microsoft, которая также являлась одним из спонсоров выставки. Ходили слухи, что сюда она должна была привезти предварительный, еще совсем сырой вариант своего мультимедийного интерфейса DirectX 7.0. Но этого не случилось. Была представлена и подробно рассмотрена версия DirectX 6.1. Ее отличительной особенностью была, во-первых, адаптация к новому процессору Intel Pentium III и, во-вторых, наличие API DirectMusic. Сейчас Microsoft довольно агрессивно выдвигает DirectMusic в качестве единого интерфейса для написания музыки к играм и прочим мультимедийным приложениям. Что это такое? Если в двух словах - тот же MIDI, только сбоку. DirectMusic содержит программный волновой синтезатор, позволяющий снять традиционное ограничение MIDI - зависимость от звуковой карты. В то же время он поддерживает многие функции MIDI, в том числе стандарт Downloadable Sounds, предложенный MIDI Manufacturers Association. За это означенная ассоциация высказала Microsoft большое спасибо и превознесла DirectMusic, назвав его "наиболее значительным шагом в эволюции музыки для ПК с момента появления MIDI".
Есть еще одна "железная" компания, присутствие которой на "milia" нельзя было не заметить. Это Advanced Micro Devices, с недавних пор успешно теснящая Intel в секторе дешевых и очень дешевых ПК. Все официанты в барах, там и тут разбросанных по выставке, были одеты в футболки с логотипом процессора K6-2. Безуспешно пытаясь узнать у них, где же все-таки находится сам стенд AMD, я, наконец, нашел его в зале компьютерных игр. Новинок главный конкурент Intel не привез, а планы на будущее, насколько мне удалось узнать, не изменились: K6-3 - в следующем квартале, K7 - в следующем полугодии. Если кто забыл, напомню: K6-3 должен резко увеличить свою производительность за счет переезда кэша второго уровня на один кристалл с CPU. С K7 все гораздо интереснее: к его разработке подключилась команда, перешедшая в AMD из компании Digital, когда ту купила Compaq. В результате заявленные параметры K7 выглядят более чем внушительно: кэш второго уровня до 8 Мбайт, шина большой пропускной способности EV6, заимствованная у Digital Alpha. Ходили также слухи, что на K7 можно будет делать чуть ли не восьмипроцессорные серверы и рабочие станции. Специалист на стенде, однако, сказал, что два процессора K7 вместе точно будут работать, четыре - почти наверняка, ну а чтобы восемь - это уж слишком.
Но не только футболками барменов обращала на себя вниманиекомпания AMD. Мне бросилось в глаза, как заботливо ее опекала Microsoft, бывшая когда-то верным союзником Intel. Это можно было заметить на семинаре DirectX, добрую треть которого занял доклад европейского директора AMD по маркетингу Роберта Стеда (Robert Stead). Он рассказал, как хорошо интерфейс DirectX и набор инструкций 3DNow! стыкуются друг с другом, а также поведал о планах своей компании (см. выше). Кстати, Pentium III на этом семинаре был упомянут лишь в пресс-релизе, отпечатанном, очевидно, заранее, на самом же семинаре о нем почему-то не говорили. А ведь могли бы, хотя бы для равновесия. Дальше - больше. Под конец выставки в одном из отелей Microsoft организовала (и спонсировала) техновечеринку. Музыка на ней была, конечно, не Direct, а самая что ни на есть настоящая - с винила. Устав от волшебных звуков техно, посетители "milia" могли опробовать новые компьютерные игры, на которые днем жалко времени. Так вот, каждый игровой компьютер украшала табличка, на которой корпорация Microsoft выражала благодарность AMD за предоставленные процессоры.
Кажется, AMD обрела наконец могущественного союзника, который если и не поможет преодолеть производственные трудности, то уж точно ликвидирует маркетинговые пробелы компании.
Кто не пришел на праздник?
И, наконец, два слова о том, кто на выставку не приехал, но чье присутствие здесь было бы весьма уместным. Я имею в виду представителей индустрии, обслуживающей мультимедийные приложения. Где, где все эти производители графических ускорителей, звуковых карт, невиданных джойстиков и дивных колонок? Их не было. А жаль.