Китайское предупреждение
Архив В Пекине состоялась встреча голливудских кинопромышленников и представителей компаний, входящих в DVD Forum, с китайскими производителями техники на основе технологии DVD. В целом речь шла о кооперации и разрешении назревших проблем - особенно лицензирования элементов этой технологии, защищенных авторским правом.
Устроителями симпозиума явились китайская ассоциация аудиоиндустрии (CAIA - China Audio Industry Association) и национальный технологический центр оптической памяти (OMNEC - Optical Memory National Engineering Center). Наряду с ними от китайской стороны присутствовали представители 7 правительственных агентств, а также 33 местных производителя изделий DVD. Во встрече участвовали посланцы от Hitachi, IBM, Intel, JVC, Panasonic, Philips, Pioneer, Sony, Time Warner, Toshiba и MPAA (Motion Picture Association of America - ассоциация кинопроизводителей США). Последняя долгое время воздерживалась от участия в подобных форумах из-за убеждения, что Китай - один из главных "пиратских" регионов.
Как было зафиксировано в ходе форума, в 1998 году в Китае было продано около 300 тыс. плейеров DVD. Ожидается, что в этом году их будет продано не менее 1 млн. штук. К 2000 году китайские компании собираются выйти на рубеж ежегодного выпуска десятков миллионов плейеров DVD. Цена на обычный проигрыватель DVD упадет до 250 долларов уже к концу текущего года. Снижение цены - одно из главных следствий переноса массового производства техники из Японии в Китай.
Этим активность Китая в сфере DVD не ограничивается. Представленные на совещании китайские производители DVD и исследовательские учреждения объявили о создании комитета по продвижению оптических дисков (Optical Disk Promotion Committee) в качестве подразделения CAIA. Задачей этого учреждения станет стимулирование промышленности и рынка устройств DVD.
По мнению обозревателей, прежде всего новому комитету придется столкнуться с проблемами, связанными с интеллектуальной собственностью. Сейчас китайские производители DVD пытаются войти в состав организации DVD Forum - для того чтобы приобретать на более выгодных условиях патентованные технологии и товарные знаки. Но вопрос о лицензионных выплатах остается открытым. Суммарные "поборы" на лицензии могут достигать 20 долларов на каждое выпускаемое устройство - весьма значимая сумма, учитывая то, что цена этого устройства должна установиться на уровне 250 долларов.
Лицензии включают использование зарегистрированного логотипа DVD и патентованных форматов. Кроме того, производители DVD должны платить лицензионные сборы и гонорары организации MPEG за применение формата MPEG-2 и лабораториям Dolby за технологию Dolby Digital. Даже в странах с более высокими подушными доходами считают, что суммы лицензионных выплат на технологии DVD чрезмерны.
Китайские производители DVD обоснованно предупреждают, что столь высокая стоимость интеллектуальных продуктов может вообще затормозить распространение технологии DVD.
Китайские производители обращаются с жалобами на такое положение дел к правительственным агентствам и промышленным ассоциациям, а те пытаются взаимодействовать с собственниками интеллектуальной собственности, чтобы убедить их снизить ставки сборов и гонораров, однако пока без всякого успеха.
Как комментировал Бай Веймин (Bai Weimin), начальник отдела электроники и ИТ-продуктов Министерства информационной промышленности, китайские производители DVD уважают право собственности и намерены сотрудничать с владельцами патентов, однако в ответ они ожидают снижения лицензионных тарифов. Далее Бай высказал нечто совсем интересное: если уступок от собственников патентов не последует, то китайские промышленники направят сохраненные миллионы долларов в разработку собственных спецификаций и систем, аналогичных DVD!
В заключение нужно сказать, что на форуме были массивно представлены голливудские студии, которые редко балуют своим вниманием другие страны, кроме США. Достаточно сказать, что в Пекине были представители от таких монстров, как Paramount, Universal, Metro-Goldwyn-Mayer, Warner Bros., Columbia Tristar, Twentieth-Century Fox, Buena Vista International. Встреча стала удобным случаем для того, чтобы прощупать китайский рынок, потенциал которого, по общему мнению, невероятно огромен.