Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Comdex. На сцене, за кулисами. Драма, фарс?

Архив
автор : Игорь Гордиенко   08.12.1998

В ноябре прошлого года, по настоятельной просьбе, почти императиву тогдашнего главного редактора Георгия Кузнецова, я совершил ритуальное паломничество в Лас-Вегас, на выставку "Comdex". Я всячески противился этому вояжу, и дурные предчувствия меня не обманули: по возвращении в Москву, в состоянии психического и физического переутомления и одновременно эйфории я сломал ногу и четыре месяца провалялся в гипсе.

Тем не менее, сейчас считаю, что один раз побывать на этом шоу очень полезно каждому человеку, интересующемуся высокими технологиями. Полученных тогда впечатлений мне вполне хватает и по сей день, а новые сообщения только подтверждают сделанные ранее выводы. Как нельзя кстати здесь будет процитировать язвительный пассаж в адрес "Comdex" бывшего президента конкурирующей выставочной системы IDG World Expo Кена Кэплана (Ken Kaplan): "Выставки должны давать каждому то, что ему нужно, а не кое-что для кое-кого". Каково же истинное лицо и физиология этого уже почти сомнительного шоу, все более похожего на таинственные манипуляции, проводимые шаманами над массовым сознанием соплеменников?

Специально подчеркиваю, что скелет всего сказанного ниже - из прошлогодних впечатлений, а мясо было наращено из информации, почерпнутой исключительно в Интернете во время подготовки этого материала. Итак, вперед!

Computer Dealers Exhibition

Как-то в конце апреля 1979 года лас-вегасский бизнесмен Шелдон Эдельсон (Sheldon Adelson) просматривал публикации в пилотном выпуске журнала "Computer Systems News" (впоследствии сгинувшего совершенно незаметно для публики). Как следовало из девиза (а-ля "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!") на обложке, журнал предназначался для производителей компьютерной техники, то есть тех, кого теперь привычно называют OEM. А в самом журнале были статьи, посвященные тому, что стало называться дистрибуцией. Эдельсон подумал, что впервые видит весьма профессиональное обсуждение подобных вещей, которые тогда называли каналами распространения. И тут его осенило: нет ни одной выставки или конференции, посвященной этой проблеме - проблеме дистрибуции с участием третьих лиц!

Эдельсон продолжал со всех сторон обсасывать предмет, показавшийся ему перспективным во многих отношениях. Окончательное решение было принято во время перелета из Чикаго в Бостон, куда Эдельсон направлялся на церемонию закрытия выставки "Data Communication Interface", директором которой он являлся. Как вспоминает Эдельсон, дело было в воскресенье, и он просто "грыз удила", дожидаясь утра понедельника, чтобы схватить телефон и обзвонить полсотни компаний из заранее составленного и тщательно обдуманного списка. Его предложение об учреждении новой регулярной выставки было воспринято китами компьютерного бизнеса на ура.

Почему Эдельсон выбрал для проведения "Computer Dealers Exhibition" (давно уже просто "Comdex") именно Лас-Вегас, где нет и никогда не будет компьютерной промышленности? Ну, во-первых, он просто коренной житель этого города, на нужды которого им затрачено немало сил и денег. А сам Эдельсон утверждает, что проводить конференции hi-tech, например, в Силиконовой Долине, значит, демонстрировать непонимание вопроса. Выбираясь на конференцию или выставку, каждый в тайне от начальника надеется хоть немного "оторваться". А Лас-Вегас - лучшее место для этого (так думают американцы, я их мнения не разделяю).

Раздавая непременные интервью во время проведения каждой "Comdex/Fall", Эдельсон подчеркивает, что выставка была и остается барометром компьютерной индустрии. Правда, многие считают, что "Comdex" переживает упадок: мол, на выставке все меньше дилеров-профессионалов и все больше праздной публики. На это Эдельсон отвечает, что корпоративные пользователи, специально прибывающие на "Comdex", на самом деле играют роль внутрикорпоративных реселлеров, и, таким образом, произошла эволюция самого явления дистрибуции, а не смысла выставки. Его бы устами...

Сейчас многие склонны видеть в бурном развитии индустрии персональных компьютеров личную заслугу Эдельсона. Сам же Эдельсон скромно отвергает подобную оценку своей деятельности, считая, что он лишь сфокусировал внимание на роли каналов дистрибуции, что сделало компьютеры общедоступным бытовым прибором.

Эдельсон, кстати, весьма спокойно относится к компьютерным новинкам. Он не пользуется компьютером, не имеет электронной почты, говоря, что на это просто нет времени! А если бы было - то да, пользовался бы, и даже с интересом.

На вопрос, какое из предприятий в его жизни было самым замечательным, Эдельсон скромно отвечает: то, которым я занимаюсь в данное время. А занимается он управлением системой отелей, казино и выставочных павильонов Sands в Лас-Вегасе. В одном из которых, кстати, и проходят ноябрьские шоу.

Создав "Comdex" и простояв у ее руля почти восемнадцать лет, Эдельсон пришел к выводу, что это слишком беспокойный и специфический бизнес. (Типаж Эдельсона как бизнесмена, очень симпатичный лично мне, не имеет ничего общего с ухватками субъектов, которые, оседлав одну-единственную идею, готовы загнать ее до полного издыхания. Надеюсь, примеров такого рода приводить не требуется...) Итак, Эдельсон решил продать "Comdex". Как говорится, на ловца и зверь бежит, а будет предложение - и спрос найдется.

 

В 1927 году Уильям Цифф-старший (William Ziff, Sr.) решил заняться издательским бизнесом. Он разбирался в авиации и считал развитие этой отрасли - как в военных, так и в мирных целях - очень важным для Америки. Поэтому первый выпущенный Циффом журнал - "Popular Aviation" - популярно писал об авиации как о массовом транспорте. Циффу повезло - журнал попал в самый центр внимания публики, рекламодатели шли косяком, тиражи и прибыль росли. В 1938 году Цифф запустил еще два журнала: один был посвящен вопросам любительской фотографии ("Popular Photography"), другой - радиолюбительству ("Radio News"; с 1958 года - "Electronic News"; с 1972 года - "Popular Electronics").

Спустя несколько лет Уильям Цифф в альянсе с Бернардом Дэвисом (Bernard Davis) создал совместное предприятие Ziff-Davis.

В 1955 году компанию возглавил сын основателя Уильям Цифф-младший. Талантливый бизнесмен, он был убежден, что будущее - за специальной литературой. Следуя этому принципу, каждое новое издание, учреждаемое Циффом, было ориентировано на любителей и специалистов, интересующихся положением дел на переднем крае технологий.

С 1965 года в компании начали действовать две издательские группы, которые выпускали бесчисленное множество развлекательных, приключенческих, фантастических серий и комиксов. Развитие гражданской авиации, повлекшее за собой массовый рост туризма, подтолкнуло издателя к выпуску справочников, путеводителей, атласов, разговорников. Процветающее издательство вошло в элиту американского бизнеса.

В 1975 году журнал "Popular Electronics" посвятил одну из cover story первому персональному компьютеру, который назывался Altair. В том же номере была опубликована популярная статья о микропроцессорах. Как гласит легенда, прочитав именно этот журнал, Билл Гейтс бросил колледж и начал продавать программы для Altair.

В начале 1985 года Уильям Цифф, сраженный раком, ушел в отставку со всех своих постов в компании. Журналы массового спроса были проданы корпорации CBS, а деловые издания приобрела компания News America. Тем не менее все издания компьютерной тематики прозорливая Ziff-Davis оставила за собой.

В 1994 году Ziff-Davis была продана посреднической компании Forstmann Little, а в 1996 году ее за 2,1 млрд. долларов купил холдинг Softbank. В 1997 году компании Softbank Forums и Softbank Comdex влились в Ziff-Davis и образовали подразделение, которое было названо Ziff-Davis Events.

А вообще, в настоящее время Ziff-Davis состоит из следующих операционных подразделений (компаний):

  • Ziff-Davis Publishing - это подразделение выпускает тридцать периодических изданий на темы компьютеров и hi-tech в США, Великобритании, Германии и Франции; кроме того, на основе лицензионных соглашений издает пятьдесят журналов в других странах.
  • ZD Internet Production - в ее ведении находится сопровождение и поддержка контента Web-системы ZDNet.
  • ZD Television - обеспечивает работу круглосуточного телеканала ZDTV, осуществляет заказные телепередачи на темы компьютеров и Интернета.
  • ZD Events - ежегодно проводит более восьмидесяти деловых и научных мероприятий (выставки, конференции, семинары) на всех континентах.
  • ZD Education - разрабатывает и внедряет инструменты, методики и контент для эффективного обучения компьютерным технологиям.
  • ZD Market Intelligence - подразделение, исследующее и разрабатывающее методы эффективного оперирования на рынке медиа.
  • Service Departments - обслуживающие подразделения: правовая поддержка, корпоративные регламенты и коммуникации, финансы и статистика, кадры, транспорт и т. д.

На что Сон кредиты растратил...

1995 год ознаменовался несколькими эксцентричными выходками набравшего силу (а точнее - банковских кредитов) владельца одиозной японской компании Softbank Масаеси Сона (Masayoshi Son). Провозгласив своей целью овладение всей мировой информационной инфраструктурой, Сон в 1995 году купил за 800 млн. долларов выставку "Comdex". К вящему удовольствию Эдельсона. Но это не утолило аппетитов Сона. В 1996 году он берет новые кредиты и за 2,1 млрд. долларов приобретает мечту своей жизни - издательскую компанию Ziff-Davis. А незадолго до этого вожделенного приобретения Сон для полноты ощущений купил за 202 млн. долларов систему выставок "Ziff-Davis Expos".

Империя была создана. Правда, большинство аналитиков до сих пор задаются вопросом: зачем? Судя по многим приметам, с того самого 1995 года вся жизнь Сона превратилась в сплошное распутывание головоломок в управлении совершенно невероятным и разнородным хозяйством.

Не хватит ни сил, ни времени, ни места описать все пертурбации, которые за три года пережили обширные владения холдинга Softbank. Структура главного достояния Softbank - компании Ziff-Davis - подробно обрисована во врезке. Чтобы представить масштабы деятельности лишь одного подразделения ZD Events, имеющего самое непосредственное отношение к теме этой статьи, приведу названия только основных мероприятий, которых ежегодно проводится более 80 в 18 странах мира и которые собирают более 2 млн. профессионалов (осторожно: это данные самой ZD Events): "Comdex", "NetWorld+Interop", "Seybold Seminars", "Comdex Enterprise", "Learning Technology", "Object World", "Support Services Conference & Expo", "Expo Comm", "CommUnity", "Internet Business Expo", "IT for Wall Street".

... и как их отдавать?

Еще в июне 1997 года в онлайновых изданиях "Forbes" появилась публикация, в которой на основе неких частных мнений проводилась мысль: Ziff-Davis никогда не станет публичной компанией. Поводом для публикации стала череда не слишком удачных попыток выпустить открытые акции такими медиа-компаниями, как Wired Digital и CMP. Тогда действительно напрашивался вывод, что предприятие, в основе которого лежит исключительно создание и распространение контента, не может быть успешным в качестве публичного. Впрочем, этот тезис не опровергнут и по сей день, и события, описанные ниже, скорее подтверждают его. Что же до невероятных взлетов Yahoo! и других онлайновых систем, то это касается бизнеса совсем другого сорта. Итак, перейдем к перипетиям, случившимся вопреки предсказаниям "Forbes"?

18 февраля Softbank впервые официально объявила о том, что ее собственная компания Ziff-Davis намерена стать публичной, выпустив первичные акции на сумму до 500 млн. долларов. Ziff-Davis будет котироваться по спискам Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange). Одновременно Softbank объявила о вхождении в Ziff-Davis предприятий Softbank Comdex и Softbank Forums.

По замыслу Softbank (читай - Масаеси Сона), новое предприятие должно было привлечь 1,5 млрд. долларов за счет первичной эмиссии - и по мере роста акций. Именно такой суммой оцениваются долги Ziff-Davis - главным образом самому холдингу Softbank. Одновременно планировалось получение денег под вексели, долгосрочные банковские обязательства и т. п.

Интересно, что это объявление последовало всего лишь через месяц после того, как сам Softbank начал котировать свои публичные акции на Токийской бирже (Tokyo Stock Exchange), - исключительная мера, предпринятая для привлечения инвестиций. Напомню, что в марте 1997 года общие долги Softbank достигали 5,43 млрд. долларов!

Инициативы начала года, свидетельствующие о том, что холдинг не намерен отказываться от политики скупки других компаний, породили новую волну беспокойства среди кредиторов и инвесторов и вызвали законный вопрос: за счет каких средств? Задолженности Softbank и его предприятий ни для кого не секрет.

Сон, разумеется, уверяет всех в устойчивости финансового положения и в том, что у холдинга сейчас много живых денег. По его словам, предпринимаются меры к повышению эффективности управления конгломератом и усекновении побочных образований. В частности, в марте этого года Softbank продал свою долю участия в компании Softbank Interactive Marketing.

15 апреля Ziff-Davis эмитировала акции на общую сумму 400 млн. долларов. Начальная котировка, состоявшаяся 28 апреля, была установлена на уровне 17 долларов. В течение дня курс вырос на 1,5 доллара. Большинство аналитиков с Уолл-стрит предсказывали быстрый рост курса акций Ziff-Davis, но видавшие виды специалисты Morgan Stanley с самого начала определили как устойчивую котировку не выше 15,5 доллара. После первичного выпуска акций у Softbank осталось 75% участия в Ziff-Davis.

О том, как дело пошло дальше, наглядно показывает график (рис.1) изменения курса акций Ziff-Davis в этом году - от даты выпуска IPO (Initial Public Offerings).

Рис. 1

В августе Ziff-Davis объявила о страшных убытках второго квартала, достигших 76,6 млн. долларов, что составило 77 центов на акцию. За тот же период прошлого года потери составляли 17,4 миллиона. По сравнению с 301,3 млн. долларов год назад, доходы второго квартала упали до 276,5 миллиона.

Устойчиво росли только доходы онлайновой службы ZDNet - они увеличились за год на 53% и составили 12,9 млн. долларов. Издательский бизнес принес Ziff-Davis 210,7 млн. долларов, что на 8,5 миллиона меньше, чем год назад. Доходы от выставок и конференций составили 65,8 миллиона - на 16,3 миллиона меньше, чем год назад.

Наконец, в октябре произошел обвал курса акций Ziff-Davis - сразу более чем на 30%. Явным поводом к тому стали сообщения об увольнении 10% персонала, а также о том, что в четвертом квартале придется в очередной раз взять в долг 50-60 млн. долларов. В качестве одной из мер по сокращению расходов предусматривается закрытие журналов "Equip", "Internet Business" и "Windows Pro"; компания намерена сосредоточиться на своих коронных брэндах - "PC Week" и "Yahoo! Internet Life". Как говорят аналитики, 3-й квартал компания должна закончить с прибылью в 27 млн. долларов. Однако прогнозы на 4-й квартал уже сейчас не внушают оптимизма.

По мнению высших руководителей Ziff-Davis, неудачи вызваны единственной причиной: резким падением объемов рекламы вообще. По словам Эрика Хиппо (Eric Hippeau), CEO Ziff-Davis, объем рекламы, помещаемой компаниями hi-tech в бумажных изданиях, сократился как минимум на 5%.

В этих условиях, учитывая рост популярности онлайновой службы ZDNet, компания собирается эмитировать акции, полностью привязанные к предприятию ZD Internet Production. 20% акций будут сразу же проданы публично, оставшиеся пока останутся в распоряжении Ziff-Davis.

А вообще, в начале октября курс акций Ziff-Davis упал до четырех долларов! Это при том, что при первичной эмиссии они котировались по 17 долларов, а в конце лета достигли высшего показателя - 19 долларов. Риторический вопрос: о сборе каких 1,5 млрд. долларов за счет свободных инвесторов можно говорить в такой ситуации? Похоже, что выход на публику окончился для Ziff-Davis самым плачевным образом. По моему мнению, именно финансовое неблагополучие предприятий Ziff-Davis и всего холдинга Softbank есть глубинная причина (и одновременно - следствие) метаморфоз знаменитой "Comdex". Зарабатывать деньги приходится всеми возможными способами!

Собственно, на этом расследование подоплеки ситуации, в которой оказалась "Comdex", можно и завершить. Однако просто необходимо добавить несколько любопытных штрихов, полнее раскрывающих быт и нравы этого форума.

Тайны больших чисел

Прибыв в Лас-Вегас на легендарной "Серой гончей", я оказался в совершенно незнакомом огромном городе. Никаких карт и путеводителей у меня еще не было, и мне не оставалось ничего другого, как поймать такси. Водитель, явно латиноамериканского происхождения, узнав, что я прибыл на "Comdex", да еще из России, тут же стал травить байки о местных достопримечательностях, а потом не без досады заметил, что от публики, стекающейся на выставку, денег городской казне перепадает не густо. Понятное дело, трудно представить себе интеллигентного китайца или японца, просаживающего свои кровные в казино или борделе. Тем не менее, по словам таксиста, городские власти уже объявили, что на выставку прибудет почти 300 тыс. гостей.

С того момента я никак не могу выяснить, сколько же все-таки людей посещает "Comdex" и сколько фирм там выставляется. Каждый год публикуются самые разные сведения. Например, точно могу указать ряд источников, в которых статистика прошлого года варьируется в совершенно неприличных диапазонах: число посетителей - от 200 до 300 тысяч, число эксгибиционеров - от 2 до 2,5 тысячи! Данные о форуме этого года еще более замутняют картину: в некоторых в публикациях говорится, что выставку посетило 220 тыс. человек, что на 4% (какая точность, а!) больше, чем в 1997 году. Выставлялось 2400 компаний - непонятно, больше их стало или меньше, учитывая указанные выше разбросы. Одним словом, дело темное. И недовольных таким положением дел год от года становится все больше.

Накануне открытия нынешней "Comdex/Fall" чуть ли не сенсацией прозвучали сообщения о том, что IBM, Intel и некоторые другие крупные корпорации от участия в выставке отказались. А уж как активно и та и другая вели себя год назад. У IBM было аж семь площадок! А в проходах павильонов вовсю отплясывали всем известные bunny people!

Напомню, что вышеупомянутое решение было принято и официально оглашено IBM сразу же после подведения итогов прошлогодней выставки. Еще 29 декабря 1997 года пресс-секретарь IBM Джон Буковински (John Bukovinsky) публично сказал, что "Comdex" - пустая трата денег: выставка привлекает совсем не тех людей, которые принимают технологические и коммерческие решения в корпорациях. Тогда же было заявлено о том, что корпорация не будет участвовать в шоу 1998 года.

Объясняя мотивы этого решения, Буковински подчеркнул, что IBM неоднократно в течение многих лет обращалась к устроителям "Comdex" с требованием провести независимый аудит численности посетителей и проанализировать их демографические характеристики. Однако всякий раз это требование игнорировалось.

Формально администраторы выставки соглашались с IBM, что аудит, конечно же, должен проводиться. По их словам, он и проводится, причем регулярно. Как пример упоминались онлайновые отчеты, публикуемые некой компанией Decisive Technologies. Однако IBM выразила сомнения в достоверности этих отчетов, поскольку чиновники из Softbank всякий раз проводили их предварительную цензуру и правку. По словам Буковински, IBM предпочла, чтобы аудиторскую проверку проводила Audit Bureau of Circulation (см. врезку), авторитетная, имеющая незапятнанную репутацию фирма.

Но не следует считать, что "Comdex" этого года стала чем-то особенным в смысле отказа крупных компаний от участия в ней. В прошлом году, к примеру, не было стендов Sun Microsystems, Netscape, Borland, Oracle, традиционно не выставлялась Apple Computer. Однако сам по себе этот факт еще не дает повода для далеко идущих выводов. Важно другое: по некоторым данным, если раскручивать экспозицию на полную катушку, то за пять дней шоу можно влететь на несколько миллионов долларов. Много это или мало? Смотря для кого и зачем. Например, Microsoft, для которой "Comdex" давно стала вассальным владением, миллионов здесь не считает. Но все больше крупных корпораций отказываются участвовать в играх по привлечению внимания публики, - среди тысяч никому не известных, но бойких эксгибиционистов.

Все большую популярность приобретают кулуарные выставки и форумы, для чего арендуется площадь в отелях Лас-Вегаса. Благо весь город - большой конференц-зал. Именно так и поступила в этом году Intel. И нужную публику пригласили, и за вход деньги брали, - а значит, маркетинг достиг цели.

Мы наш, мы новый мир построим!

Каков среднестатистический посетитель "Comdex"? Это молодой житель одной из стран Юго-Восточной Азии, с хорошим техническим образованием, всепоглощающей жаждой успеха и неуемным любопытством. Он любит пиво и гамбургеры. При нем обязательно фотоаппарат или видеокамера и другие новомодные технические штуковинки. Он перемещается по выставке не в одиночку, а обязательно в группе таких же молодых людей. Его английский не поддается дешифровке, но его это совсем не смущает, и он готов часами пытаться поддерживать диалог. Если ему удается проделать это с вами хотя бы десять минут, то вы с изумлением обнаружите, что уже купили у него и фотоаппарат, и авторучку, и еще кучу всякого хлама. Но отступать поздно... Теперь вы обречены каждую неделю получать факсы, письма, проспекты и пр., призывающие вас к сотрудничеству и новым приобретениям.

Со мной в прошлом году (после того как я посетил павильон, где разместились компании с Тайваня) именно так и случилось. Надо сказать, что павильон этот представлял собой наскоро возведенный жестяной ангар. Спустя год уже многие страны - а точнее, компании из этих стран - занимали отдельные павильоны. Взять хотя бы Сингапур: удивительно - крошечное государство с населением 3 млн. человек было представлено двадцатью компаниями! А еще, как мне рассказал Александр Каталов, президент российской компании Elcom и ведущий рубрики "Shareware" в "Компьютерре", посетивший "Comdex" в этом году, между основным зданием "Convention Center" и отелем "Hilton" за год появилось еще одно выставочное сооружение - стационарный павильон немалых размеров. Так вот, он был целиком оккупирован компаниями из стран Юго-Восточной Азии.

Да, прав был Эдельсон, заметивший, что методы дистрибуции изменились. Как отметили ветераны "Comdex", много лет регулярно посещающие выставку, все как-то утратило значение и превратилось в кучу мишуры. Из встречи крутых профессионалов компьютерного бизнеса выставка трансформировалась в шоу для "плебса". Что на подиумах? Лотереи, конкурсы, розыгрыши, танцы, пляски, пение - соло и хором. Тут -для снятия стрессов бросают мячики в корзину (попавший получает плюшевую ящерицу), там - негры скачут и что-то выкрикивают...

Впрочем, пора подвести кое-какие итоги. Существенными факторами, влияющими на метаморфозы "Comdex" в частности и гигантских международных форумов вообще, являются:

  • неэффективность глобальной концентрации средств массовой информации в условиях дальнейшего облегчения персонального доступа к любой информации;
  • концептуальное отставание выставочного бизнеса от предметных технологий;
  • формирование нового типа массового потребителя продуктов высоких технологий.

Это, конечно, не все. Не так просто передать словами тот обжигающий расплав, который сейчас бурлит в горниле социальных и технологических перемен. Порой, размышляя о перспективах и будущем облике "Comdex", хочется плюнуть на это неблагодарное дело и лишь воскликнуть: "О дивный новый мир!"

 

Бюро аудита распространения (ABC - Audit Bureau of Circulation) - добровольное объединение представителей рекламодателей (индустриальных компаний), рекламных агентств и медиа всех видов. Оно основано в США еще в 1914 году. Его задача - проводить независимую оценку основных показателей деятельности прессы. Главный принцип ABC: давать факты, но не выводы. На протяжении уже 84 лет ABC является самым авторитетным органом для суждения о деятельности того или иного издания. На сайте ABC можно немедленно получить выходные данные более чем 3,5 тыс. периодических изданий США.

Появление Интернета как среды публичной информации внесло серьезные изменения в деятельность ABC. Подразделение ABC Interactive уже три года проводит анализ активности таких популярных сайтов и порталов, как AOL, CNN, Pathfinder, PointCast, Yahoo!, Yahoo! International.

Специальное подразделение Expomark занимается выставками и другими форумами. Коллективные мероприятия ранее считались эффективным инструментом целевого маркетинга. Однако объективная основа для оценки этой эффективности далеко не всегда доступна. Устроители форумов умышленно называют те цифры, которые им выгодны. И ABC открыто заявляет, что многие организаторы выставок препятствуют представителям бюро в сборе данных и проведении процедур анализа статистики.

Международная федерация бюро аудита распространения (IFABC - International Federation of Audit Bureau of Circulation) является коллегиальным органом национальных бюро. Как упомянуто выше, первое национальное бюро было учреждено в США в 1914 году. В 20-30-х годах подобные организации появились и в других странах. Сама IFABC была основана в 1963 году на 13-м Международном конгрессе ассоциаций рекламодателей, который состоялся в Стокгольме. Там же был принят устав и утверждены принципы деятельности федерации. В настоящее время в IFABC входят национальные бюро аудита из 31 страны. Из стран Восточной Европы представлены те, которые твердо стали на путь, ведущий к цивилизованному обществу, и намерены войти в Европейское сообщество: Венгрия, Польша и Чехия. Представителей от России в IFABC нет.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.