Родина программистов
Архив Согласно отчету Business Software Association (BSA), в 1997 году объем мирового рынка программного обеспечения (за вычетом заказного ПО) превысил 135 млрд. долларов и демонстрирует завидные темпы роста. Ежеквартальный оборот одной только корпорации Microsoft измеряется миллиардами долларов.
На этом фоне почти незаметны успехи и достижения российских софтверных компаний. Хотя объем продаж, например, компании "1С", достигший в прошлом году 17 млн. долларов, уже вполне сопоставим с показателями российского же отделения Microsoft. Андрей Акопянц в статье ""1С" - компании и продукту", рассматривая как единую компанию всю сеть "1С", приводит еще более интересную цифру: 200 млн. долларов в год. Компания с таким оборотом, пусть и гипотетическая, вполне могла бы претендовать на достойное место в рейтинге крупнейших предприятий российской промышленности, наряду с телекоммуникационными компаниями и пивоваренными заводами.
Приведенный пример, если вдуматься, довольно точно отражает ситуацию в сфере российских информационных технологий. На этом рынке спросом у заказчика пользуются не коробки, а законченные технические решения, желательно - под ключ. Основной доход приносят услуги по внедрению и консалтинг, в объеме которых стоимость софта зачастую составляет незначительную часть. Программное обеспечение само по себе покупать здесь пока не очень принято - разве что в комплекте с новым компьютером или сканером (так называемые OEM-поставки). В результате фирмы-интеграторы, имеющие собственные разработки, часто придерживают их для себя и используют в заказных решениях, не спеша доводить до законченного коммерческого (коробочного) продукта, очевидно - не видя для себя коммерческой выгоды и тем самым сознательно ограничивая круг возможных пользователей и потенциальный успех продукта.
Начавшийся было формироваться рынок домашних приложений и мультимедийных программ отброшен кризисом на несколько лет назад (а вот пиратов заметно прибавилось).
В этой ситуации российские софтверные фирмы все чаще обращают взор на Запад - им просто становится тесно в этой стране, с ее игрушечной экономикой, пересыхающими финансовыми потоками и непомерным налоговым бременем. Запад привлекает их не только как рынок сбыта, но и как источник инвестиций, квалифицированных менеджеров и специалистов по маркетингу.