Грош цена
АрхивЭто не прусский солдат победил австрийского,
это прусский учитель победил австрийского.
Бисмарк
Помнится, еще в самом начале перестройки, когда только-только было разрешено публиковать "крамольные" вещи, одна газета решилась опубликовать такой рисунок. На помойке в пищевых отбросах роются Маркс, Энгельс и Ленин. И Владимир Ильич говорит: "Но согласитесь, батеньки, идея-то была хороша!"
Ох, и до чего хороша идея советского образования! Выпустить грамотную, во всех отношениях гармонично развитую личность. В результате любой, окончивший советскую школу не на двойки, всерьез считает, что он и есть та самая гармоничная личность, имеющая в этом мире особое предназначение.
Как вы думаете, почему у нас грязные туалеты, хамливые продавщицы и наглые чиновники?
От бескультурья?
Да нет, господа!
Пройдите по московским супермаркетам и посмотрите в глаза продавщиц. Во всех застыл один и тот же тоскливый вопрос: "Я, гармоничная, развитая во всех отношениях личность, вынуждена стоять за этим паршивым прилавком! Разве в этом мое предназначение в жизни?" Выпускник советской школы действительно не допускает мысли о том, что его жизненное предназначение - быть продавцом, официантом или постовым милиционером. И потому он никогда не будет выполнять функции официанта, продавца и прочих должным образом. Не так давно один коммерсант-идеалист плакался мне, что подумывает о том, чтобы нанимать персонал для своих магазинов в Европе. Ну не тянет местный, и все тут!
Кто сказал, что объем необходимых знаний, даваемых нашей школой, выше, чем где бы то ни было в мире?
С каких это пор знание меряется объемом, словно нефть или спирт?
Я учил английский одиннадцать лет. Пять - в школе, пять с половиной - в институте, полгода - самостоятельно. За десять лет школьно-институтского образования я усвоил несколько тысяч английских слов, зазубрил все правила грамматики и приобрел стойкую уверенность в том, что у меня совершенно нет способностей к иностранным языкам. Весь мой школьно-институтсткий багаж знаний не позволял ни читать, ни писать, ни, тем более, общаться по-английски. И лишь став "выездным" и попутешествовав по белу свету, я понял: достаточно всего недели, чтобы безо всяких преподавателей освоить любой индоевропейский язык в степени, достаточной для того, чтобы общаться на элементарном уровне в гостинице, магазине, ресторане... И дело тут вовсе не в моем языковом кретинизме, а в советской методике преподавания, которая была направлена на то, чтобы окончивший школу/институт не только не знал бы языка, но и навеки лишился бы любого намека на желание изучать таковые.
Кто-то недавно сказал по телевизору, что банковская система - это костяк государства. Ерунда! Костяк государства - это система образования. Ибо государство - это люди. Каковы люди, таково и государство.
И раз за семьдесят с лишним лет своего существования это государство со всей своей мощной образовательной системой не смогло воспитать для себя самого даже одного-единственного человека, достойного возглавить страну, то грош цена и этой стране, и этой системе образования.
Пишите письма: aship@computerra.ru
P. S. А английский я выучил заново, с нуля. И лишь тогда, когда заставил себя забыть то, чему меня учили в школе.
Андрей Шипилов