Y2K - .1E+10<br>За миллиард лет до 2000 года
АрхивНаверное, все уже знают эту шутку, а кто нет - сейчас узнает. "Из-за не устраненных вовремя ошибок, связанных с "проблемой 2000 года", корпорация Microsoft отложила выпуск Windows 2000 до 1-го квартала 1901 года"
Наверное, все уже знают эту шутку, а кто нет - сейчас узнает. "Из-за не устраненных вовремя ошибок, связанных с "проблемой 2000 года", корпорация Microsoft отложила выпуск Windows 2000 до 1-го квартала 1901 года"
В ночь с 19-го на 20 января заглянул на www.computerra.ru, чтобы ознакомиться с откликами на статьи последнего номера ушедшего года. Ссылка "Свежий номер" привела на #15 за 1998 год. Рассеянно прочитал "Четыре колонки" Кузнецова про "CeBIT". Интересно, это уже Y2K?
Выяснилось, что еще нет, что, вроде бы, сбойнула внутренняя механика сайта - этого странного посредника между нами и контентом еженедельника, который мы готовим, но это не важно, - важно, что первой реакцией было: "Вот оно"!
Месяц назад, проездом, посетил знакомого сисадмина (скорее, его можно было бы назвать CIO - директором по технологиям, но "сисадмин" - звучит гордо) дружественной организации.
Управление бизнесом средней по масштабам региональной торговой компании построено вокруг нескольких баз данных, которые живут в весьма средней (по масштабам же) сети, включающей Oracle под Unix, специализированные рабочие места под Linux, офисные рабочие места под NT и пару Novell'овских серверов - всего с полсотни голов скота: то есть системных блоков. Я с интересом гляжу на рост этого гетерогенного монстра и на то, как Саша его "пасет" (а с Сашей мы знакомы около двадцати лет), уже семь лет, наведываясь с периодичностью раз в полгода.
Мы пьем пиво. Мне показывают новые интегрированные средства администрирования. Не слишком интересно. Показывают новый конвертор SQL-запросов. Тоже для меня не хит.
Саша сердится, отбирает кружку с пивом и тащит меня в лабораторию, где сидят его очкарики: там пьют только кофе, ругаются нехорошими словами и что-то ваяют. Мне показывают собственную разработку: голосовой интерфейс к СУБД. Это интереснее. Интерфейс зацеплен на уменьшенный "клон" основной системы - с реальными данными, но не обновляемыми в реальном времени.
"Сколько мыла на ближайшем складе?" - интересуюсь у микрофона.
"Phrase not recognized", - мгновенно высвечивается на экране, и через полсекунды жутковатый синтезированный женский голос в динамиках подтверждает: "Ваш запрос непонятен".
"Не так, - объясняют мне. - Мыло "Люкс", склад десять для точки двенадцать".
"Без ограничений", - говорит (кажется, потеплевший) голос, и на экране возникает форма заказа.
Повторяю: "Мыло "Люкс", склад десять для точки двенадцать", мне отвечают так же и тоже достаточно ласково. Уже лучше: настройка на голос, стало быть, не требуется. "Шампунь "Линда", склад десять для точки двадцать семь". "Торговой точки 27 в системе нет", - это звучит уже ехидно. "Для точки двенадцать?" - "Товар отсутствует. Оставьте предварительную заявку".
О'кей, я все равно впечатлен. "Завмаги писают кипятком, - говорит Саша. - Но ставить это в точки мы не будем: под "Виндами" для этой штуки нужен Pentium II, а у них там "четверки". В этом году на апгрейды денег нет. Будут обрывать телефон, а в офисе операторы будут шарить по базе ручками. Так у нас дешевле".
Возвращаемся пить пиво и обсуждать Y2K.
- А дату в системе-"клоне" ты посмотрел?
- Нет.
- Там время сдвинуто на десять лет вперед. В Лаборатории перспективных разработок у нас 2008 год, и так уже скоро год как живем. Там клонированы все эксплуатирующиеся у нас программы, и моделируются реальные операции. Ребята локализуют и исправляют все ошибки. Это называется ЛПР, но там "штопают" старый софт. Распознавание голоса - это вечерами и по выходным.
- И - как?
- На самом деле "системных" ошибок немного, и все производители уже выпустили "заплатки". Почти все исправлено. Проблемы в собственном софте - в том, что написано за последние пять лет. Постоянно вылезают двузначные даты, то в одном, то в другом месте. Вчера вот "ляп" очередной отловили. Реальные сбои могли бы начаться месяцев через пять-шесть - у нас полугодовой цикл взаимодействия, и даты после 2000 года в генерируемых документах должны появиться где-то в середине года. Но в мае мы "перельем" данные и перебросим ресурсы в новую систему, и она станет основной.
- Во сколько все это вам обошлось?
Саша не называет цифру, а говорит осторожно: "Чуть больше 20 процентов от моего бюджета в прошлом году. Пришлось купить еще один сервер, плюс еще немножко железа и плюс зарплата трех человек. В этом году будет меньше по деньгам, но и бюджет у меня теперь здорово меньше, так что это составит тоже процентов 20".
- Нехило.
Сашу взрывает, он лезет в шкаф и достает папку с расчетами, в которой - уже абсолютные цифры. Показывает стоимость ошибки во внутренней коммуникации и стоимость ошибки в коммуникации с партнерами. Получается, что затраты оправданы уже при десятипроцентном риске. "Риск был стопроцентный", - убежденно говорит мой визави.
Расслабляется и начинает рассказывать, как все это было, "физиологию бизнеса" то есть. Смешно. Получается, что информационные технологии на предприятии, при превышении некоторой критической массы, получают свою собственную "естественную" инерцию.
"Воссоздать" или "клонировать" уникальный экземпляр сложной системы, "выросший" за несколько лет, - например, чтобы посмотреть, как она поведет себя в других условиях, - кошмарная задача.
"Но это очень полезная работа, - добавляет Саша. - Ты не представляешь, сколько за пять лет у нас накопилось того, чего просто не нужно. Какие-то специальные или вообще самопальные утилиты, дублирующие стандартные функции основной системы, скрипты дурацкие, три разных системы электронной почты: Все это крутится в системах, выполняющих критические приложения, и рвануть может в любом месте и в любое время, а отнюдь не только 1 января 2000-го или 2001 года".
Возвращаюсь домой, перевожу часы в машинке на десять лет вперед, живу так полдня. Вроде, все в порядке. Успокаиваюсь. На следующий день получаю сообщение от сервера списка рассылки: "Invalid message format". Сервер не переварил дату в опрометчиво отправленном сообщении.
Мораль сей басни: Y2K - не техническая, а организационная проблема. Используйте ее как тест для проверки и отладки системы менеджмента у себя на предприятии, если сможете.