Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Замороженные сиськи

Архив
автор : Евгений Козловский   27.10.1998

 

Врезка не имеет никакого отношения к описываемому в "Огороде" 3D-акселератору Obsidian2 X24 и адресована только тем, кого привел в недоумение заголовок.

Позаимствован он у песни Вадима Степанцова, записанной на диске "Страшнее бабы зверя нет" группы "Бахыт-компот" (www.screen.ru/Bakhyt). Г-н Степанцов, поэт Ордена Куртуазных Маньеристов (www.zarealye.ru/Span/span4.htm), возможно, известен вам как автор хитов ансамбля "Браво" ("Добрый вечер, Москва", "Синеглазый мальчик"), подробности же о диске есть в моем этюде (www.cdru.com/review/kozl/e29.htm). Сама песня (можно послушать в RealAudio: www.cdru.com/audio/play/bahit/3/11/) рассказывает о том, как лирический герой, открыв однажды холодильник, обнаружил в морозилке замороженные сиськи, запал на них и с тех пор ничего лучшего так и не нашел. Сейчас он по вечерам собирает барышень, отстегивает у них сиськи и кладет в морозилку, потому что "замороженные сиськи" - не просто "очень твердая фигня", но, по сути, "офигенная фигня". Чтобы не было разночтений в самом "Огороде", подчеркиваю, что, с точки зрения лирического героя обсуждаемой песни (а я и в заголовке, и в теле этюда цитирую именно ее), "офигенная фигня" есть характеристика не отрицательная, но, напротив, восторженно-положительная, хоть и с некоторым оттенком изумления.

На последних редколлегиях наш колумнист и активный обсуждатель всего Анатолий Левенчук буквально объявил войну "засилью в "Рознице" 3D-акселлераторов". Неужели, мол, больше писать не о чем? Что это, мол, за зверье такое, что стоит так пристально за ним следить?! А если, мол, и впрямь стоит, хоть объяснили бы - почему?

Попробую объяснить я. И "Розница", и "Огород" отражают рыночную ситуацию (преимущественно - московскую, но Москва для России, как правило, - законодательница мод). 3D-акселераторы очень на рынке сегодня бурлят. Во-первых, потому что - новинки - позволяют продавцам наваривать небывалые по нынешним временам бабки: до 100 процентов. Естественно, что продавцу удобнее и выгоднее продать два "Обсидиана" по 650 баксов (кажется, сегодня цена уже ниже; в прайс-листе на сайте стоит стыдливая звездочка, то, что у американцев обычно пишется, как call), заработав на продаже баксов, скажем, 300, чем (чтобы те же 300 заработать) продать полтора десятка мониторов или полсотни недорогих звуковых карт.

Но есть и во-вторых. "Компьютерра", по нашему замыслу, должна отражать не столько проблемы торговли, сколько перипетии hi-tech технологий, и, если бы речь шла о чисто коммерческом буме, мы бы, пожалуй, информацию о 3D-акселераторах придерживали в пропорции, соответствующей (на наш взгляд) жизни технологий. Но сам бум, сама возможность брать 100 процентов сверху, есть, кажется мне, отражение довольно важного процесса, который явится во всей красе лет через 10-15. Вектор этого процесса указывает на:

  • трехмерный WYSIWYG (имею, что вижу), открывающий новые реальные горизонты как в области проектирования, так и в области тренировок и имитаций (новая модель графического планшета от Wacom, который - если мои намеки будут услышаны в DPI и я его получу, подробнейшим образом опишу непременно, - имеет уже, например, возможность держать в руке модель объекта и, поворачивая ее, как удобно, разрисовывать виртуальной кистью);
  • полностью трехмерный интерфейс с операционной системой персонального компьютера, который, не исключено, и окажется той самой последней каплей в чаше терпения "неохваченных" домохозяек, - и число персональных компьютеров на душу населения переберется через критическую отметку, после которой можно уже будет говорить реально об информационном обществе.

Пусть пока все это обкатывается на играх, но, как известно, высшие животные (в том числе - человек) учатся жить именно играя (не путать с "играючи").

Всякий среднего класса легковой автомобиль может перевозить грузы: в багажнике, на крыше, прицепив, наконец, специальную тележку. Однако никому, пожалуй, не придет в голову, имея задачу постоянной перевозки достаточно объемных грузов, приобретать под эти задачи легковой автомобиль. Производители все чаще включают в обычные видеокарты возможность работы с 3D-объектами, элементы 3D-видеоускорителей, - взять, к примеру, недавно описанный мною Matrox Millennium G200, не говоря о карточках, рассчитанных на простого домашнего юзера, - однако если 3D-игры для вас - занятие жизненно принципиальное (не важно, зарабатываете ли вы на их написании или описании или просто не можете без них полноценно существовать), вам неминуемо придется приобретать грузовичок. Можно маленький, вроде "ГАЗели" - Monster 3D или 3D II. Можно два "Монстра": в отличие от "ГАЗелей", они сливаются. Или уж что-то вроде "ЗИЛа" или "КамАЗа": тот самый, невероятных размеров, возможностей и быстродействия Obsidian2 X24: замороженные сиськи! Он едва умещается в корпус ATX по длине и на половине протяженности - двухэтажен. На нем, само собой, стоит два набора 3Dfx Voodoo2 и по сумме - 24 Мбайт видеопамяти, которая расходуется и для хранения текстур (8 Мбайт), и для их рендеринга, и, разумеется, под буфер кадра. Специальная микросхема отвечает за слив чересполосицы двух Voodoo2 в один PCI-слот. Вероятно, как раз вследствие этого "Обсидиан" и достигает каких-то невероятных характеристик. Скорость передачи, например, видеоданных у него - 4,8 Гбайт/с, что на 0,2 Гбайт/с быстрее, чем удвоенная скорость Monster 3D II. Я уж не говорю о 2 Гбайт/с матроксовского G200. (Кстати, есть вариант Obsidian2 X попроще - с числом 16, отражающим объем видеопамяти в мегабайтах, на конце: фрейм-буфер тут такой же, а память отбирается у текстур.)

Но это - Obsidian2 серии X. А есть еще и серии S. Миша Валиев, хозяин fLAKE (www.flake.ru), который (как постоянные читатели "Огорода" уж, наверное, догадались и сами) и снабдил меня этим самым грузовичком, этими замороженными сиськами, предложил их на выбор с другими, которые "S". Эти другие имеют всего 12 Мбайт памяти, зато рассчитаны на слот не PCI, а AGP, то есть под текстуры могут использовать основную видеопамять ("могут", увы, не означает "используют"). Но у этого грузовичка, требующего в качестве основного видеоадаптера карту на шине PCI (вот уж точно, рассчитано на игроманов, которым все равно, насколько крута, быстра, современна главная видеокарта: большинство новинок производится ведь сегодня в варианте AGP only), есть одна странная странность: выходящая на заднюю стенку компьютера интерфейсная (не знаю, как ее еще назвать) пластина имеет двойную ширину: TV-выходы почему-то на одинарной не уместились (хоть отлично умещаются на одинарной у Obsidian2 серии X). В результате карта входит далеко не в каждый корпус, во всяком случае, - без предварительной распилки широкой пластины.

А на сайте американской фирмы Quantum3D (www.quantum3d.com), которая и делает Obsidian'ы, я обратил внимание еще на одну серию, так называемую Professional, которую изготовители, с их слов, затачивают уже не под игры, а под серьезные "обучальные" симуляторы - вроде, наверное, авиационных и космических (это к вопросу, куда сегодня смотрит вектор).

Интересно, что изгнанный из слота PCI звуковой картой второй второй "Монстр" снова поселился у меня в компьютере - в виде "двухвудовой два" карточки. Windows 98 не стали бить тревогу в смысле обнаружения нового устройства: вернули спрятанного где-то в недрах реестра второго второго "Монстра" и успокоились. Впрочем, в тонюсеньком юзер-гайде Obsidian'а было предупреждение, что весь софт любых предыдущих 3D-ускорителей следует удалить. Когда я так и поступил, обнаружился именно Obsidian (в удвоенном количестве), но не среди звуковых, видео- и игровых контроллеров, а как Display adapters, secondary (adapters, а не adapter потому, повторяю, что их - два, хоть и физически на одной карте). Обнаружилась и весьма замысловатых возможностей, с разными тестами и установками, закладка в "Свойствах экрана". Само собой, и те игры, которые, в действующих демо-вариантах прилагались к ускорителю на целых двух компактах, и те, что были у меня прежде, пошли как миленькие, только ветер в ушах посвистывал, - но, как водится, не без некоторых qui pro quo: заработал в полном разрешении "Unreal" (который на двух Monster II давал разрешение только одно: 800х600), зато "Quake II", который на двух Monster II великолепно разворачивался в 1024х768, на Obsidian больше, чем 640х480, не дает! Как говорил татарчонок в одном из чеховских рассказов: "Превратность судьбы..." Впрочем, полагаю, что то ли вот-вот будут, то ли уже есть соответствующие патчи.

И еще: хоть для совсем уж чистоты и прежде следовало разделять выход на монитор от видеокарты основной и дополнительной, 3D-ускорительной, последнее время, оставшись с единственным "Монстром", я ленился переключаться и подцепил Millennium G200 напролет. Я полагаю, что некоторое ухудшение картинки от такого пролета быть бы должно, но, сказать честно, углядеть его своим реальным взглядом не сумел. Установив Obsidian таким же порядком, я это самое ухудшение, выразившееся в потере четкости букв и мелких линий, углядел мгновенно и терпеть не смог: снова вернулся к схеме, когда через змея-горыныча к монитору подсоединен G200, а Obsidian - через стандартный VGA-кабель. Пришлось снова тыкать в кнопку на передней панели монитора, зато качество картинки вернулось в состояние идеала.

Ну, а теперь - о главном.

Стремясь к идеалу, я никогда не позволял себе универсальных видеоадаптеров со всякими добавками и примочками - вроде, например, TV-выхода, - так что до самых последних пор был напрочь лишен возможности посмотреть ту или иную игрушку на экране телевизора. А у Obsidian'а, как ясно из предыдущего, такой выход есть (даже два: композитный и S-Video). Телевизор от компьютера стоит у меня далеко, перемещать все это весьма громоздко, так что мы с юным сыном пошли в "Электронику" и выложили какие-то невероятные деньги за пятиметровый кабель "тюльпан-тюльпан". Настройка на TV-экран прошла играючи, качество картинки на телевизоре оказалось практически в любой игре заметно лучшим, чем на мониторе. Вещь, хоть, кажется, и странная, на деле вполне объяснимая: TV-экран рассчитан на куда меньшее число строк, чем даже плохонький монитор, и там заранее все сделано для сглаживания и полировки.

Следующим номером программы было отыскать игру, которая, с одной стороны, поддерживалась бы чипами 3Dfx (ибо TV-выход имелся только с этой платы), с другой - позволяла бы управление с двух разных устройств (джойстик и клавиатура, например). После перебора была обнаружена четвертая версия "Mortal Combat". Сын Савва сел за клавиатуру к компьютеру. Племянник Митя - с джойстиком на коленях - к телевизору. И началась смертельная схватка.

Моя жена, очень скептически относящаяся и к компьютеру вообще, и к компьютерным играм в частности, а уж ко всяким дракам - так даже и агрессивно, сидела на стуле болельщика, не отрываясь, добрый час, подбадривая то одного игрока, то другого, хлопала в ладоши, издавала междометия и топала время от времени изящной ножкой... Сейчас на очереди Саввина кузина Лиза. А потом - одноклассники...

Короче говоря: "замороженные сиськи - офигенная фигня!" А Левенчук еще спрашивает: почему, собственно, акселераторы...

P. S. По поводу ямаховского сабвуфера, если кто помнит. Диагноз оказался точен: слишком высокий порог пробуждения ото сна. Сперва возились ребята из "КомпьюЛинка", потом на помощь прибыл компьютерровский Левша Сергей Леонов. В результате подробного анализа выяснилось, что порог никак не рассчитывается и не регулируется, а задается параметрами случайно попавшего под руку транзистора. Сергей впаял какую-то добавочную схемку, но под рукой не нашлось подходящего резистора - порог пробуждения понизился, но, увы, пока недостаточно.

Вручая мне полупроснувшийся сабвуфер, Сергей тихими незлобивыми словами помянул японских схемотехников и пообещал порадовать читателя отдельной статьей на этот занимательнейший сюжет.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.