Образование: между вчера и завтра
АрхивНеприятности начнутся в восемь.
Марк Твен
Итак, вы решили стать программистом, нашли институт, который готовит инженеров или бакалавров по выбранной специальности, и даже поступили в него. Насколько велики у вас шансы успешно завершить образование и стать действительно специалистом?
Преподаватели - кто они
Престиж преподавателя вуза сегодня низок, как никогда. Опускать его (прошу не путать с известным тюремным термином) начали еще в 30-е годы. Вспомните фильмы с чудаковатыми (а скорее - придурковатыми) профессорами, совершенно не приспособленными к реальной жизни, и их молодыми учениками, которые все как один оказывались гнусными врагами народа. Дальше - больше. Известная фраза из чудесной сценки Жванецкого стала для многих людей единственным источником знаний о том, кто такой доцент. В последние годы престижность преподавательской деятельности сильно упала, и ее можно сравнить разве что с трудом рельсоукладчика, где, как известно, в России работают одни только женщины. Аналогичная ситуация наблюдается сейчас и в институтах. И дело здесь не только в феминизации общества, но и в том, что все меньше и меньше мужчин хотели бы работать здесь за весьма скромные деньги. Пресловутый указ номер один, который должен был поднять среднюю зарплату в вузах до среднего уровня ее в промышленности, никто никогда и не собирался выполнять. Впрочем, никто не ляжет и на железнодорожные рельсы.
Почти все, кто мог устроиться где-то в другом месте, за последние пять лет из вузов ушли. Например, в родной академии в течение двух месяцев из ИВЦ один за другим исчезли все без исключения сотрудники мужчины. И это не удивительно, поскольку если зарплата доцента со всеми надбавками за вредность, ученую степень и прочее составляет чуть больше ста долларов, то инженер не получает и пятидесяти. К тому же и эти копейки (извините, центы) в последнее время выплачивают весьма нерегулярно.
Так что же, преподаватели - люди ни на что другое не годные и ничего, кроме как учить других, не умеющие? Неужели правы американцы с их любимой пословицей: "Кто умеет - делает, кто не умеет - учит!" Отчасти это действительно так. Но с другой стороны, существует ряд людей, которые по-настоящему любят свою профессию и готовы работать практически безвозмездно. Вспомните, ведь Сократ не брал со своих учеников денег за учебу. Правда, по этой причине у него были постоянные конфликты с женой, непонятно почему вошедшей в историю как символ сварливости (представьте себя и вашу подругу в такой ситуации). Судя по всему, российское правительство солидарно с Сократом и решило в очередной раз сократить расходы на образование, частично переложив их на и без того пустые местные бюджеты.
В какой-то мере ситуацию спасает то, что многие преподаватели основные доходы получают от какого-либо коммерческого или другого вида деятельности, а преподают действительно "из любви к искусству" или из опасения, что к власти опять придут коммунисты. Но ведь все это в любом случае снижает качество обучения и не может продолжаться вечно. А пока, ввиду отсутствия конкуренции, продолжается процесс старения преподавательского состава с одновременным оттоком молодых и не очень молодых специалистов.
Думаю, печальное положение (как студентов, так и вузов) хоть как-то можно облегчить, если ввести платное государственное образование. Дело в том, что сейчас государственные вузы в дополнение к плановому набору студентов имеют право принимать любое число учащихся на платной основе. Плата устанавливается вузом самостоятельно (при этом, конечно, приводятся соответствующие экономические расчеты, но реально цена определяется, исходя из спроса и предложения). В академии, где работает автор, эта сумма в прошлом учебном году составляла около 1400 рублей за семестр, а в ряде престижных московских вузов она доходит до нескольких тысяч долларов. Естественно, что первая из указанных сумм не покрывает расходов на обучение, но, тем не менее, на нее можно покупать оборудование, проводить ремонты и платить зарплату.
Даром или за деньги?
Может быть, лучше тогда оставить в покое бесплатное образование и обратиться к платному негосударственному? Возможно, это и выход, но не для всех.
Во-первых, такое образование довольно дорого для подавляющего числа россиян, да и, кроме того, качество такого образования оставляет желать... Читатель, возможно, удивится. Предполагается, что за хорошие деньги можно нанять квалифицированного специалиста, который действительно будет качественно учить. На самом деле, все несколько сложнее. Реально у предпринимателя, занимающегося платным образованием, как и у всякого нормального бизнесмена, одна цель: получить максимальную прибыль. В связи с этим, цена, по которой образование продается, будет стремиться к максимуму, который можно получить в данной ситуации, а расходы сводиться к минимуму. При этом обучаться будут все, кто может заплатить за образование. Этим оно и отличается от платного образования за рубежом, где уплаченные деньги отнюдь не гарантируют студента от получения неудовлетворительной оценки и отчисления из вуза. В России в платных негосударственных вузах двоек практически не ставят, а студентов отчисляют только по одной причине - отсутствию денег на оплату обучения.
Вторая причина тесно связана с первой. С целью уменьшения расходов на оплату преподавателей во время обучения используется большое количество пособий, причем количество лекций сводится к минимуму за счет увеличения самостоятельной работы студента. Это позволяет экономить деньги на оплате труда преподавателя и прививать человеку опыт практической работы с литературой. Прекрасно, воскликнет читатель, именно так и поступают в американских вузах. К сожалению, в нашей стране такой подход не работает по двум причинам. Одна из них связана с тем, что пособия быстро стареют морально и не успевают обновляться (экономия на оплате труда их создателей), а другая - с тем, что "умные" студенты понимают, что их все равно не отчислят и свой диплом они в любом случае получат, даже если не будут читать эти пособия.
Вообще, ситуация с платным образованием во многом связана с российским менталитетом. Люди считают, что раз уж они платят за обучение, то диплом им должны за это обязательно дать, а учиться вовсе ни к чему. Хотя, на взгляд автора, тогда уж проще сразу купить диплом (к тому же, по слухам, это стоит дешевле), чем мучиться пять лет.
Возникает вопрос: неужели люди, которые делают деньги на образовании, такие уж нехорошие, жадные и ничего не понимают? Нет, скорее всего, дело в низкой платежеспособности рынка. В самом деле, средняя цена обучения студента в платном вузе в провинции колеблется около 1000 долларов в год (и, наверное, поднять выше ее просто невозможно). Число студентов на одного преподавателя составляет 5-10 человек (заметим, что это очень высокий показатель по сравнению с западными странами). Поскольку кроме оплаты труда преподавателей существуют расходы на аренду помещения, учебный персонал, оборудование и грабительские налоги, то в итоге на оплату труда остаются сущие гроши. Поэтому реальная зарплата, которую может заплатить (и платит) предприниматель, приблизительно только на 50-70 процентов выше, чем в государственных вузах. Так что нанимать действительно дорогостоящих специалистов просто не на что.
Виден ли свет в тоннеле
Итак, существует ли у сегодняшних студентов шанс стать квалифицированными программистами? В том случае, если система образования останется в том состоянии, в котором пребывает в настоящее время, это весьма и весьма проблематично. Рассчитывать на увеличение государственного финансирования могут только люди совершено наивные. И тут не помогут ни голодовки, ни сидение на рельсах, ни прочие шоу, которые ловко используют в своих целях беспринципные политики. Пора взглянуть правде в глаза: за качественное образование придется платить, так же, как всегда платили (думаю, что это не стоит объяснять) за качественное медицинское обслуживание. Другое дело, сколько это будет стоить.
Сейчас можно предположить три варианта развития данной ситуации.
Первый - сокращение числа вузов с одновременным увеличением финансирования оставшихся. Это может привести к консервации состояния системы образования на нынешнем уровне при уменьшении количества выпускаемых специалистов. Такое простое решение, правда, чревато значительными последствиями в ближайшие 10-15 лет. Заметим, что у него существует немало сторонников в коридорах власти (вспомните недавние высказывания Олега Сысуева о чрезмерном количестве университетов в областных городах).
Второй - наиболее вероятный: оставить все, как есть, и дожидаться, пока все не развалится окончательно. В принципе, агония может продолжаться еще несколько лет. Вообще-то, события последних месяцев показывают, что все развивается именно по этому сценарию (сокращение финансирования и числа сотрудников всех вузов).
Ну, и последний (наиболее приемлемый, на взгляд автора) путь: отказаться от выплат стипендий и ввести не очень большую (порядка 100-200 долларов в год) плату за обучение. Если при этом государственные мужи найдут возможность не облагать эти деньги налогами, система государственного образования сможет продержаться до лучших времен. Правда, боюсь, что на такой смелый шаг ни законодатели, ни правительство никогда не решатся. При этом будут приводиться демагогические высказывания о том, что это, мол, сделает образование недоступным. Можно подумать, что после того, как система государственного образования развалится окончательно или все учебные заведения сохранятся только в столице и десятке-другом крупных городов, образование будет доступно всем! Автор понимает, что студенты, рассерженные таким предложением, начнут кричать: "Распни его!" Но подумайте, господа, что лучше - платить небольшие деньги и получить приличное образование или не платить и не получить его вовсе?
Вообще, самый реальный путь стать действительно квалифицированным программистом, независимо от того, учитесь вы в вузе или нет, - это тяжелый и постоянный труд по самообразованию. Причем не стоит обольщаться: вы никогда не будете знать всего. Программирование - это динамично развивающаяся область знаний, и каждые пять лет в ней все кардинально меняется, посему остановиться и почивать на лаврах никогда не удастся. Вспомните, пять-семь лет назад практически никто ничего не слышал о WWW и "Windows must die". Одомашнивание компьютера началось всего лишь десяток лет назад. А теперь уже выросло целое поколение людей, которые не представляют себе жизни без компьютера и Internet. Здесь, по словам Королевы из Зазеркалья, "...приходится бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!" Тем, кто считает иначе, автор рекомендует заняться другим видом деятельности.