Онлайн-тусовки
АрхивЛегко действующему президенту, который может заставлять людей работать на себя - если не бюджетными деньгами, так используя силовые органы. Гораздо труднее будущему президенту: он должен уговорить население пойти голосовать и проголосовать именно за него. Для такой крупномасштабной организации нужны большие деньги. И избирательская элита скидывается на избирательную кампанию будущему президенту. В этом-то вся закавыка: как уговорить никак не зависящих от тебя людей не просто проголосовать "за", но и заплатить за это?! Поэтому любая политика начинается с тусовки, в недрах которой и происходит процесс убалтывания и утрясывания будущих "стройных рядов" и "единых сил".
Предприятия, впрочем, имеют ту же задачу. Им важно уболтать людей до такого состояния, чтобы люди отдали свои деньги за их продукты и услуги, а в случае трудностей, кризисов и испытаний жалели их и поддерживали, разделяя все тяготы и невзгоды. Каждое предприятие мечтает о своей тусовке и приглядывается к Интернету как возможности эту тусовку завести.
Прошли времена, когда интернетчики (не путать с интернетовцами) легко получали от предприятий деньги путем произнесения магического заклинания "Internet, intranet, extranet". Прошла мода, а с ней - и сверхприбыли. Началась рутинная работа, прибыли заметно уменьшились. А остромодным стало заводить и поддерживать online community. Впервые заговорили не столько про серверы и апплеты, сколько про людей.
В Сети слова "online community" обозначают самые разные явления.
Например, www.geocities.com, www.tripod.com больше представляют собой виртуальные населенные пункты. Кем-то выделена "земля", которая заселяется полуслучайными людьми и бизнесами. Эти люди и бизнесы и называют себя "community" - община, сообщество. С точки зрения землевладельца это, безусловно, сообщество, но сами жители таких онлайн-поселений на своих соседей-сообщников плевать хотели, и в гости друг к другу они ходят редко. На такой Интернет-хостинг бизнес все больше и больше претендуют Интернет-порталы, про которые нужно рассказывать совсем отдельную историю.
Еще один вариант - networking community. Так называются проекты, когда "физические" соседи вдруг решают обзавестись общей локальной сетью или (сейчас чаще) Интернет-сайтом, посвященным проблемам данной местности. Границы местности могут быть разными - от маленького квартала до небольшого города.
Но самое интересное начинает происходить с онлайн-тусовками. Исторически они появились в Usenet, и до сих пор поиск в Интернете по словам "online community" выдает множество ссылок на материалы прошлых лет, описывающих "тусование" в 50 тыс. дискуссионных групп этого Всемирного Форума. А самый писк моды - дискуссии, обсуждающие связь online community и brand loyalty, связь между тусовкой и приверженностью к торговой марке. Очень, понимаешь, хочется, чтобы у каждой фирмы были фэны ("болельщики"), которые бы тусовались на Web-сайте компании, а заодно бы:
- вербовали новых сторонников торговой марки, разгружая отделы маркетинга и public relations;
- отвечали на вопросы новичков, разгружая службы технической поддержки;
- давали конструктивную критику "своих" товаров и услуг, своевременно извещали о достижениях конкурентов, генерировали идеи новых товаров и услуг, разгружая исследовательские отделы;
- поддерживали курс акций в сложных ситуациях, разгружая финансовые службы.
Идея казалась настолько привлекательной, что за последние пару лет практически все уважающие себя фирмы оборудовали свои сайты тусовочным инструментарием (гостевыми книгами, форумами, чатами, списками рассылки новостей) и начали ждать прихода тусовок.
Но случилась неожиданность: в Web-скворечниках вместо скворцов поселялись облезлые хакерские коты, в Web-синичниках вместо синиц заводились только ламерские воробьи, в собачьих Web-будках не появлялось вообще никого. Никаких дискуссий по товарам и услугам, никаких обсуждений пресс-релизов, полное молчание по поводу последних выложенных на сайт новостей. Анкеты, вестимо, не заполняются, в Web-голосованиях принимает участие всего десяток-другой человек вместо ожидаемых десятков тысяч.
При попытках осознать этот феномен произошел перенос акцента с тусующихся на тусующих. Если раньше Web-дизайнеры обсуждали систему "интерактивные сервисы - тусующиеся", то сейчас Web-управленческие консультанты начали обсуждать систему "тусующие - тусующиеся".
А инструментарий?! Ну, тусовки живут и в группах Usenet... Было бы понимание, а инструментарий найдется.
Качественная тусовка зарождается только там и тогда, где и когда появляются заинтересованные в предмете тусовки люди. Если фирма заинтересована в появлении своих фэнов, она должна работать с людьми, а не с программным обеспечением. Web-управленческие консультанты, пожалуй, тут более полезны, чем Web-дизайнеры (см., например, сервисы www.nua.ie). И эти управленческие консультанты тут же начали выделять следующие позиции в фирме, желающей обзавестись собственной онлайн-тусовкой:
- евангелист,
- редактор,
- модератор,
- администратор.
В этом месте все задают вопрос о евангелисте. Отвечу косвенно: когда я делал в "Либертариуме" раздел "Регулирование и экономика СОРМ" (www.ice.ru/libertarium/sorm), первые два месяца работал преимущественно в позиции евангелиста. Сайт быстро набрал более мегабайта полезной информации, множество людей участвовало в дискуссиях, объем переписки по данной теме составлял 30-40 писем в день. Потом я перешел в позицию редактора. Объем переписки быстро снизился до 2-3 писем в день, дискуссии засохли, комментарии почти исчезли, хотя сайт вполне жив.
Особо хочется подчеркнуть различие между программами для онлайн-тусовок и системами для групповой работы. Системы поддержки групповой работы эффективны, когда известны общая цель и состав команды, которая эту цель будет достигать. Ключевые слова для групповой работы - управление и контроль. А в тусовках цель - тусоваться, причем границы команды весьма размыты. Ключевые слова для подобных "групп" - соучастие, влияние. Понимая это, можно думать и о программном инструментарии, удобно поддерживающем различные "коммунальные" процессы.
В России уже есть несколько проектов по созданию online community, и их число неуклонно растет. Собственно, сайт "Компьютерры" www.computerra.ru - как раз такой проект, и сотрудники еженедельника потихоньку осваивают премудрости онлайновой ипостаси редакционной деятельности.