С правом переписки
АрхивС месяц назад мы рассказывали на нашем сайте об исчезновении (по звонку ФСБ) c сайта провайдерской компании DataForce ссылки на антисормовскую страничку. Переписка по этой теме лежит на www.computerra.ru/hot/10.html.
Эпистолярная активность КТ, помимо прочего, выразилась в написании официального запроса в ФСБ. Наше письмо открыло второй акт представления, уже никак не связанный с DataForce.
|
Спустя несколько дней был получен ответ, прокомментированный Максимом Отставновым.
|
Комментарий к ответу ФСБ
Максим Отставнов <maksim@volga.net>
Поскольку и директор фирмы DataForce г-н Ваньков, и руководитель Центра общественных связей Федеральной службы безопасности РФ г-н Зданович утверждают, что звонка не было, его, наверное, и не было. Видимо, на каком-то этапе коммуникации произошла мистификация, а на каком именно - не столь существенно.
Важнее то, что г-н Зданович впервые, насколько нам известно, дал официальный ответ на запрос об отношении ФСБ к "системе оперативно-розыскных мероприятий на сетях документальной электросвязи" (СОРМ-2). До сих пор в ЦОС ФСБ журналистов (например, из ростовской газеты "Сервер") с такими вопросами отсылали в Госкомсвязи (подробную историю см. на страничке Московского Либертариума, посвященной СОРМ-2, - www.ice.ru/libertarium/sorm - в разделе "Пресса").
На наш взгляд, этот ответ нуждается в комментарии. Более того, комментарий необходим, поскольку наш журнал принадлежит к упомянутым г-ном Здановичем средствам массовой информации, настороженно и критично отнесшимся к СОРМ-2 (см. публикации в КТ ##253 и 258-259).
В том числе мы писали и о предпосылках к "тотальной слежке", и о возможностях "нарушений конституционных прав граждан на тайну переписки", против наличия каковых (предпосылок и возможностей) г-н Зданович возражает в своем ответе. Добавим: а также о возможностях нарушения прав юридических лиц на тайну корреспонденции и прав на защиту собственности, титулы которой могут передаваться в цифровой форме по "сетям документальной электросвязи".
Эти предположения обсуждались, обсуждаются и будут обсуждаться нами вовсе не из желания раздуть скандал. И даже не потому, что мы, зная родословную ФСБ, склонны к априорной озабоченности любыми исходящими от этого ведомства инициативами, тем более когда они затрагивают нашу предметную область.
Дело в том, что одновременно с публикациями в прессе (а на сегодня по вопросу СОРМ-2 высказались 25 изданий, в том числе 13 российских и 12 зарубежных) проходит интерактивное обсуждение этой инициативы. На упомянутой странице Московского Либертариума собраны сотни реплик и комментариев по поводу СОРМ-2, более того, на их основании составлен список содержательных вопросов авторам проекта Технических требований (частично он опубликован в "Компьютерре" #258-259). Этот список известен ФСБ, а вот ответов на них мы так и не услышали.
Ответ г-на Здановича, к сожалению, носит лишь характер выражения субъективной уверенности в том, что программно-аппаратный комплекс СОРМ-2 будет применяться в рамках конституционных гарантий. Анализ Технических требований к реализации СОРМ-2 показывает обратное: они задаются таким образом, чтобы максимально облегчить ФСБ обход требования Конституции относительно наличия судебного решения для ограничения права на тайну переписки.
К сожалению, субъективной уверенности, обещаний, и даже доброй воли, если таковая присутствует, недостаточно, чтобы заставить право работать.
Недостаточно и "гарантий" экспертизы Минюста - в противном случае у Верховного и Конституционного судов РФ было бы гораздо меньше работы. Необходим полномасштабный правовой процесс, обязательно учитывающий общественное мнение, которое по этому конкретному вопросу, кажется, начинает формироваться. Необходимы институциональные (и технологические!) решения, реализующие принципы разделения и ответственности властей. У нас есть предчувствие, что ввести инициативы, подобные СОРМ-2, в рамки конституционного права, здравого смысла (и, кстати, в рамки бюджета соответствующих ведомств) будет очень непросто.
В этой ситуации будут конструктивными любые шаги, расширяющие наше понимание специфических проблем правотворчества и правоприменения относительно новых сред коммуникации.
Поэтому, несмотря на все сказанное выше, мы рады тому, что наши оппоненты сделали пусть символический и формальный, но шаг навстречу.
Я послал запрос в Министерство юстиции (1),
|
ответ на который до сих пор не получен, и запрос-уточнение в ФСБ.
|
В ответ на этот запрос мне позвонил тот же представитель ФСБ - А. А. Зданович и объяснил, что... Pardon, молчу!Ибо на неоднократные просьбы хотя бы коротко записать эти объяснения и прислать их официально в письменном виде, г-н Зданович ответил категорическим отказом. А телефонный разговор к делу, увы, не пришьешь.
1 Отправка этого запроса - сама по себе отдельная история: поначалу его отказались у нас принять из-за отсутствия бумаги для факса, и я сильно засомневался в том, что у организации, не имеющей средств на бумагу, найдутся средства на исследования и экспертизы проекта ФСБ. Правда, несколько позже немного бумаги в министерстве юстиции раздобыли, и это рождает во мне оптимизм. - Е.К.