Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Он - 2

Архив
автор : Евгений Козловский   09.02.1999

В незапамятные времена, когда я еще только изредка печатался в "Компьютерре" (на самом деле - с тех пор прошло едва ли три года), я как-то прислал в редакцию предвосхищение не существовавшего тогда и в идее "Огорода" - небольшую статью под названием "Он", - про первый попавший мне в руки цифровой фотоаппарат. От Casio. Публикация этой статьи послужила последним толчком к увольнению редактора "Компьютерры" г-на Смирнова, а я, как автор, был передан в строгие и надежные руки Андрея Шипилова, но от дома не отлучен.

В незапамятные времена, когда я еще только изредка печатался в "Компьютерре" (на самом деле - с тех пор прошло едва ли три года), я как-то прислал в редакцию предвосхищение не существовавшего тогда и в идее "Огорода" - небольшую статью под названием "Он", - про первый попавший мне в руки цифровой фотоаппарат. От Casio. Публикация этой статьи послужила последним толчком к увольнению редактора "Компьютерры" г-на Смирнова, а я, как автор, был передан в строгие и надежные руки Андрея Шипилова, но от дома не отлучен.


   Причиной неприятностей г-на Смирнова был слишком уж восторженный тон моей статейки, против которого редактор, с точки зрения г-на Кузнецова, просто обязан был принять окорачивающие меры, а причиной прощения меня - то, что г-н Кузнецов признал, что повод был и впрямь замечательный. Теперь, по прошествии времени, подтверждаю, что никаких специальных рекламных целей, сочиняя статью, не преследовал, а на самом деле был едва ли не в эйфории: не от аппарата как такового (разрешение - 240х320; довольно сильно искажающее сжатие; отсутствие вспышки, зума и вообще чего-нибудь эдакого), - а от ощущения, что держу в руках прототип устройства, которое в самом скором времени завоюет мир и упразднит сто лет существовавшую технологию фотографии и, возможно, кино. Мои предчувствия меня не обманули: сегодня - почти по цене пленочной мыльницы - можно купить цифровой аппарат с буквально полиграфическим разрешением и богатым набором прибамбасов, а еще года через три аппараты пленочные, вероятно, покупать станет просто невыгодно.

   Игрушка, лежащая сейчас передо мною, вызывает у меня практически то же чувство эйфории (которое, правда, я уже вряд ли способен выразить столь же эмоционально: с годами гаснет жар в крови), - поскольку, безусловно, является еще одним прототипом и, надо полагать, уж во всяком случае портативные проигрыватели мини-дисков от Sony вытеснит с рынка мгновенно и полностью, а остальные аналогичного назначения устройства: поживем - увидим.

   Речь идет о цифровом MP3-плеере. Впервые я увидел ужасно разноцветные устройства подобного рода прошлой весной на "CeBIT" в Ганновере (MP-man от неизвестной корейской фирмы Saehan) и описал впечатления в "Happy End, или Ганноверских частушках" ("Компьютерра" #15 [243], www.computerra.ru/1998/15/4.html). Меня тогда, помнится, расстроили высокая цена (500 баксов) и отсутствие возможности менять флэш-карты; к тому же не удалось поиграть с плеером, а опыт прослушивания MP3-файлов на домашнем компьютере заставлял относиться к этому формату записи звука довольно критически. Шло время. То одна, то другая фирма заявляла о запуске в производство чего-то подобного, но, пожалуй, первой из держателей brand name на этом поприще выступила со своим Rio PMP300 Diamond Multimedia (www.diamondmm.com/products/current/rio.cfm), московское представительство которой пообещало показать мне первые промышленные образцы еще в начале осени. Однако, исполнения их обещания я жду до сих пор.

   Если вы следите за новостями от "Компьютерры", вы в курсе скандала, который устроило общество защиты авторских прав, попытавшись запретить в Штатах продажу MPEG-плееров и подав в суд, в котором и проиграло, - лучшей рекламы для новых игрушек и не придумаешь! Сейчас общество подало иск в суд следующей инстанции, а Diamond Multimedia продает Rio такими темпами, что завод не успевает их изготавливать. Этими причинами московское представительство фирмы и объясняло, что исполнение обещания затягивается, а тем временем IPLabs (www.iplabs.ru), которую в одном из прошлых "Огородов" я уже назвал самой энергичной московской компьютерной компанией, снова подтвердила свою репутацию и Rio в Москву завезла, причем по цене, меня даже слегка поразившей: если на сайте Diamond Multimedia (URL см. выше) за Rio просят 199,95 доллара (это прямо через Интернет, без накладных магазинных расходов), то за десяток тысяч верст, в Москве, IPLabs запрашивает всего 220 долларов. Впрочем, у них в Интернет-прайсе я этой позиции не нашел, так что рассказываю со слов.

   Прежде чем пускаться в подробности, выскажу свое мнение по поводу цены. Сопоставляя девятимесячной давности пятьсот долларов с нынешними двумястами (тут еще надо иметь в виду, что Diamond - это все-таки brand name и что Rio PMP300 во многих отношениях покруче MP-man'а), можно предполагать, что к концу года, когда пройдет первый бум с его слегка повышенной ценовой планкой и на рынок выйдут многие производители MP3-плееров (об их планах можно почитать как в компьютерровских новостях, так и на главном MP3-сайте: www.mp3.com), - цена этих игрушек упадет долларов до 50-70. А уж когда появятся дешевые китайские (возможно - пиратские) клоны, - так и вообще до тридцатки. И то сказать: все содержание машинки - одна микросхема декодера-управлялки-усилителя да одна - флэш-памяти. Чем более жадно набрасывается рынок на товар, тем быстрее цена последнего падает. Надо полагать, что главным аргументом ценовой кривой еще довольно долго будет оставаться цена на качественную флэш-память, но на моих глазах все виды памяти дешевели столь стремительно, что оснований предполагать отступление от правил в данном конкретном случае я не вижу.

   Но - к баранам. Итак, Rio PMP300 от Diamond. Невелик, чуть шире пачки сигарет, зато тоньше и ниже. Скажем, размер среднего пейджера. Но - легкий, почти невесомый. Легко ложится в карман рубашки или прицепляется съемной клипсой к поясу. Полагаю, размеры продиктованы высотой и толщиной батарейки АА (которой должно хватать часов на 12 воспроизведения с полной громкостью и которую я тут же заменил на Ni-MeH-аккумулятор; на сколько его хватает, я не засекал, но ощущение, что не намного меньше) и минимально удобными размерами кнопок управления и читаемостью дисплея. Кнопки, стандартные для любого нынешнего плеера (пуск, стоп, пауза, перемотка в обе стороны), скомпонованы на одном диске, сверху - две кнопки громкости ("больше" и "меньше", 20 градаций, отражающихся на дисплее), вокруг - кнопка произвольного порядка воспроизведения (random), кнопка повторения (repeat), которая при однократном нажатии приводит к повторению играемого трека, при двукратном - всего содержимого памяти, и кнопка "A<->B", дающая возможность помечать какой-то определенный кусок, - скажем, для заучивания. Сверху - еще три кнопки. Первая, menu, в сочетании со стрелками с диска, информирует о количестве занятой и свободной памяти, внутренней и внешней; кнопка "EQ", эквалайзер, - переключающая между четырьмя фиксированными настройками: normal, clasic (ровно так, с одной "s", - видимо, по ограниченности знакомест на экране), jazz и rock; и, наконец, кнопка intro, позволяющая прослушивать по 10 секунд каждого трека. Сбоку еще есть еще стандартная для плееров задвижка hold, блокирующая клавиатуру. Ну, естественно, отсек для батарейки, щель для добавочной, внешней флэш-карты (по форме совершенно такой же, как в цифровых фотоаппаратах, в том же, скажем, Olympus'е, но мою Olympus'овскую карту плеер не принял; возможно, есть какие-то тонкости в стандарте; но скорее всего потому, что она четырех-, а не шестнадцатимегабайтная; шестнадцатимегабайтных в IPLabs пока нету, но Diamond предлагает с сайта пару за 89,95 доллара или штуку за 49,95 доллара) и, наконец, разъем для соединения с компьютером.

   Соединение происходит так: вы насаживаете на LPT специальную, в комплекте к Pio идущую, проходную фишку, на боку которой есть утолщение с разъемом. Вот туда-то и втыкаете шнур, а другой его конец - в плеер. Далее: вызываете прилагаемую же программу под названием Rio Manager (это не только загрузчик, но и проигрыватель MP3-файлов и треков CD) и на окно, символизирующее память плеера, перетаскиваете мышкой нужные вам музыкальные файлы из Explorer'a. Внутри этого окошка, так же просто, мышкой, можно менять последовательность треков. Загрузка 32 мегабайт внутренней флэш-памяти Rio занимает на моем компьютере минуты две с половиной - три. Объема достаточно на час 64-кбит/секундной музыки или на полчаса 128-кбит/секундной. Существуют и промежуточные форматы, например, 112 кбит/с - с соответствующей емкостью. Я загонял в плеер и файлы 320 кбит/с сжатия, и файлы 32 кбит/с сжатия, - все они воспринимались и воспроизводились без проблем.

   Кроме Rio Manager'а, в комплекте к плееру идет триал-версия (после записи пятидесяти треков с компакта вас просят заплатить 29,95 доллара, иначе работать отказываются) MusicMatch Jukebox, ухватывающая треки прямо с компакта и сжимающая до 64, 112 или 128 кбит/с, а также с той же компрессией пишущая файлы формата RealAudio. Отписав положенные полста треков, я, естественно, полез в Интернет за ломалкой, нашел добрую полусотню ссылок на оные, но каждая вела в пустоту, в error 404, - видать, незадолго до этого Diamond предприняла Большой Антипиратский Рейд.

   Вообще, заставить работать MusicMatch Jukebox и дальше проблемой было небольшой (число записанных треков фиксируется в специальном log-файле, который можно хоть бы и защитить от записи, что приводит к ругани, но не клинит дальнейшую работу), но меня навели на гораздо более изысканный и мощный грабер-энкодер от Xing: AudioCatalist (поставляемый на некоторых пиратских сайтах прямо в комплекте с генератором кодов). Свежая версия (1.5) избавилась от недостатка, за который энтузиасты недолюбливали Xing-энкодеры: нынешний уже не срезает частоты до 16 кГц, а сохраняет их вплоть до 20 кГц, что, согласитесь, для плеера-потаскунчика более чем приемлемо.

   Еще к плееру прилагается добавочный компакт с парой сотен мегабайт MP3-музыки и талончик на скачивание с определенного сайта музыки на 5 баксов. Я, конечно, скачал, но и та, что на диске, и та, что за 5 баксов, лежат так далеко за границами моих музыкальных пристрастий, что я только пожал плечами. К тому же бесплатной MP3-музыки в Интернете такое множество, что я уж и не знаю, чем надо привлекать слушателей за нее платить. В качестве примера привожу виртуальный ("internet-only", как написано на соответствующей странице) альбом Бориса Гребенщикова "Молитва и пост" - запись концерта, данного им в Сан-Франциско в августе прошлого года. Он лежит по адресу www.planetaquarium.com/mark3.html (и еще на двух зеркалах и одном FTP-сервере): там есть даже картинка обложки и фотографии с концерта. Я скачал все 80 мегабайт (практически - полтора часа музыки) - три зарядки Rio; а с помощью обаятельной freeware-программки mp32wav еще и перевел MP3-файлы в wav-формат и записал на компакты как бы не существующий в природе "двойник".

   Ну, и теперь, наконец, пришла пора поговорить о качестве. Конечно, качество звука - вещь ужасно субъективная, а уж MPEG-звука, который строится на вычищении элементов, не слышимых "усредненным" ухом, - так и втройне субъективная. Однако я не поленился опросить добрую полусотню знакомцев и приятелей, и буквально все, без исключения, качеством были буквально поражены, оценив его (при потоке 128 кбит/с) никак не хуже, чем обеспечиваемое CD-плеером. Повышение компрессии дает некоторое ухудшение звука, впрочем, все зависит от музыки, слушателя и степени повышения. Во всяком случае, если речь идет о сколь угодно качественных (а прилагаются к Rio, на мой взгляд, вполне качественные) портативных наушниках, звук выше всяких претензий. Если же подключить Rio к hi-fi-аппаратуре (что я проделал дома у Анатолия Левенчука в присутствии Максима Отставнова), - и тут тест "найди шесть отличий от CD-оригинала" пройдет далеко не каждый любитель музыки.

   Конечно, 32 Мбайт памяти внутри и 16 Мбайт флэш-памяти (да еще за 50 баксов) - маловато и дороговато, но я уверен, что в самом скором времени память расширится и подешевеет, и весьма; появятся и предсказанные мною в ганноверской статье уличные киоски для закачивания музыки, и разъемы для подключения MP3-плееров в проигрывателях компактов - как сегодня есть гнезда для мини-дисков. А вот последние - исчезнут навсегда, ибо все их преимущества MP3-плееры переплюнули на раз.

   Единственное, что меня в Rio постоянно раздражает: вечно запутывающиеся провода наушников. Ничего не стоило бы поставить внутрь полупустого корпуса подпружиненную катушку, на которую провода намотать, как это делается в пылесосах или рулетках. Мне посоветовали заявить авторские права на усовершенствование - вот, заявляю.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.