Ярмарка нянек, или Шахматный университет миллионов
АрхивВ очередной раз убедился - не буди лихо, пока оно тихо. В прошлой колонке написал я о желании сделать обзор шахматных программ. Написал для примера: мол, и я бы мог пользу принести, кабы захотел, решать пример не собираясь нисколечко. Не моя-де ниша. А буквально на следующий день (после написания, не публикации!) звонит товарищ с просьбой порекомендовать что-нибудь для сынишки, которому вдруг загорелось стать чемпионом.
- Со мной играть - только руку портить. Уж посоветуй - чтобы сильная, не заумная и толково учила...
Судьба!
Цель, которую ставили создатели шахматных программ, - победить чемпиона мира, - достигнута. Finita? Как бы не так! Чтобы соревнование продолжалось, нужно дать окрепнуть проигравшей стороне - человеку. И сейчас шахматные программы этим и занимаются - готовят белковых мастеров. Новая цель - "всемерная популяризация шахматной игры среди широких масс населения".
Программ много, на любой вкус и достаток. И действительно, какую выбрать? Сразу семь? Боязно за зрение.
С потребительской точки зрения имеющееся многообразие следует хоть как-то классифицировать.
Начну с корифеев - "Fritz", "Genius", "Hiarcs", "MCPro", "Rebell"; среди них пристойно выглядит и отечественный "Дракон". Сильны они, спору нет. Качественный скачок наступил в середине девяностых, когда их шахматная мощь достигла 2450 пунктов коэффициента Эло при классическом контроле времени. Это - уровень хорошего мастера. Сейчас прирост количественный, причем количества не так и много, от версии к версии мощь возрастает на 10-20 пунктов.
Программы эти сродни болидам "Формулы-1". Ничего лишнего! Работать предпочитают в DOS, размера самого небольшого, безо всяких украшательств, трехмерная доска - и та не всегда есть. Рассчитаны на тех, кто ради силы готов мириться с аскетичностью, на шахматных профессионалов, честолюбивых кандидатов в мастера спорта, собственно мастеров и, разумеется, гроссмейстеров.
Неутомимый, неподкупный, неболтливый аналитик, въедливо ищущий дыры в, казалось бы, безупречных заготовках, спарринг-партнер, не дающий расслабиться, режущий правду-матку в лицо - и всего за 50-80-100 долларов!
Обыкновенных любителей "профессиональные" программы могут учить шахматам лишь одним способом - смертным боем. Начинающему шахматисту выбирать спарринг-партнера среди них столь же похвально, как начинающему боксеру - чемпиона-тяжеловеса. Череда моральных нокаутов способна отвратить от шахмат надолго, если не навсегда. Но для сильных духом...
Сам я играл с большинством из них. Время от времени делал ничью. Пару раз даже выиграл - впрочем, брав ходы обратно. Ничего...
Вторая группа - программы развлекательные, бьющие на эффект. Порой добрые люди разыгрывают костюмированные представления - "живые шахматы", в которых есть королевы и рыцари, поединки и смерть. "Battle Chess", "Terminator 2 - Judgment Day Chess War", "Chess kids" и им подобные позволяют наблюдать представление хоть ежедневно - в интерьерах "Звездных войн", "Терминатора", "Юрского парка" - да где угодно. Порой представления эти забавны и не лишены остроумия - если смотреть единожды. Но играть постоянно... Тормозит и отвлекает. К тому же если вашему ребенку понравятся битвы, то, скорее всего, из шахмат он плавно погрузится в "Doom".
И наконец, третий вид программ - домашние тренеры и шахматные школы. Они, действительно, стараются обучить шахматной премудрости во всех ее проявлениях, - начав с азов, "кто куда ходит", переходят к усвоению тактических приемов и дальше - к вершинам шахматной стратегии. Работать они стараются всяк на свой манер: например, в "Kasparov's gambit" Гарри Кимович из специального окошка смотрит и комментирует вслух партию за партией, пока вы карабкаетесь вверх по лестнице, ведущей вверх (что для нынешних лестниц - редкость), мимо Неандертальца, Сталина и Мао Цзедуна - к Эйнштейну и самому Каспарову. Учить берется и Джеймс Роберт Фишер ("Bobby Fisher Teaches Chess"). Есть еще "Championship Chess", "PowerChess" и многие другие.
Особо стоит упомянуть компанию Mindscape, которая, похоже, вознамерилась стать в шахматном мире тем, чем стала Microsoft в мире обыкновенном. За двенадцать лет пройден путь от скромного "Chessmaster 2000" до хита 1998 года "Chessmaster 6000". Это уже не школа, а целый университет. Курсы лекций, шахматная энциклопедия, солидная база данных, выход на шахматные серверы, учет и контроль успехов подопечного, имитация стиля игры лучших шахматистов всех времен и народов, дебютный тренинг и прочая, и прочая, и прочая... Характерны и запросы к "железу". Если "Hiarcs" умещается на дискете и работает практически на любой машине, то "Chessmaster 6000" просит быстрый Pentium, видеокарту покруче, памяти побольше, да и места на диске займет изрядно - причем основной объем останется на двух компакт-дисках. Стремление "быть всем" даром не дается!
Что влияет на силу программы? Анализ позиций проводится путем полного и выборочного перебора. Выборочный перебор обыкновенно ведется на глубину в шесть - двадцать полуходов, оцениваются форсированные варианты и те, которым отдают приоритет составители программ. Полный перебор, как его ни ругают, вносит основной вклад в игровую мощь. Одна и та же программа, играя сама с собой на глубину "один ход полного перебора плюс десять ходов выборочного" против "три хода полного перебора и ни одного хода выборочного", проиграет вчистую (проверено на "Chessmaster 5000", соотношение 0:10).
Следовательно, чем больше позиций оценивается, тем лучше? Не обязательно. Имеет значение качество оценки, совокупность параметров, по которым она оценивается. Можно считать только материал, а можно - еще и оценивать безопасность своего короля, возможность атаки на короля противника, владение центром, наличие пешечных слабостей... Ясно, что количество рассмотренных позиций во втором случае будет много меньше, но я бы знал, на кого поставить последнюю (июньскую) врачебную зарплату.
При прочих равных условиях, разумеется, количество рассмотренных позиций является главным фактором, определяющим шахматную силу. Отсюда - чем быстрее процессор и чем больше объем ОЗУ, тем сильнее играет программа.
С процессором - очевидно. Правда, к великому сожалению, увеличение производительности в десятки раз дает прирост шахматной силы всего лишь на несколько процентов: если на 386 DX40 расчет идет на глубину в семь полуходов, то на Pentium II 233 - на восемь.
Поскольку к одной позиции можно прийти разными путями, оцененные позиции заносятся в особые hash-таблицы, размещаемые в ОЗУ, чтобы меньше делать зряшной работы. Особенно заметен эффект таблиц в анализе, когда на ход отводится час - другой времени.
Чтобы выжать из программы все, на что она способна, запускайте ее в той оперативной системе, для которой она разработана. DOS - так в DOS и идите, если Win 3.1, то в Win 95 она работает на 10-15 процентов медленнее.
И, наконец, последнее. Крайне желательно знать английский язык. Или пригласить программу - учителя языка.
Как говаривал один известный шахматист, "учиться, учиться и учиться!"