Диалог через океан
АрхивЭта беседа состоялась в нескольких электронных письмах, которыми авторы обменялись за последний месяц. Конечно, наши мнения не претендуют на истину в последней инстанции, но...
КК: Борис, ты уже семь лет преподаешь в Штатах. Можешь ли ты сравнить образование "у нас" и "в Америке"?
БВ: Попробую. Только учти: я совершенно не знаю нынешних реалий российского образования, так что сравнивать могу только 1998-й год в Америке с началом 90-х годов в СССР.
КК: По-моему, это не принципиально: традиции и тенденции не изменились за семь лет ни там, ни здесь. Если можно, начни с глобальных вещей, тогда будет легче понять частности...
БВ: Вот-вот, уже сама просьба выдает в тебе выпускника советской школы. В ней была установка, идущая еще от дореволюционных гимназий, - дать ученику "джентльменский набор знаний" и привычку к самостоятельному мышлению. Вопрос, а на кой ляд ребенку греческий или латынь, в гимназиях просто не ставился. Точно так же в советской школе не обсуждалось, зачем ему беспозвоночные или производная. В этом смысле советская школа была схоластична - 99 процентов того, что она давала, никому не было нужно в реальной жизни. Тем не менее, эти знания не были бесполезны: они развивали абстрактное мышление, память, показывали место человека в общей картине мира. Идеальный выпускник советской школы - любитель кроссвордов и игр типа "Что? Где? Когда?".
КК: А что, разве американцев учат только тому, что нужно в "реальной жизни"?
БВ: И да, и нет. С одной стороны, каждый факт, сообщаемый ребенку, проходит жесткую проверку на то, нужен он ему в жизни или нет. Водителю грузовика не нужна теорема Фалеса - хрен с ней! В судебных отчетах по делу Клинтона встречается слово "ДНК" - значит, на уроке обязательно надо рассказать об этом! В результате программы американских школ настолько же эклектичны, насколько советская была систематична. С другой стороны, задачу подготовки к жизни американская школа не выполняет или выполняет плохо. Тут действует закон, хорошо известный каждому преподавателю: если ты объясняешь ребенку только А, он А не запомнит. Надо объяснить А и Б, тогда он Б забудет, а А останется. В американской школе дети невесть сколько раз пишут заявление о приеме на работу. В итоге 80 процентов выпускников этой несчастной бумажки написать не могут. От 15 до 25 процентов американцев функционально неграмотны - не могут читать и писать в объеме, необходимом для полноценного члена общества!
Вчера в газете я прочел заметку председателя школьного совета Балтимора. Он подъехал к бензоколонке, и к нему подбежали трое детей от 9 до 13 лет. "Дядя, давайте мы заправим вашу машину, а вы нам дадите пару долларов!" "Хорошо, - ответил он, - только сначала прочтите надпись на колонке". Там было написано "Welcome to the Mudbery Street Exxon". Как ты понимаешь, дети очень старались. Но дальше "Welcome to" у них не пошло... Да, я понимаю, дети из бедных семей, и т. д. и т. п.
КК: Борис, у нас здесь тоже полно беспризорников, которые на перекрестках подбегают к машинам и предлагают за небольшую плату помыть окна. Это их бизнес - я уж не знаю, с кем они делятся заработанными копейками, но по крайней мере они что-то делают, а не просто попрошайничают...
БВ: В том-то и дело, что в Штатах беспризорных нет. Эти дети с бензоколонки посещают школу - учет и контроль над этим налажены примерно как в советских военкоматах. Но они не умеют читать!!! Здесь в каждом штате действуют драконовские законы об обязательном образовании (если мой ребенок не будет ходить в школу, на меня наденут наручники и поведут в тюрьму!). И несмотря на это, есть потребность в учителях-добровольцах, которые занимаются ликбезом в самом прямом смысле слова - учат взрослых читать и писать. Без особого успеха.
КК: Постой, но откуда возьмется у ребенка умение жевать, если ему давать только пережеванную кашицу? Откуда возьмется умение думать, если человека всего лишь учат читать?
БВ: Ты говоришь об абстрактном мышлении? Его просто нет. Все заменяет "hands on approach". Перевести это словосочетание на русский без использования ненормативной лексики я не могу. Грубо говоря, это идея, что все можно и нужно пощупать, попробовать, посмотреть. Само по себе действие неплохое, но когда есть только оно... Как мы определяли площадь треугольника? Доказывали теорему, что площадь есть произведение основания на высоту. А американцы рисуют пару треугольников на клетчатой бумаге и проверяют эту формулу! Мы с женой постоянно переучиваем сына: когда Маша требует доказать какую-нибудь формулу, Максим все время норовит ее показать на примерах. Но это еще цветочки - кое-какие мои аспиранты впервые услыхали слово "доказательство" на моих лекциях... Да что там аспиранты! Что такое математика, по-настоящему не понимают даже авторы учебника математики, по которому учится мой сын.
КК: Я не могу сказать, чтобы это меня сильно удивляло. Те же тенденции намечаются и здесь: если раньше любое обучение информатике обязательно сопровождалось рассказом об устройстве компьютера, то нынешние учебники рассматривают компьютер как готовый экспонат, а целью обучения является освоение Word'а... А если не Word'а - так "Нортона", "Лексикона", Бейсика, в зависимости от того, что в данный момент учителю кажется "более насущным".
БВ: Да, это типично американский подход. Максиму объясняют, как засунуть дискету или компакт-диск в компьютер и запустить программу. Как компьютер устроен внутри, знать якобы не нужно, главное - уметь им пользоваться. Нельзя сказать, что этот подход полностью порочен, просто он не такой, как мы привыкли.
КК: Вы ведь недавно переехали в другой штат. Эта утилитарность - характерная черта Пенсильвании или не только? Вообще, насколько различаются программы в разных штатах? Может быть, Максиму просто со школой не повезло?
БВ: Ты шутишь? Мы выбрали Максиму лучшую из окрестных школ, он занимается в математическом спецклассе. Что касается различий между штатами и школами... Важной чертой советского образования было единообразие. За исключением "местного" языка, истории и литературы, все школьники обучались по одним и тем же учебникам и одной и той же программе. Ребенок мог сидеть за партой в Петропавловске-Камчатском десятого октября, переехать в Брест одиннадцатого и, придя на следующий день в школу, раскрыть учебник математики на том же самом месте, на котором он его закрыл на другом конце Союза. Это настолько естественно для нас, что мы еще долго продолжаем искать "американскую школьную программу". А ее просто нет!
Чему учить в школах, решают власти штата, графства и школьного округа. Обычно штат пишет "Требования", где сказано, что должен знать ребенок в определенном возрасте, - но очень общо и расплывчато. Программа пишется в графстве и детализируется на уровне округа - а часто и на уровне школы (тут в разных местах ситуация разная). Американцы считают, что в этом их свобода. Дескать, что учат их дети, решать не бюрократам в Вашингтоне, а им самим на местах. И охраняют они эту свою свободу всерьез: когда Клинтон попробовал ввести общенациональные стандарты и тесты, Конгресс встал грудью на защиту прав штатов и округов. Заметь, речь шла не о программе - только о тестах на чтение, письмо и математику.
В СССР ведь программу составляли грамотные люди - лучшие в стране. А здесь это делают методисты районного масштаба. Можно ругать или хвалить Колмогорова или Ершова - но очевидно, что их учебники всегда будут лучше, чем творение Васи Пупкина из Урюпинска или Джона Смита из Алабамы. Хотя бы потому, что не будет элементарных ошибок...
КК: Согласен. А как же с национальными контрольными - задания-то одни и те же на всю Америку!
БВ: Их дает не государство, а частная компания. Интересно, что дают на этих контрольных. Тесты по языку основаны на проверке словарного запаса: считается, что образованность есть знание кучи красивых слов. По математике - много типовых задач, похожих на твои головоломки, но попроще и одинаковые. То есть надо быстро выполнять некий набор заученных мозговых движений. Есть даже такое занятие - подготовка к тестам. Любимая задачка - продолжи последовательность: надо угадать закон (иногда довольно сложный) и продолжить ряд.
А еще содержание обучения очень мало зависит от возраста учеников - от класса к классу меняется лишь количество задач, которые нужно решить за отведенное время. В спецклассе, где учится Максим, они изучают в начале 5-го класса программу 6-го и 7-го. А в конце 5-го класса, как сказала нам учительница математики на родительском собрании, они будут решать задачи на уровне девятого класса. Из этого следует одно: объем новых знаний, который дается с 5-го по 9-й классы, очень невелик. (Я не могу представить себе советский спецкласс, где решают задачи девятого класса в пятом.) В этом еще одна беда американской школы - жевание мочала годами.
КК: Ну, хорошо, на точных науках свет клином не сошелся. А литература, языки, гуманитарные знания?
БВ: Средний американец не знает иностранных языков. Ладно, весь мир выучил English. Что касается литературы... Недавно я общался с сотрудником NASA, бывшим профессором университета, человеком, известным своей начитанностью. К середине разговора он сказал, что не читал Свифта. То есть нет, он читал детское издание в нежном возрасте - и очень удивился, когда я объяснил, что это вовсе не детская вещь, и кроме Лилипутии и Бробдингнега Гулливер побывал еще в массе мест. Про другие вещи Свифта он не знает вообще ничего...
Американская школа очень похожа на наши заведения для умственно отсталых - их учат завязывать шнурки и писать заявление о приеме на работу, на этом все кончается. Здесь такая же школа, только в большом масштабе и для всех - так сказать, глобальное завязывание шнурков.
Часть уроков математики Максима в прошлом году занимало следующее: детям выдали чековые книжки, они получали в месяц сколько-то "долларов" на счет, и на эту сумму выписывали чеки, "покупали" товары, платили проценты по закладным... Так они учили арифметику, проценты... В этом году они будут еще и играть на бирже: "покупать" и "продавать" акции по настоящим ценам, публикуемым в газетах, подсчитывать прибыли и убытки и получать "hands on experience". Это все хорошо, но по большому счету - тоже завязывание шнурков! По крайней мере очень странно видеть это основной деятельностью маткласса лучшей в штате школы - в одном из самых развитых штатов в стране, в штате, где живет основная масса правительственных чиновников!
КК: Ты знаешь, это не укладывается в сознании. Сравни процветающее американское общество с нынешним российским - не хочу подбирать для него обидных эпитетов. Не вяжется благосостояние общества с таким мракобесием в школе!
БВ: Видишь ли, если детей не учат в школе математике, физике, литературе - даже чтению и письму толком - возникает естественный вопрос, чему же их учат на самом деле? Мой ответ такой: из них готовят американских граждан, которые будут способствовать процветанию общества. Им внушают, что воровать нельзя - да какое там воровство! Списывание на экзамене - просто немыслимое преступление, за которое старшеклассник может и на скамью подсудимых попасть. Что ябедничать - хорошо и полезно (а станешь постарше - донеси в полицию на соседа!). Что Америка - самая прекрасная страна в мире. Максиму к пятому классу уже объяснили, как плохо жить при коммунизме и диктатуре и что он должен гордиться своей страной и защищать свободный мир. А когда Максим был в первом классе, они весь год готовились к утреннику, посвященному США. Под этот утренник был подверстан весь учебный процесс: они писали не просто буквы, а буквы из слов "Конгресс", "Президент", "Флаг"... На утренник пригласили родителей. По режиссуре все это напоминало советские утренники времен нашего детства - "Пою Мое Отечество, Республику Мою", "Партия Наш Рулевой". С одним важным отличием - все учителя, директор, а также приглашенные на утренник мэр городка и военные (там собрали представителей четырех родов войск, которые отдавали салют первоклашкам) делали это абсолютно искренне. И они за этот самый флаг глотку готовы любому перегрызть. А когда звучал гимн, на глазах у родителей были слезы...
Советская школа исходила из того, что выпускник будет заниматься интересной, творческой работой - не столько ради денег, сколько ради гармонического развития собственной личности. Американская школа исходит из того, что он будет делать что-то очень скучное - ну, скажем, чистить сортиры - и его надо научить рабочей гордости: мой сортир самый чистый в округе.
КК: Кажется, рабочая гордость когда-то была и здесь. Только ее пытались всячески облагородить и подсластить: лучшему бригадиру уборщиков давали премиальные билеты на "Лебединое озеро", на всю бригаду...
БВ: В общем, я вынужден признать, что для процветания общества - в муравьином понимании этого слова - американская система лучше. Ни ты, ни я не пойдем чистить сортиры по восемь часов в день. И никто из тех, кто нормально учился в советской школе, сортир чистить не может - а делать это надо. Поэтому-то с точки зрения американской системы вредно и опасно развивать абстрактное мышление у того, кто чистит сортиры: он будет всю жизнь несчастным и сопьется (а сортир будет вонять). С точки зрения американцев для процветания общества нужна прослойка не шибко грамотных, но честных граждан, которые не дают политикам уж слишком откровенно воровать. Никто из нынешних эсэнгэшных сукиных сынов от политики, банков, компаний в Штатах не продержался бы долго - и это тоже американская система образования, с ее безумным конформизмом и добропорядочностью.
Мне самому не нравятся эти выводы. Против них протестует все мое естество. Но что делать? Поток эмигрантов голосует ногами за лучшую систему образования.
КК: Не скажи. Эмигранты голосуют ногами за лучшую систему жизни. А с тамошним образованием они сталкиваются только косвенно - например, как и ты, через детей.
БВ: Ты прав, для отдельного человека советская система гораздо лучше. Именно благодаря ей советские домохозяйки, поэты, учителя музыки, бухгалтеры, эмигрировав в Штаты, могут пойти на компьютерные курсы и через год-два зарабатывать по пятьдесят-шестьдесят тысяч долларов в год (я имею в виду зарплату не слишком квалифицированного программиста). А истинные американцы всю жизнь переворачивают гамбургеры в "Макдональдсе" и зарабатывают по двадцать-тридцать тысяч. Притом американцам не нужно учить язык, государство готово помочь им с образованием, перед ними открыты все дороги - но они не могут вырваться из своей среды!
С другой стороны, нигде в Америке нет такой коррупции, как та, что процветает в русских общинах. Чтобы домохозяйка устроилась на работу программистом, ей нужна бумажка о паре лет опыта. Она идет в русскую фирму, где ей тысяч за пять-десять такую бумажку пишут. Русские районы Нью-Йорка - единственное место в Штатах, где нужно дать хозяину взятку, чтобы снять квартиру. Ее дают наличными в размере месячной квартплаты, хозяин не проводит ее через кассовые книги и не платит налогов. Вообще уклонение от налогов в русских фирмах в Америке сравнимо только с уклонением от налогов в России и СНГ. И это тоже советская школа...
У одной моей знакомой есть теория, что Россия теперь возрождает тип елизаветинского человека: талантливый универсал, отважный, сильный - и абсолютно безнравственный. Странно узнавать елизаветинский тип в бабе с Брайтон-Бич, но в истории бывали и более забавные повороты...
КК: Но если американская школа рассчитана на "низы" общества, будущих чистильщиков сортиров - может быть, где-то есть особые, элитарные школы?
БВ: Костя, это сложный вопрос. Частные школы есть, и обучение в них стоит довольно дорого. У нас с Машей денег на них не было. Но я общался и с их выпускниками, и с родителями учащихся там детей. Мое впечатление, что различие между школами не в программе, а в контингенте. Частная школа дает уверенность в том, что к твоему ребенку не подойдет уличный торговец наркотиками и что, когда твой ребенок подрастет, у него будет сеть знакомств среди "нужных" людей. В этом смысле высокая плата за обучение нужна для того, чтобы контингент оставался элитным. А содержание обучения, насколько я могу судить, то же самое.
В начале 90-х в России были популярны американские мультфильмы про спасателей - помнишь этих милых бурундучков, мышку, муху? Кто был главным отрицательным героем мультфильмов, помнишь? Как правило, сумасшедший профессор. Это любимый герой американского фольклора. И в этом важная сторона американской цивилизации: крайне подозрительное отношение к абстрактному знанию. Может быть, это и есть причина того, что огромное число сотрудников университетов и научных лабораторий - эмигранты. А "истинные американцы" - либо начальники (политики), либо, наоборот, уборщики да охранники. Так что элитных школ в нашем понимании этого слова (где бы готовили людей, скажем, для будущей работы в NASA) нет. Точнее, они есть - только расположены в России, на Украине, в Индии и Китае.