Изготовление конфет с нарушением технологии
АрхивИнженер: "Для этой железки нужны микросхемы #$#%^#@ и $#*&^*$".
Начальник СКБ: "У нас на складе нет #$#%^#@ и $#*&^*$, зато есть МП40А".
Инженер: "Да нет же! Нужно именно #$#%^#@ и $#*&^*$".
Начальник: "Ах: Ну ладно, фиг с ней, с этой железкой. Зато МП40А у нас много. Придумай какую-нибудь железку на МП40".
Инженер: "@$%@$^@^%$^*!%^*#!!!!!!!".
Видено мною в одном милом НИИ в позднеперестроечные времена.
Начальник СКБ: "У нас на складе нет #$#%^#@ и $#*&^*$, зато есть МП40А".
Инженер: "Да нет же! Нужно именно #$#%^#@ и $#*&^*$".
Начальник: "Ах: Ну ладно, фиг с ней, с этой железкой. Зато МП40А у нас много. Придумай какую-нибудь железку на МП40".
Инженер: "@$%@$^@^%$^*!%^*#!!!!!!!".
Видено мною в одном милом НИИ в позднеперестроечные времена.
Нет-нет, Начальник был отнюдь не дурак, просто на складе действительно не было #$#%^#@ и $#*&^*$. А Инженер позже сказал (опуская неопределенные артикли и глагольные связки), что делать из дерьма конфетку - наш национальный вид спорта. И я буду говорить не о вышеупомянутом продукте, а о "конфетах".
Сколько стоит недорогая виртуальная студия? Правильно, именно это слово. Самый дешевый вариант (профессиональный) - около 12 тыс. долларов, и это без наворотов. Можно, конечно, купить те же самые "железки" и "деревяшки" не в наборе, а по отдельности и уложиться тысяч в пять. Встает законный вопрос, а что делать, если нет и пяти тысяч, а оч-ч-чень надо? Например, в мелких провинциальных телестудиях вся аппаратура вместе с помещением и персоналом (по цене субпродукта на вес) стоит порой дешевле. Можно попытаться выкрутиться, арендуя студию на стороне, но, во-первых, как правило, негде, а во-вторых, дороже выйдет. Не знаю, как другие, а я вижу один выход: пора лепить "конфетку".
В самом деле, как известно, самая лучшая машина - это когда функции машины выполняются, а самой техники вроде бы и нет. Рассмотрим вопрос с самого начала, то есть с того, что эта самая студия должна делать. А делать студия (особенно реальная) должна ролики. Ролики должны быть какие? Правильно! Хорошие. Ну, художественные достоинства оных оставим на совести творческих работников, их много, и они за это зарплату получают. А вот с техническими вопросами воевать нам-с.
Представьте, что вы сидите за пультом (пультами) самой крутой виртуальной студии и лепите обалденный рекламный ролик про подсолнечное масло и ковролин - завтра этот ролик пойдет в эфир по местному TV. Значит, частота кадров 50, разрешение 2048х2048:
Ах да, что это я: Вы когда-нибудь Центральное Телевидение Южно-Загорского Района Города Урюпинска видели? По глазам заметно, что видели до слез в этих самых глазах, сквозь телеснегопад, и не раз. Путем сложных (и очень научных) расчетов установлено и неоднократно подтверждено повседневной практикой, что после прохождения стандартного пути: ролик цифра - ролик VHS - еще перезапись аналоговая - ролик цифра телестудийная - передатчик - эфир - телевизор, качество 320х200 невозможно отличить от какого-нибудь 1024х768. Смешно, но на всех известных мне региональных телеканалах ролики от клиентов принимают только на стандартных VHS-кассетах, даже при наличии цифровой аппаратуры. Так что не дергайтесь, а лепите ролики 384х240 MPEG-1, и все будет нормально. Сколько стоит плата видеовывода MPEG-1? Я свою брал за 40 долларов, и ничего, вполне пристойные картинки получаются. А в MPEG кодировать очень неплохо получается с XingMPEG Encoder 2.0. Едем дальше. Готовый ролик - это хорошо, но его надо еще сделать! Отсюда вытекает: студия нелинейного монтажа, студия звуковая, графическая станция для подготовки мультипликации, съемочный павильон:
О, мамма миа! После долгих месяцев проб и ошибок удалось выяснить, что если нет необходимости в real time, то самым лучшим, самым удобным, самым надежным и самым быстроходным (на тормозных машинках) средством для монтажа является VidEdit из комплекта MS Video for Windows 1.0! Да-да-да, при всей глючности микрософтовских продуктов вообще, это - просто сказка! Из интереса я воспользовался 386DX40/8 для "сливания" двух многометровых роликов. Нормально, за полчаса 153-метровый ролик слепился. Конечно, здесь нет встроенных эффектов, но IMHO эффекты можно разложить и по фрагментам, чуть больше возни при их изготовлении, зато можно такое делать! Никаким Супервиртуальным Сверхмонтажным Гиперстоликам и не снилось. Звуки накладываются прекрасно, с точностью до кадра, при желании можно здесь и микшировать (хотя это, конечно, лучше делать отдельно).
Ладно, где же нам взять фрагменты, из которых и монтируется конечный продукт? Предположим, нам нужно нечто, очень крутое, с накладками людей, зверей, птиц, космическими кораблями, "чужими" и пр. Все ОН вынесет на своих "мягких", но могучих (и, как правило, бесплатных) плечах. Великий 3D Studio. Расхваливать сей почтенный софт бессмысленно, и так все понятно, замечу только, что первые коммерческие ролики я делал на 386DX40/4 (к счастью, недолго), это было издевательство, но работало. Основной лошадкой, и очень надолго, стал Pentium 90 AMD/16. Вот винт нужен минимум на 2 Гбайт, тогда, экономя по-скруджевски, можно рисовать два минутных ролика одновременно. Конечно, есть свои неудобства. С накладками удобнее работать в специализированных продуктах, но некоторые вещи можно сделать только в 3DS (ни разу не видел монтажного софта, чтоб можно было накладку в трехмерщине крутить, перемещать). Конечно, приходится повозиться, накладных роликов делаем два: сам ролик и маску. Все это перегоняем во flics (я использовал Ulead VideoStudio 2.0) и заталкиваем в материалы. После рендерения порой возникает парадоксальный эффект: остается впечатление, что качество лучше, чем у источника. В общем, иногда муторно, но: кушать очень хочется.
Итак, о накладках и съемочном павильоне. Замечу, что в любом учебнике оператора, фотографа и иже с ними все начинается с постановки света. Голь на выдумки хитра, самое лучшее освещение - солнечный свет в сильно пасмурный день. Если есть возможность или необходимость - используйте. Работать просто приятно, никаких проблем (почти) с выбором точки съемки. Конечно, профессионал скажет о светохудожествах, но для этого тем еще профи быть надо, не говоря уже о прочем. Если работа происходит в помещении, единственным приемлемым вариантом (с учетом финансов) будет стандартный: лампы дневного света и бытовая видеокамера (кстати, пишите на кассету, а не прямо в компьютер). Если лампы подвесить вертикально по сторонам площадки, а актеры будут бегать в основном в полученной плоскости, то при некоторой практике можно добиться практически бестеневого освещения. Я, например, использую четыре 40-ваттные лампочки, подвешенные на вертикальных балках самолично сколоченной деревянной рамы размером 2,5х2,5 метра. Площадка получается маловата, с глубиной примерно +1 метр, но пока хватало.
Не знаю, как правильно делать Blue Screen, но в популярных статьях утверждают, что она должна быть синей (я видел фотографии, где стенка явно зеленая, сам пробовал все цвета радуги, но это мелочи). Синий потому, что человек синим не бывает (можно поспорить с утра пораньше) и так легче отфильтровать. Синяя так синяя, после мучительных проб и ошибок я весь был именно синий. Удалось установить, что для Blue Screen, на коленке (но с приемлемым качеством), проще всего использовать хлопчатобумажные простыни, окрашенные "Радугой", разведенной в холодной воде. Если вдруг возьметесь делать, запомните: самое трудное - высушить простыни так, чтобы не было разводов. Мы это делали таким образом: заталкивали ткань в кастрюлю с краской, ждали, пока впитается вся краска, а затем мяли в руках, пока с тряпки не прекращала стекать жидкость. Затем нужно повесить простыню горизонтально, с максимально возможным натяжением (обшейте предварительно ликтросом), чтобы она ничего не касалась, и не на солнце, а обязательно в тени. Уфф-ф: Успокойтесь - это самая ужасная процедура, и она позади. Натягиваем ткань на деревянную раму, и все работает.
После съемок встает вопрос: а что теперь делать с отснятым материалом? Ответ: для начала - затолкать в компьютер. Если у вас есть хорошая карточка видеоввода (real time аппаратный MPEG, 1024х768 и т. д.), нет проблем, а если нормальной карточки нет? Тогда лопаем, что дают. Большую часть работы мы делали с древней TV VideoCapture 200. 320х240 - реально, никакой паковки, шина ISA, зато с тюнером (но и тюнер пригодился, дергали прямо из эфира картинки взрывов и пламени, чтобы не пользоваться стандартными). Прелесть, а не карточка, знаете, какие ролики получались без ухищрений? 320х240 примерно 5 кадров в секунду. (Должен, увы, заметить, что наращивание памяти, upgrade мамы и пр. заметного улучшения не дают.) Но! Немного терпения, и добиваемся 15 кадров в секунду. Как? Очень просто. Кладем правую руку на мышку и клавиатуру, левой берем пульт и цифруем ролики 15-секундными кусочками! Кошмар? И еще какой, но что делать, если надо: После некоторой практики работа идет довольно споро, десяток минутных роликов за пару часов можно и оцифровать, и склеить, и подчистить стыки с помощью все того же VidEdit.
Дальше начинается самое интересное: ролик-то отфильтровать надо. Скажете, в программках от Adobe есть фильтры? Держи карман ширше. Фильтры-то есть (кстати, у Adobe они довольно ширпотребовские), но отфильтровать Нечто, снятое бытовой камерой на фоне самопальной стенки при кустарном освещении? Нет, ни фига не выйдет. Тут уж, не обессудьте, придется вам лепить что-нибудь свое, мою утилитку предлагать стыдно, уж больно непрезентабельна. Но в принципе там ничего особо сложного. Все можно хоть на бейсике написать. Подскажу только, как облегчить оное написание: все ролики (благо они короткие, как правило) перегоняются в битмапы true color, тем же VidEdit, например. Формула фильтрации самая простая: если в точке много синего, значит, это фон, но с учетом средней "синести" всего кадра. Делайте программку для жесткого размера кадра (320х240, например), много быстрее работать будет. Результаты - тоже в битмапы. Тут есть одна проблемка. Дочиста все равно не отфильтруете, а из-за малого разрешения синий ореол вокруг объектов получается просто жуткий. Так что ручкам работа найдется. А с ореолом так: перегоняем все в 256-цветные картинки и в каком-нибудь редакторе (я использую PhotoFinish от Z-Soft) корректируем палитру. Затем сшиваем в готовый ролик. Кстати, важный момент. Для работы с накладкой в 3DS нужен ролик маски, и он проще всего делается так: когда перегнали ролик во флик для 3DS, делаем копию, залазим внутрь с помощью Autodesk Animator и корректируем палитру для всего ролика маски.
Ну вот! Ролик готов, пора бы его озвучить. Оставлю в стороне организационные вопросы, пусть каждый планирует свою работу, как хочет. А вот технически: Вам приходилось бывать в студии звукозаписи? Сами оборудовать звуковую студию и не пытайтесь. Самый простой способ получился самым лучшим (для дома для семьи, разумеется). Берем микрофон и ватное одеяло, дальнейшее, думаю, понятно. Синхронно говорить не получится, но это можно подмонтировать. Если нужен диалог, то все наговариваем отдельно, а затем монтируем. Замечу, что при монтаже звука огрехи становятся сильно заметны при расхождении картинки и звука примерно в 0,05 секунды. Но если монтировать голос в VidEdit, то можно вообще все сделать почти идеально, правда, времени уходит много. Лучше для монтажа звука сделайте копию ролика с низким разрешением, смонтируйте звук и перетащите звуковую дорожку на оригинал. Я звукооператор никакой, благо знакомый специалист есть, но когда нет времени, приходится делать звук самостоятельно. Для этого пользуюсь Cool (кстати, Cool95 малость глючит), там масса всяческих приятных эффектов, - довольно удобная штука. А иногда (например, хороший X-Wing атакует плохой StarDestroer и, пролетая мимо, громко жужжит) использую свою утилитку (может, скоро выйдет).
На сладкое - такое замечание: плагиат - это некрасиво, и в ролике он виден невооруженным взглядом (моего коллегу при виде стандартного scy.jpg из 3DS трясти начинает), поэтому объекты, картинки и даже mappings лучше делайте свои. Со звуком хуже, это уже не простое ремесло. Но можно сделать такой трюк: берем длиннннное музыкальное произведение и вырезаем из серединки приглянувшийся кусок, большинство зрителей бывают уверены в оригинальности Sound Trek.
Согласно традиции, подклеиваю свое фото с любимым животным. Не обессудьте, если оно плохого качества. В мании величия не обвиняйте, сам знаю.