Волятильность и законы физики
АрхивФинансовые рынки в смятении. Русские и индонезийцы проклинают нас, мы проклинаем их. Президент Клинтон со всей серьезностью решил "загасить пламя международного финансового кризиса". Ему это не удается.
Финансовые рынки в смятении. Русские и индонезийцы проклинают нас, мы проклинаем их. Президент Клинтон со всей серьезностью решил "загасить пламя международного финансового кризиса". Ему это не удается.
Финансовая нестабильность не собирается спадать, она будет все сильнее влиять на компании, отрасли и нации. Этот прогноз, по моему скромному мнению, следует из законов физики. Однако диверсифицированные инвесторы, которые могут переварить финансовую турбулентность, будут преуспевать как никогда.
Факт номер один - ликвидность. Персоналка, зацепленная в Сеть, плюс WWW сделали перемещение капитала простым и легким. Интерфейс между инвестором и глобальными финансовыми рынками свелся к нескольким кликам мышью.
Расценки на брокерские услуги упали недавно на 90 процентов и вскоре упадут еще на 90. Если привлечь физическую метафору, можно сказать, что финансовая система потеряла вязкость. Вчерашний финансовый кисель сегодня течет, как вода.
Факт номер два - инерция. Через глобальный финансовый трубопровод проносятся все большие объемы капитала со все возрастающей скоростью. Частично тому причиной исчезновение многих политических и юридических ограничений, частично - то, что капитала становится все больше, несмотря на недавние сложности.
С уменьшением вязкости и увеличением инерции потоки жидкости склонны переходить от стабильного к нестабильному состоянию. Струя воды из вашего крана превращается из ламинарной в турбулентную, как только вы откручиваете ее на всю катушку. Так ведет себя любая жидкость, текущая по трубам, желобам, винтам и крыльям. Волны, всплески, удары увеличиваются с увеличением массы и скорости и уменьшением трения. Мед стекает медленно и спокойно, а быстро текущая вода или воздух булькают, хлопают и журчат. Брейкеры и правила торгов, ограничивающие использование программ, - это невежественные попытки регуляторов вставить заслонки и муфты в трубы при уже почти полном отсутствии трения.
Технологии, дестабилизирующие финансы целых наций и отраслей, с очевидностью дестабилизируют и отдельные компании. Падение котировок акций Amazon.com столь же предсказуемо и логично, как торнадо. Ветер перемен, растрепавший сегодня компании, акциями которых торгуют на Nasdaq, через несколько лет пройдется и по пятистам крупнейшим компаниям из индекса S&P.
Долговременные исторические тренды - плохой ориентир в новом окружении. Когда масштаб вещей резко изменяется, фундаментально изменяются и силы, приводящие их в движение. Поверхностное натяжение воды жизненно важно для любого водного насекомого, но ничего не значит для моторной лодки.
Бури не случаются в стакане воды, они происходят в гораздо больших системах, которыми правят совсем другие физические силы. По аналогии, местные интересы и уровень занятости уже не являются фундаментальным фактором, которым были когда-то; вполне может быть, что они не значат уже почти ничего.
И уж наверняка наблюдения за стаканом воды или водопроводным краном не помогут вам предсказать завтрашнее значение индекса Nikkei.
Мелкие детали турбулентных систем по определению непредсказуемы. Однако даже турбулентные потоки показывают устойчивые структурные характеристики и тренды. Мы знаем, что свободные рынки склонны в среднем расти из десятилетия в десятилетие, мы, в общем-то, знаем, почему и можем спокойно предположить, что капиталистический рост будет продолжаться. Важным новым фактором является то, что, видимо, турбулентность тоже будет продолжать расти. Общий поток будет нарастать, но волнения и пены тоже прибавится.
Разумеется, сегодняшняя финансовая турбулентность - лучший предвестник завтрашнего процветания. В то же время, сама по себе турбулентность - растрата ресурсов, поскольку она просто рассеивает энергию. Но, как и банкротства, турбулентность - здоровый симптом динамики капитализма. Именно ликвидность и финансовая инерция делают рынки честными, эффективными и прогрессивными. Самый очевидный факт, касающийся многих рынков прошлого, - то, что они не были достаточно турбулентны.
Социализм, протекционизм и клановый капитализм сохраняли рынки стабильными и стагнирующими. Большая инерция и низкая вязкость создают турбулентность, но, что более важно, они создают подъем.
Итак, мой подробный, но вполне текучий прогноз. Все больше рынков будет подниматься и падать в будущем. Все больше подобных цунами шоков, все больше волятильности, везде без исключения. Но, в конце концов, в среднем по времени и пространству - больший подъем, большая прибыль, большее процветание. Удачи дэйтрейдерам - им она понадобится. Но диверсифицированные лонгтермеры обойдутся и без нее.
© 1998 by Peter Huber
© 1998 by Forbes Magazine
Пер. с англ. - М.О.
|