Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не для средних умов

Архив
автор : Андрей Фаткуллин   19.01.1999

   Сингапурские исследователи придумали любопытный способ улучшить качество трехмерных звуковых эффектов.

   Как известно, иллюзия 3D-звука возникает, если добавить специфические (психо-акустические - ПА) искажения в оба стереоканала. Однако каждый слушатель обладает собственной геометрией головы и параметрами серого вещества. ПА-искажения даются одни на всех, а это создает сильный разброс в восприятии разными людьми 3D-мистификации.

   Как же поступают хитрые ученые? В журнале "IEE's Electronic Letters" (выпуск 34) Чонг Дзинь Тан (Chong-Jin Tan) и Вун Сенг Ган (Woon-Seng Gan) из технологического университета Nanyang предложили компенсировать различия с помощью частотной подгонки.

   Механизм действия психоакустических искажений можно описать следующим образом. Если разбить на пять участков слышимый звуковой диапазон, то нарастание амплитуды самых низких, самых высоких и средних частот приведет к иллюзии надвигания источника спереди, если частоты в промежутках между ними ослабляются. И надо поступить наоборот (то есть ослаблять самые-самые и средние, но усиливать промежуточные) для имитации приближения источника сзади.

   Изобретатели ввели регулировку границ диапазонов и степени усиления по каждому частотному участку, и оказалось, что каждый слушатель может довольно успешно подкорректировать эти параметры в соответствии с индивидуальным восприятием трехмерного звука.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.