Дело Термена живет и побеждает
Архив6 октября московский Термен-центр электроакустической музыки и мультимедиа (http://postman.ru/~xmedia/theremin) в рамках фестиваля "Альтернатива-98" представил свои художественно-технологические достижения в помещении большого концертного зала Союза композиторов, что в Брюсовом переулке.
Термен-центр объединяет под своей крышей множество молодых композиторов и видеохудожников и бесплатно предоставляет им довольно мощную аппаратуру для работы над некоммерческими проектами.
Создавая музыку с помощью тех или иных технических средств, композитор получает на выходе, как правило, готовую, неизменяемую фонограмму, и обычно концерт превращается попросту в ее прослушивание при пустой сцене. Члены Термен-центра постарались разнообразить свои выступления: каждый концертный номер сопровождался либо видеофильмом (сделанным на компьютере и записанным на обычную видеокассету), либо неким сценическим действом, но, к сожалению, непосредственно на сцене музыка практически не исполнялась.
С технической точки зрения наиболее интересным оказалось сочинение Яны Аксеновой "Жесты памяти". Здесь была продемонстрирована интересная работа с музыкальным пространством в системе Surround Sound. Для этого были применены специальные некоммерческие программы, написанные группой московских программистов под руководством Дмитрия Ильяшева. Это один из первых примеров использования музыкального пространства Surround Sound как элемента музыкальной композиции. Сочинение было написано для трех "подготовленных" акустических инструментов (кларнета, саксофона и трубы).
Необычную идею "пространственного коллажа" предложила Анна Колейчук - сочетание проецируемой на специальный двухслойный экран компьютерной анимации и живого танца Елены Лукьянчиковой.
Великолепными были анимационные фильмы Ольги Кумегер. В ее фильме "BAN" (музыку к которому написал композитор Андрей "Пафнутий" Дергачев) необычайно гармонично сочетались снятые с натуры видеокадры и компьютерные эффекты, практически без видимой грани между натуральным и искусственным.
Единственным техническим средством, которое использовалось как инструмент сценического исполнения, был старый добрый терменвокс, причем не один, а сразу пять устройств. Однако исполнение на них композиции "Glissandi" эквадорского композитора Хорхе Кампоса сильно напомнило кошачий концерт мартовской ночью. Пять терменвоксов были расположены на сцене так близко друг к другу, что изменение высоты звука одного из них сразу же влияло на соседние. А "ноты" этого сочинения содержали лишь набор жестов, которые должны были быть последовательно воспроизведены исполнителями. В сравнении с теми вершинами исполнительского мастерства, которых на терменвоксе достигли американка Клара Рокмор (Clara Rockmore) и москвичка Лидия Кавина, "Glissandi" выглядела в лучшем случае как клоунада. (Хотя и рояль, бывало, на сцене пилили на куски...)
Очень жаль, что публике не были представлены такие средства интерактивного исполнения, как "Радио-батон" и "Силовая перчатка" (PowerGlove). Эти инструменты предназначены для гибкого управления MIDI-партитурой: первый позволяет "дирижировать" блоком датчиков с помощью двух специальных палочек (изобретение, сделанное в Стэнфорде Максом Мэтьюзом), а второй - с помощью движений руки и пальцев в пространстве (изобретение Ричарда Буланже). А ведь Термен-центр располагает этими инструментами, причем оба они были лично подарены изобретателями...
Тем не менее, концерт подарил слушаетлям много новых интересных образцов "технологического искусства". Несмотря на ужасный холод (в доме Союза композиторов в связи с финансовыми проблемами отключено отопление) зал был полон на протяжении всего более чем пятичасового представления.