Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Волны гасят кризис

Архив
автор : Александр Яковлев   20.10.1998

Программные синтезаторы кое в чем могут заменить "железные". А кое в чем не могут. В статье рассказывается о программах вообще и продуктах Roland и Yamaha в частности. © «Компьютерра»

Wavetable-синтезатор - приятная штука (а для некоторых, музыкантов, например, - незаменимая). Особенно с "фирменными" звуками Roland или Yamaha. У меня, например, есть и то, и другое. Рекомендую и вам обзавестись.

"Какой еще wavetable в эпоху кризиса? - спросит читатель. - Потратить 100-200 долларов на небольшую карточку, а тем более 500-600 - на "коробку" (внешний модуль) сейчас очень мало кто может себе позволить".

В статье пойдет речь о программах, которые позволяют частично заменить аппаратный wavetable-синтезатор. Не у каждого есть звуковая карта с синтезом по таблице волн. У кого-то есть - но звучание не устраивает. Иных устраивает, но хочется разнообразия. Иногда нужно прослушать MIDI-файл на том синтезаторе, под который он создавался. * В конце концов, во время кризиса эти программы помогут сэкономить деньги, а кому-то - и скоротать нелегкое время.

Безусловно, аппаратные синтезаторы превосходят виртуальные, но "лучше синица в руках..." К достоинствам программных вариантов можно отнести низкую стоимость и, как следствие, доступность, а также высокое максимальное значение полифонии, фактически ограниченное мощностью центрального процессора. Конечно, программные синтезаторы имеют и недостатки: это менее высокое качество звучания по сравнению с аппаратными аналогами, ограниченная возможность использования с ресурсоемкими приложениями (например, играми с насыщенной графикой) и задержка воспроизведения, что влечет неудобство или невозможность работы в реальном времени (с MIDI-клавиатурой). Но со временем эти недостатки сокращаются: если у Roland VSC-55 задержка составляла около секунды, то у VSC-88 она регулируется и в минимальном варианте составляет 0,1 секунды. Видимо, скоро появится версия, которая на достаточно мощном компьютере вообще не будет давать заметной задержки, и тогда между "реальными" и виртуальными синтезаторами сотрется еще одна грань.

Программный, или виртуальный, синтезатор (soft synthesizer) - как явствует из названия, программа, которая использует ресурсы центрального процессора и оперативной памяти компьютера (а не звуковой платы) для синтеза звука по таблице волн. В системе она регистрируется как обычный MIDI-драйвер. Для воспроизведения синтезированного и смикшированного звука используется цифровой аудиоканал, присутствующий даже на самой дешевой звуковой плате. Бывают не только волновые программные синтезаторы, но в статье речь пойдет именно о них, как самых распространенных.

Для работы программного синтезатора требуется:

  • процессор не ниже Pentium;
  • 16 (часто рекомендуется не менее 32) Мбайт ОЗУ;
  • любая звуковая плата (даже за 10 долларов).

Как видно, эти программы довольно ресурсоемки. Так, при воспроизведении MIDI-файла с максимальной 48-нотной полифонией процессор AMD K6-166 загружается на 70 поцентов, а на Pentium MMX c аналогичной тактовой частотой вообще происходят "затыки" голосов. Но практически все программные синтезаторы позволяют уменьшить требования к ресурсам, например, за счет снижения частоты дискретизации. Естественно, при этом страдает качество звука.

Программные синтезаторы тех или иных производителей различаются:

  • поддерживаемыми стандартами (General MIDI, Roland GS, Yamaha XG и так далее) и, как следствие, - наборами инструментов, поддерживаемыми эффектами и так далее;
  • максимальной частотой дискретизации звука;
  • тембром звучания;
  • требованиями к аппаратуре.

Рассмотрим предложения разных производителей.

Yamaha S-YXG50

Конечно, 2 Мбайт по нынешним временам маловато для хорошей библиотеки сэмплов, но звучание все равно впечатляет. Многие, наверное, знают дочернюю карточку Yamaha DB-50XG. Так вот, это программный вариант "дочки" (на которой 4 Мбайт сэмплов). Прилагаемые файлы в формате XG (фирменное расширение стандарта GM) - дают оценить все прелести нового стандарта: когда я услышал акустическую гитару, с трудом мог отделаться от впечатления, что это синтезатор: настолько гибко можно управлять параметрами звукоизвлечения. Электрогитара с овердрайвом звучит сверхреалистично. В реальном времени можно "подкручивать" разнообразные фильтры (частотный, например), что широко используется в современной музыке типа рейва, и так далее. Выразительные духовые всегда были характерны для Yamaha, даже на FM-синтезаторах, и здесь они из-за "урезанной" памяти ничуть не пострадали. Ударные звучат вполне серьезно, к тому же выбор очень богатый: можно найти звуки на любой вкус, не говоря о большом количестве спецэффектов. Проблема Yamaha - клавишные инструменты: рояль звучит не очень похоже, а клавесин страдает той же болезнью, которую г-н Козловский заметил у Celviano от Casio - отсутствует призвук от зацепления перышек за струны. Ну, а синтезаторы для Yamaha - родная стихия.

Плейер оформлен строго: серебристая панель с минимумом кнопок. Драйвер позволяет включать/отключать эффекты реверберации, хоруса и вариаций, плавно изменять максимальную полифонию от 32 до 128, а также загрузку процессора. Кстати, Yamaha добавляет значок своей настройки в панель управления, что очень удобно.

Yamaha S-YXG50 можно рекомендовать тем, кто любит слушать MIDI-файлы (желательно оптимизированные под XG), тем, кто делает на компьютере современную музыку, а также джаз и духовую музыку, ну, и тем, кто хочет купить "железный" синтезатор, но предварительно хочет в комфортных условиях хотя бы приблизительно оценить качество звучания и возможности - этот синтезатор хорошо демонстрирует, на что способна Yamaha "железная".

Демо-версия программы работает два месяца (много по сравнению с другими) и, что очень приятно, никаких ограничений не имеет - даже не напоминает о том, что она - демо. Ее можно найти, например, на www.download.com, набрав в строке поиска слово "yamaha".

Технические характеристики: 676 голосов, 21 ударная установка, 128-нотная полифония, 44/22/11 кГц стерео, хорус, реверберация, вариации.

Поддерживаемые стандарты: GM System Level 1, XG System Exclusive Message, TG300B.

Системные требования: Pentium 166 или выше (рекомендуется MMX), Windows 95, не менее 16 Мбайт ОЗУ, 16-битная стереоаудиоплата.

NovaStation

Можно сказать, что это OEM-вариант Yamaha S-YXG50 в исполнении компании Innovative Trek Technology. Драйвер и модуль синтеза, а соответственно и звучание - те же самые. Отличия лишь в комплекте поставки и оформлении. Если плеер Yamaha оформлен в скромно-строгом стиле hi-end, то здесь он напоминает навороченный молодежный музыкальный центр - черная панель с не менее черными трудно различимыми кнопками, зеленый огонек "Power".

Примечательно то, что с этой программой поставляется на порядок больше MIDI-файлов, оптимизированных под XG. Так что если хочется оценить возможности именно XG-формата, лучше скачать NovaStation.

Демо-версия программы работает всего месяц и, если пользоваться плеером, напоминает о себе, предлагая зарегистрироваться. Лежит она на www.ittrek.com/novastn.html.

Характеристики синтезатора, естественно, те же, что и у Yamaha. Существует версия для Pentium 100. Минимальные требования: 8 Мбайт ОЗУ, 10 Mбайт на диске, 16-битная звуковая стереокарта.

Roland Virtual Sound Canvas VSC-88

Если демо-версия Yamaha работает 2 месяца, то Roland... 50 секунд! Нет, конечно, его не надо переустанавливать. Надо лишь остановить и снова включить воспроизведение. Качество звучания оценить можно, но демо-запись уже не сделаешь. Правда, можно легко найти и "крэк" (я говорю об этом, потому что 50 секунд, на мой взгляд, слишком мало для trial use).

Roland - имя, пользующееся среди музыкантов (и не только) заслуженной популярностью. Эта программа должна заменить вам дочернюю карточку Roland SCD-15 (стоимостью, если не ошибаюсь, около 300 долларов) или тон-генератор SC-88 - около 700 долларов. Конечно, качество звучания знаменитой Sound Canvas проигрывает "железным" аналогам, но на слух Roland легко узнается.

Вопрос качества звучания, как и в случае с Yamaha, не стоит, - но нельзя однозначно сказать, что лучше. Одни инструменты реалистичнее на Yamaha, другие - на Roland. Последний выгодно отличается звучанием клавишных: и рояль, и клавесин звучат вполне естественно. Духовые (на мой субъективный взгляд) послабее, чем на Yamaha. Синтезаторы, пожалуй, в программном варианте пострадали сильнее всего, и если их с успехом можно использовать на Roland'е "железном", то здесь они включены в набор, скорее, "для комплекта". То же относится и к спецэффектам, которых довольно много. Классическая музыка, эстрадная, а также джаз, имитация рояля - отличные применения для Roland. И конечно, он даст понять, что такое Roland настоящий. Сравните, кто не пробовал, встроенный рояль Sound Blaster AWE 32/64 и VSC-88. Мой приятель, который в музыке не разбирается, после сравнения отозвался о "бластере" весьма нелестно.

Приятная особенность плейера - возможность индикации загрузки процессора, а также текущей полифонии, что очень удобно: при создании MIDI-файла позволяет избежать треска и "затыков" тембров в будущем на маломощных синтезаторах. Версия 2.0 имеет развитой микшерный пульт, позволяющий регулировать громкость поканально, а также другие полезные мелочи, например время задержки.

Итак, Roland - для любителей всей той музыки, что не "техно", не "кислота", не "металл" и так далее, и для тех, кто хочет познакомиться с Roland поближе. Поверьте на слово, большинство тембров, которые кажутся бедными, на настоящем Roland'е звучат гораздо лучше.

Демо-версию можно скачать с www.rolandcorp.com. Помимо ограничения на время воспроизведения (50 секунд), она имеет лишь 221 голос и 9 наборов ударных.

Технические характеристики: 546 голосов, 15 наборов ударных, максимальная полифония - 128, эффекты: реверберация, хорус, задержка, динамическая фильтрация. Выход: 16 бит стерео. Совместимость: GM, GS.

Системные требования: Windows 95, Pentium 166, не менее 16 Мбайт памяти. Звуковая карта, совместимая с Windows 95 (16 бит стерео, 44,1/22,05/11,025).

JET Midi

Пожалуй, все brand name на Roland и Yamaha закончились. JetMIDI от фирмы COWON - довольно простенький синтезатор, укомплектованный, как обычно, плейером и микшерным пультом. Не такой богатый по числу поддерживаемых стандартов, он обеспечивает всего лишь 128 голосов General MIDI. 64-нотная полифония - не так уж и мало. Эффектов немного - всего лишь реверберация, но это необходимый минимум: без нее звучание слишком бедное. Программа немного напоминает Roland: и подходом к тем, кто ее тестирует, и звучанием. Демо-версия в режиме непрерывного воспроизведения работает 3 минуты - спасибо, что не 50 секунд. Звук немного напоминает Roland, и файлы для Sound Canvas звучат без больших искажений (см. примечание к началу статьи), но до Roland ему далеко: скорее, это 1-мегабайтное ПЗУ SB AWE 32/64 или Ensoniq SoundScape DB (но, в отличие от последнего, с реверберацией). Подойдет для школьной самодеятельности, а также для лиц, нетребовательных к качеству звучания. Программа оставляет свой значок около часов на панели задач в виде маленьких клавиш; если воспроизводится MIDI, эти клавиши "нажимаются".

Интересная особенность: время задержки воспроизведения, если использовать не встроенный плеер, составляет порядка 5 (!) секунд. Такого нет ни у одного другого синтезатора. Так что с MIDI-клавиатурой использовать Jet-Midi ну никак невозможно.

Технические характеристики: GM, 64-нотная полифония, 44,1 кГц стерео, реверберация.

TIMidity

Если все вышеперечисленные программные синтезаторы требуют Windows 95, то эта программка, написанная финским программистом, работает почти во всех ОС (включая Windows NT и даже Unix). Кроме того, она свободно распространяется и нетребовательна к ресурсам (в варианте описания сказано: Pentium 100 и немного памяти). К недостаткам можно отнести то, что она не имеет собственной библиотеки сэмплов, и придется отыскать где-нибудь патчи Gravis UltraSound. В качестве звучания она уступает и Yamaha, и Roland.

Системные требования: Pentium 100, немного памяти, любая ОС, звуковая карта.

Итоги

Ну вот, мы и рассмотрели основные типы программных синтезаторов. Вскользь можно упомянуть еще несколько: это Roland VSC-55 (221 голос, 9 наборов ударных, 22 кГц), Yamaha S-YG20, WinGroove (128 GM, частичная поддержка GS, 10 наборов ударных, 44 кГц, 16 бит стерео, 32-нотная полифония).

Тем, кто заинтересовался, можно посоветовать скачать NovaStation и Roland VSC-88, поставить вначале одну, затем другую (если у вас звуковая карта с одним wave-выходом, больше одного программного синтезатора работать не будет) и наслаждаться. Может быть, когда кризис закончится, вы побежите в магазин - за апгрейдом звуковой карты.


* Стандарт General MIDI (как и его расширения), описывая, какие инструменты должны быть включены в синтезатор, оставляет на совести производителя, как они должны звучать, а равно и соотношение между ними по громкости. В первую очередь это касается "синтетических" и экзотических инструментов. Поэтому MIDI-файл, хорошо звучащий на синтезаторе одной фирмы, может произвести невыгодное впечатление на синтезаторе - даже классом выше - другого производителя.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.