Чего не может каждый дурак?
Архив"Так это же каждый дурак может!.."
Обиходное
На днях я оказался свидетелем зрелища необыкновенного - трое в бантиках играли "в классики". В какие-то очень изощренные "классики", где скакать нужно ну просто самыми невероятными способами, чуть ли не через голову. Но не это меня поразило, а бита. Битой служил... микрокалькулятор. Знаете, китайский такой, мыльничкой. Очень удобная вещь... В широком смысле слова...
Нет, нет, никакого вандализма не было - калькулятор был поломанный, однако в ближайшем киоске я увидел точно такой же по цене чуть меньше двух долларов - в розницу! Я оглянулся на скачущих девчонок и восхищенно подумал, что настали, кажется, времена, когда, скажем, извлечь корень - уже не признак образованности или какого-то там особого умения. При наличии двух долларов это всякий... может, а вот пропрыгать часа три всякоразными способами, являя точность и владение собой, - это, братцы, занятие не для каждого.
Игра "в дурака"
Основная идея игры "в дурака" - не остаться "дураком" в конце игры.
Всем известное
Вот ведь как получается: сначала, в ответ на нашу потребность добиться какой-то цели, возникает технология. Как правило, она очень сложна и представляет собой занятие для избранных. На чем зиждется эта "избранность"? Да просто на точном знании алгоритмов выполнения той или иной работы или решения той или иной задачи. Ни на чем больше! И не надо вспоминать древние тезисы о "не вполне алгоритмизируемых задачах"! Все задачи алгоритмизируются с точностью до формулировки.
Иными словами, чем точнее (яснее, понятней, прозрачней) сформулирована задача, тем скорее решение ее будет возложено на некий компьютер ("компьютер" - опять же, в широком смысле слова, включая как чистое "железо", так и виртуальные машины, а также "машины", реализованные "внутри" виртуальных, и т. д.).
К чему я клоню? А к тому, что организовать надавливание кнопок, запускающих в решение какие-то задачи, - задача, в свою очередь, вполне алгоритмизируемая, запускать которую в решение путем нажатия чего-нибудь - тоже дело нехитрое. В общем-то, все это звучит довольно банально, но...
Но, когда занимаешься этим сам, велика опасность впасть в заблуждение. Может возникнуть иллюзия (и она, как правило, возникает!), что это кнопконажимательство - большое, важное, дающее право на самоуважение занятие.
Собственно, если вдуматься, то скоро становится ясно, что главной задачей, "задачей задач", является именно их постановка. Да, да! Именно задавание вопросов "Что делать?" И это, позвольте заметить, задачка - будь здоров! Не для дураков задачка.
Верхний этаж человеческого знания - рабочее место постановщика задач. Этажом ниже - мастерская тех, кто для поставленных задач ищет пути решения. Еще ниже - этажи структурирования найденных алгоритмов, алгоритмизация подзадач... В общем, здесь кипит жизнь. А где-то ниже располагаются обитаемые, но нежилые этажи, где и установлены те самые кнопки, нажимать на которые может... кому это нужно.
Между прочим, в слове "дурак" (по крайней мере, в контексте данной статьи) я усматриваю не больше обидного содержания, чем в ласковых определительных "первоклашка", "салажонок" или, скажем, Иван-дурак. У них же все впереди! Таким "дуракам" впору позавидовать!
Но от непонимания этого, порой, возникают жуткие обиды! По типу такой: "Тридцать лет я тут кнопку нажимал. Человеком себя чувствовал, на ответственном посту находился, так как кнопка эта - очень важная, даже цвет у нее видите какой - пожарный! А вчера пришел, а там какой-то виртуальный кнопконажимач поставили! Обидно! Не ценят!.." И невдомек ему, бедняге, что не "не ценят", а просто время подошло такое, когда кнопку его любимую каждый дурак, пардон, нажимать может, а его за дурака тут не держат, и ему бы самый раз этажом выше отправиться (правда, тут часто возникает проблема, к технологиям никакого отношения не имеющая, которую на бытовом языке проще обрисовать словами: "Это же нужно задницу от стула оторвать...", или "Куда мне за молодежью?...", или "Не в моих летах этим заниматься").
Дела наши...
Дурное дело не хитрое.
Народная мудрость
Современные интерактивные малтимидийные продукты исключительно удачно вписываются в общую тенденцию или путь, ранее пройденный книгоиздательством, звукозаписью, кинематографом и телевидением. Всюду - одно и то же. Любой жанр искусства, перед тем как стать собственно искусством, неизбежно проходил этап перерастания увлечения собственной технологией.
Но с появлением в творческом арсенале принципа интерактивности открываются перспективы, ни разу еще в истории человечества не пользованные.
Кажется, впервые появляется возможность корректно сформулировать задачу алгоритмизации если не самого процесса постановки задач, то, по крайней мере, процесса поиска путей ее решения конкретным человеком. При чем здесь упоминание конкретного человека? И кто этот человек?
Поясню на примере кино. Режиссер, художник-постановщик, оператор - лица, безусловно, творческие. В чем суть их принадлежности к творческой гильдии? А в том, что у каждого из них свой метод решения задач, сформулированных продюсером (или кем-то, кто взял на себя смелость отвечать на вопрос "Что делать?"). По-своему видит видеоряд режиссер, по-своему выражает в художественной стилистике фильма его суть художник, по-своему строит кадр и выбирает ракурс оператор, сообразно своему видению создает музыкальную ткань фильма композитор.
В терминологии данной статьи все эти люди "кнопок не давят", их работу не сделает всякий... Сегодня. А завтра? Завтра, пожалуй, тоже, но, следуя общей логике прогресса человеческого знания и умения, можно предположить, что более высокой ступенью, скажем, режиссерского умения будет ступень знания того, что есть это умение.
И на пути к этой ступени необходима будет победа (ох, и не легкой она будет!) над сознанием своей "творческой исключительности".
Исключительность в смысле непохожести на других, то есть творческой индивидуальности, кстати, никто не отменяет - любая достаточно сложная задача всегда допускает множество вариантов решения, и именно в подходе в выбору этих вариантов реализуется индивидуальность творца.
Совет да дело
"Надо посоветоваться с Марксом..."
Приписывается В. И. Ленину
В недрах компьютерных технологий мало-помалу зреет зародыш неслыханно творческой профессии - профессии алгоритмизатора творческих индивидуальностей.
Что будет на выходе у такого профессионала? Видимо, то, чему нынче название "художническое видение". Видение чего? А ничего, просто видение. Видение всего на свете через призму своего опыта, мировоззрения, мироощущения, воспитания, в конце концов.
Очень характерным здесь является то, что выйти на уровень этого рода занятий можно, лишь получив собственный опыт мастерского владения избранной профессией (похоже, не важно какой) плюс в совершенстве освоив навык оценивать себя и свое творчество с позиций диаметрально противоположных эгоистическим.
Некоторую аналогию описываемому можно наблюдать и сегодня - на практике обучения молодежи в творческих мастерских больших художников. По существу, то, что там происходит, - есть передача творческого метода, художнического видения, которые, соединяясь с жизненным опытом ученика, дают всякий раз новый сплав - и это хорошо. Но как иногда жаль, что нет возможности увидеть (прочесть, послушать) то или иное новое, недавно созданное произведение в исполнении (интерпретации, постановке) любимого мастера (режиссера, художника), который, увы, уже ушел из жизни...
Инструментом реализации этих идей, скорее всего, станет некий программный продукт, способный в ходе своей эволюции "впитывать" творческую индивидуальность человека. И этот продукт в конце концов станет... Даже затрудняюсь сказать чем... В истории человечества этому нет аналогов и нет соответствующего слова.
Во всяком случае, даже сама постановка задачи аккумулирования жизненного опыта индивидуума неизбежно и во весь рост поставит перед человеком проблему оценки качества собственной жизни и ее истинных ценностей.
Чтобы предотвратить возможные недоразумения, подчеркну: я не имею в виду проблематику "жизни после смерти" или "жизни в недрах компьютера". Отнюдь! Имею я в виду лишь то, что на этапе технологий, к которым мы быстро движемся, место "полных собраний сочинений" или, скажем, малтимидийных антологий творчества наверняка займут кибераналоги (может быть, их следует называть так?) опыта и творческих методов тех или иных ярких индивидуальностей (а может, даже коллективов), "общение" с которыми, по существу, будет означать генерацию тех или иных произведений искусства или науки в ходе решения ими поставленных вами задач или в процессе ответа на ваши вопросы.
Толково спросить - тоже, знаете, не всякий... сможет.