Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Реальный сектор

Архив
автор : Максим Отставнов   01.12.1998

"Реальный сектор" - точнее, его якобы то ли отсутствие, то ли недостаток - стало "металлом и жупелом". При этом вдалбливается равенство "реальный сектор = производство". Эту идеологему надо разбить.

Реально не производство само по себе. Реален прежде всего обмен. Обмениваться можно, и не производя, а вот производить, не обмениваясь, - затруднительно.

Производство реально лишь в той мере, в которой включено в обмен и подчинено ему. Кстати, промышленное производство - это и есть, вполне по Марксу, массовое изготовление с целью выброса на рынок, поэтому те, кто говорит, будто при коммунизме было промышленное производство, а потом его, дескать, разрушили, просто недоучились. Своему марксизму.

Про российские банки - "непроизводственную сферу" - было сказано много неправды. Банки - один из немногих секторов, которым удалось организовать производство реальных услуг, то есть услуг, которые покупались в конкурентной обстановке. Банки "вырезали" в постсоветском (бес)хозяйственном пространстве реальные фрагменты, в которых их услуги находили спрос, - прежде всего, реальную торговлю (в наших условиях - в основном, экспорт сырья и импорт потребительских товаров). Реальный сектор - добровольный обмен товарами и услугами - рос все последнее десятилетие. Благо, рос практически от нуля.

Банкиров долго уговаривали и принуждали заняться остатками индустрии, а когда они начали реально это делать - брать контроль в свои руки и пытаться перестраивать производство, делая его реальным, и управлять им - обозвали обидной кличкой "олигархи".

Сегодня их крепко пришибло правительство, и что в этой новой ситуации реально определяет целостность страны, я не знаю. Боюсь, что ничего. Разве что - транспортные системы и энергетика, куда и сползает реальная власть от московских банкиров, работавших в национальном масштабе. Точнее, та ее часть, которая не попадает в руки "местных" - вечно голодных региональных властей.

На сайте "Компьютерры" открылся форум "Инвестируем онлайн" (www.computerra.ru/forums/invest). Хороший (на честную "пятерку") вопрос пришел по почте: "А что такое инвестиции?" Давайте попробуем разобраться, тем более что инвестиции - это второй реальный хозяйственный процесс.

Хозяйство как целое - это популяция хозяйственных единиц (хозяйствующих агентов, как угодно), которые тяготеют к двум типам: производственные и потребительские.

"Производственные" единицы поставляют на рынок свои продукты и потребляют разнообразные ресурсы; не в последнюю очередь - людские. Производственные единицы - это организации различных форм собственности.

"Потребительские" единицы тоже производят и тоже потребляют. Потребляют колбасу, сникерсы, музыкальные компакт-диски и весь остальной миллион позиций ассортимента "товаров народного потребления". Производят же они людской ресурс. Для потребительской единицы нет привычного названия по-русски, я назову ее домохозяйством (от англ. household, что можно перевести и как "домовладение").

В нормальном растущем "капиталистическом" хозяйстве производственные единицы - "жадные", а потребительские - "скупые". Компании агрессивны, они потребляют больше, чем производят. Домохозяйства производят больше, чем потребляют. Компаниям нечем восполнить нехватку, кроме как занять ресурс у домохозяйств. Домохозяйствам, в общем-то, нечего делать с избытком, кроме как одолжить их компаниям. (Разумеется, компании могут занимать друг у друга, и домохозяйства могут одалживать друг другу, но какое нам сейчас до этого дело?)

Этот процесс передачи домохозяйствами компаниям ресурсов может принять денежную форму, и тогда он называется инвестированием. (Он может принять и натуральную форму без изменения характера всего хозяйственного процесса - в России реквизиция и продразверстка в техническом плане служили делу индустриализации ничуть не хуже, чем рынок капитала - в западных странах).

Вторым реальным процессом я назвал инвестирование потому же, почему первым назвал обмен. По сути, инвестирование - тоже обмен, но растянутый не в пространстве, а во времени.

И здесь появляется рынок реальных услуг "транзакционного" (финансового) сектора. Финансы предлагают в качестве такой услуги организацию и поддержание каналов инвестирования, состоящих из инструментов и соответствующих им институтов.

Выбор придуманных до сих пор каналов достаточно широк - от вклада в банк, который принимает решения об инвестировании в ту или иную компанию, отрасль или регион, до принятия таких решений самостоятельно при формировании своего портфеля через электронную брокерскую контору.

Чтобы "примерить к себе" эту довольно абстрактную схему, нужно, разумеется, понять, в каком качестве вы входите в ее реализацию. И - с кем вы взаимодействуете в ходе ее реализации. Еще недавно иллюзия стабильности позволяла говорить о достаточно широком выборе инструментов инвестирования - например, о вкладах в местные комбанки или игре на отечественных квазиинструментах (типа ГКО или "красных фишек" крупных российских компаний).

Сегодня выбор сузился - инвестиционные возможности сводятся к покупке наличной валюты западной страны (при этом косвенно инвестируются все компании, инкорпорированные в этой стране через кредитование ее центрального банка/правительства) или открытию счета в западном финансовом институте - от банка или инвестфонда до электронной брокерской конторы (косвенно или прямо инвестируются конкретные компании).

Весь этот "капитализм как он есть", между прочим, развитием информационных технологий ставится под вопрос. Элементарные субъекты экономических отношений - люди - склонны агрегироваться в коллективы (будь то производственные коллективы фирм или семьи - как "ячейки общества") по мотивам прежде всего экономии. А дешевая вычислительная мощность и пропускная способность коммуникационных систем в больших количествах позволяют снизить издержки коммуникации и учета до такой степени, что экономия эта становится несущественной.

И здесь возникает парадокс: когда и производственная, и потребительская единицы "разукрупняются" до одного отдельно взятого человека, как нам различить собственно производственное и потребительское? Получается, что хозяйство в целом уже невозможно представить в виде "поляризованной" на потребительскую и производственную части систему; скорее уж - как сеть принципиально однородных агентов, связанных друг с другом огромным количеством отношений.

Можем ли мы и должны ли мы продолжать называть передачу ресурса и возникновение задолженности между двумя однородными агентами "инвестицией"? Тоже хороший вопрос, но это уже совсем другая сказка.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.