Расплата близка?
Архив За последние три года покупатели операционных систем Microsoft заплатили этой компании на 10 млрд. долларов больше, чем следовало. Если положение не изменится, в течение ближайших двух лет "переплата" возрастет до 25 миллиардов. К такому выводу пришли специалисты нескольких американских групп защиты прав потребителей.
По заявлению представителя Американской федерации потребителей (Consumer Federation of America) Марка Купера (Mark Cooper), эти цифры были получены при изучении корпоративных документов Microsoft, представленных компанией в ходе антимонопольного процесса против нее. Защитники прав потребителей полагают, что, если бы не монопольное положение, операционные системы Microsoft стоили бы на 35-45 долларов меньше. Умножая эту цифру на общее число ПК, выпущенных за последние три года (а более 90 процентов из них работает под управлением Windows), они и получили сумму в 10 млрд. долларов.
Аргументом в пользу этого вывода может служить динамика цены Windows для OEM-производителей. За период с 1990-го по 1996 год цена одной копии возросла на 160 процентов: с 19,03 до 49,4 доллара. За тот же период средняя цена ПК снизилась примерно с 3500 до 2000 долларов, то есть за шесть лет доля Windows в общей стоимости компьютера увеличилась более чем в четыре раза.
Купер приводит и другие цифры. Согласно данным компании PC Data, средняя цена программного обеспечения с 1996-го по 1998 год непрерывно снижалась примерно на 2,8 процента в год. Windows в эту статистику никак не вписывается, поскольку ее цена в это же время возрастала в среднем на 6,5 процента ежегодно. Официальные лица Microsoft объясняют это постоянным технологическим совершенствованием своих продуктов, однако такой аргумент выглядит неубедительным, учитывая незначительные отличия Windows 98 от Windows 95.
В первых трех кварталах 1998 года прибыль Microsoft составила 37 процентов выручки, что втрое больше, нежели в среднем для софтверных компаний.
Представители потребительских организаций считают, что Microsoft должна вернуть незаконно полученные в результате монополизации деньги, а для этого необходим соответствующий судебный иск. Многие независимые эксперты относятся к этой идее скептически и полагают, что если даже проходящий сейчас судебный процесс признает компанию виновной по одному или нескольким пунктам, это вряд ли поможет вернуть пресловутые 10 миллиардов.