Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Начало пути

Архив
автор : Андрей Акопянц   08.12.1998

26 ноября в Санкт-Петербурге состоялась конференция "Электронная коммерция". Ее организаторами выступили петербургские компании Admin и "Аркадия". По-видимому, это первое собравшее широкую аудиторию мероприятие по данной тематике, проходившее не в Москве.

На конференции были затронуты все традиционные темы, относящиеся к электронной коммерции. Интернет-магазинам были посвящены доклады компании "РекСофт" (СПб), создателя известного книжного магазина "о3он" (www.o3.ru), и издательства "Символ Плюс" (СПб) - владельца магазина "Все книги России" (www.books.ru).

Магазин "о3он", по-видимому, следует сегодня признать одним из лидеров розничных Интернет-продаж в России. Его разработчикам удалось создать красивый и удобный сайт, где можно получить много интересной информации о книгах и фильмах. Реализовано большое количество вариантов оплаты и доставки товара, начиная от почтовой посылки с оплатой наложенным платежом и заканчивая оплатой по кредитным картам через "КиберПлат" и доставкой международной курьерской службой DHL. "о3он" - единственный российский проект, разработчики которого не постеснялись вынести на публику данные об объеме торговли. Сегодня магазин обрабатывает более ста заказов в день, и его услугами уже воспользовалось свыше 3000 покупателей. Но успех дался достаточно дорогой ценой: трудоемкость проекта составила более 30 человеко-лет, и в настоящее время на него работает свыше 30 человек - разработчиков, журналистов и сотрудников издательств. Проект продолжает развиваться: недавно "о3он" открыл курьерскую доставку по Москве, ведется работа над созданием системы оплаты заказов через Сбербанк.

О средствах разработки Интернет-магазинов рассказали представители известных московских компаний TopS (www.tops.ru) и "Гарант-парк" (www.park.ru), и пока менее известной питерской фирмы "Аркадия" (www.arcadia.spb.ru). Значительный интерес вызвала разработанная "Аркадией" система создания Интернет-магазинов, интегрированная с популярной бухгалтерской и торговой системой "1С", выступающей в качестве бэк-офиса магазина. "Аркадия" также ведет сервер www.magazin.ru, содержащий каталог российских электронных магазинов. Практически все выступавшие предлагали программное обеспечение, услуги и возможность аренды места в своих торговых рядах.

Отдельный блок был посвящен системам оплаты в Интернете. Там выступили представители банка "Платина" (Москва) со своей системой "КиберПлат" (www.cyberplat.ru), банка "Таврический" (СПб), представлявшего проект системы электронно-наличных расчетов PayCash (www.paycash.ru), и компании "ВэбПлас" (СПб) (www.wplus.net), создавшей платежную систему совместно с санкт-петербургским Промстройбанком. Похоже, что в российском Интернете оплата покупок со своих банковских счетов и кредитных карт уже становится реальностью. Некоторое опасение, правда, вызывает юридическая незащищенность используемых схем расчетов от мошенничества как со стороны продавцов, так и покупателей. Если на Западе для получения Merchant Id, дающего магазину право требовать списания денег со счета покупателя, нужна солидная кредитная история, то у нас сейчас для этого достаточно уставных документов юридического лица.

Именно юридическим проблемам был посвящен завершающий блок официальной части конференции, где выступили известные специалисты по "электронной юриспруденции" Нина Соловьяненко (Институт государства и права) и Александр Глушенков (группа "Платежные системы в Интернет"). Докладчиками было отмечено, что, несмотря на отсутствие законодательства об электронных документах и платежах (его разработка давно, но пока безуспешно ведется в Государственной думе), многих потенциальных коллизий при электронном совершении сделок вполне можно избежать, если грамотно прорабатывать юридические схемы.

В ходе неформального общения родилась идея создания "российского общества электронной коммерции". Такая организация могла бы способствовать объединению усилий в этой области и представлять интересы российских компаний на международной арене. Попытка самоидентификации и самоорганизации - это свидетельство определенного уровня развития области. Приятно констатировать, что электронная коммерция в России уже достигла этой стадии. Осталось дождаться того, чтобы она стала действительно коммерцией - то есть способом зарабатывания денег, так как на сегодняшний день, по-видимому, еще ни один Интернет-магазин в России не вышел на самоокупаемость. - А.Ак.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.