Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Это сладкое слово "халява"

Архив
автор : Владимир Каталов   13.10.1998

Окончание. Начало в ##37, 38

Freeware и реклама

Можно сделать так, что ваша программа будет показывать чужие баннеры. Проще говоря - рекламу. Представьте себе, приходите вы в крупную корпорацию вроде Microsoft, Symantec или Inprise и говорите: у меня есть классная программа, не хотите ли, чтобы я с ее помощью вас порекламировал? А они тут же соглашаются и отваливают вам кучу денег.

Конечно, все не так просто и легко, как хотелось бы. Встроить рекламу Microsoft Internet Information Server в бесплатную утилиту перекодировки из koi8-r в cp1251 вам вряд ли удастся. Тем не менее, на рынке уже существует служба, которая может вам помочь, - Aureate Media (www.adsoftware.com). Идея в следующем: эта компания выступает в роли посредника между вами и рекламодателем. Вам дается некий код, который вы встраиваете в программу; через определенные промежутки времени устанавливается связь с сервером Aureate, и программа показывает некий баннер (какой именно - определяется на сервере). При этом вы зарабатываете живые деньги: компания платит или за количество показов баннеров, или за количество нажатий на них. Естественно, для этого ваша программа должна быть ориентированной на Internet - ни один пользователь не станет устанавливать dialup-соединение только для того, чтобы посмотреть на баннеры... А вот если вы разработали ftp-клиент, или программу работы с почтой, или еще что-то подобное - то почему бы не попробовать? Обязательно загляните на вышеупомянутый сервер и посмотрите статистику по тем программам, которые уже участвуют в этой "кампании", - сколько баннеров показывают и сколько за это получают денег. Оттуда же, кстати, можно скачать и соответствующий инструментарий разработчика, чтобы примерить его к своей программе, даже если она пока еще и не готова.

Мало того, эта методика отлично подходит и для shareware. Вы можете сделать так, что незарегистрированная версия программы не будет иметь никаких ограничений (по функциональным возможностям и времени), но показывать рекламу. То есть вы окажетесь в выигрыше даже в том случае, если число регистраций будет небольшим, а основная часть пользователей предпочтет смотреть на рекламу: деньги вам будут приносить и те, и другие, и еще не известно, кто больше (см. ниже)...

Немного о фирме Aureate Media. Она была образована весной 1996 года; в настоящее время насчитывает пятнадцать сотрудников. В 1997 году ими была разработана технология AdSoftware, которая позволяет авторам встраивать динамическую рекламу в свои приложения; при этом рекламные баннеры (размером 468x60 или 234x60 пикселей), как я уже говорил, подгружаются с сервера Aureate. Поддерживаются следующие средства разработки: Visual Basic, Visual C++, Delphi, Borland C++; в принципе, можно использовать AdSoftware и в любой другой среде, позволяющей подключать DLL-библиотеки.

С декабря 1997 года было показано около 30 миллионов баннеров, а аудитория составила более 300 тысяч человек. На сегодняшний день AdSoftware используется в двух десятках программ (не считая находящихся в стадии бета-тестирования). Одна из программ - Go!Zilla (кстати, довольно неплохой download manager, созданный украинскими разработчиками) - показывает более трех миллионов баннеров в месяц.

Как же это работает? Согласно исследованиям, менее 2 процентов пользователей, регулярно работающих с shareware-программой, регистрируются (то есть платят автору деньги); остальных, видимо, вполне устраивает ограниченная (trial) версия. Если автор использует AdSoftware, то незарегистрированные пользователи вынуждены смотреть на рекламу, и это является дополнительным стимулом к регистрации.

В общем, сотрудничать с Aureate Media выгодно и рекламодателям, и авторам. Первым предоставляется очень точный таргетинг: собирается самая разнообразная демографическая статистика. Вторым - дополнительный доход, а также помощь в распространении и маркетинге программы (одним из партнеров компании, является, например, TUCOWS).

Чтобы проиллюстрировать свои слова, приведу пример. Одна из shareware-программ до использования AdSoftware продавалась примерно на тысячу долларов в месяц - как shareware. Сейчас она является бесплатной, но пользователь имеет возможность зарегистрироваться (за совсем небольшую сумму), чтобы реклама не показывалась. В результате количество регистраций значительно увеличилось и стало приносить около 2 тысяч плюс доход от продажи рекламы, держитесь крепче, 6 тыс. долларов в месяц! Итого, 8 тыс. долларов (сравните с тем, что было).

Success story

Около полутора лет назад одной из самых скачиваемых с сервера ZDNet.com программ был маленький, симпатичный и притом совершенно бесплатный screensaver "Hey, Macaroni!". За первые четыре недели на свои компьютеры его загрузило более миллиона человек! Он обогнал по популярности даже "Quake" и WinZip...

Как вы думаете, почему авторы (Rhode Island Soft Systems, или просто RISS, см. www.risoftsystems.com) решили не брать за него деньги? Даже если бы они просили за него всего пару долларов, уверен, нашлось бы немало желающих.

OK, объясняю. Во-первых, трафик на домашней странице RISS подскочил до трех миллионов посетителей в месяц! Другими способами (баннеры, прописка на поисковых машинах и shareware-серверах, реклама в журналах и т. д.) такого результата добиться невероятно сложно.

Во-вторых, этот screensaver (так же как и многие другие, сделанные фирмой RISS, - например, всем известный "Gates Does Windows 95") был создан при помощи мощной и достаточной дорогой (около 600 долларов) программы под названием Ovation Studio Pro (затрудняюсь точно классифицировать этот пакет - наверное, multimedia authoring kit). Продавать такой продукт - дело достаточно неблагодарное. И дорогой он, и конкурентов хватает, и с распространением как shareware есть свои проблемы... А вот когда пользователь видит результат (то есть то, что можно создать с его помощью) - уже намного легче. Мне вот самому тоже захотелось попробовать свои силы - в смысле, сделать свой screensaver по этой технологии...

Кстати, вскоре после выпуска бесплатных "макарон" фирма RISS все-таки начала распространять немного более продвинутую версию (уже не бесплатную, хотя стоимость регистрации совсем невелика: всего 6 долларов): чуть больше музыки, улучшенное качество графики. И что вы думаете? За первый месяц было продано 1120 копий (только online)!

Есть у RISS и другие "хранители экрана", не менее симпатичные, но тоже бесплатные. Например, Майк Тайсон, откусывающий ухо своему сопернику; Билл Клинтон, играющий на саксофоне для Моники Левински и т. д. Надо ли говорить, как они добавляют популярности серверу RISS?

Freeware vs. shareware

Вернемся к вопросу, поднятому в самом начале этого материала: чем же все-таки отличается freeware от shareware принципиально? Отвечаю сам себе: кажется, ничем. Если вспомнить еще и domationware, которое стоит где-то посередине, то можно совсем запутаться...

Я бы посоветовал всем авторам серьезно подумать о распространении некоторых из своих программ по принципу freeware. Если подходящих кандидатов у вас нет, не расстраивайтесь, можно написать что-то новое - на основе уже имеющихся у вас наработок (исходных текстов, библиотек, оболочек и т. д.). Идеи витают в воздухе, и на их реализацию уйдет совсем немного времени. Главное - не жадничайте; косвенный эффект от бесплатного распространения некоторых программ может значительно превзойти ваши ожидания.

И еще: относитесь к freeware как можно более серьезно. Напишите хорошую программу установки, help-файл (на английском языке, естественно); внимательно анализируйте все приходящие к вам письма с комментариями о программе и, конечно, не забывайте отвечать на них. Уверяю вас, все эти расходы (времени и, к сожалению, денег) окупятся с лихвой.

Если говорить о российском рынке, то здесь все обстоит немного сложнее. Посмотрите, например, статью Патрика Тибоди, опубликованную в "ComputerWorld Россия" #30 (143) под заголовком "Большой бизнес с shareware". Дело в том, что отечественные пользователи не слишком привыкли платить за программы (даже хорошие и нужные) и freeware они зачастую воспринимают, как должное. Я склонен думать, что это происходит вовсе не от бедности нашей; ссылки на "российский менталитет" тоже нельзя считать стопроцентно верными. Просто еще не все готовы к цивилизованному рынку программного обеспечения - фактически он начал формироваться всего несколько лет назад. И создаем его именно мы, разработчики, как бы пафосно это ни звучало.

Есть мнение, что российские разработчики просто обязаны делать свои программы бесплатными "для своих". Естественно, это мнение более популярно среди пользователей, чем среди авторов; тем не менее, многие авторы так и сделали, взять хоть FAR (www.creabel.com/softronic/) или ReGet (www.reget.com) - кстати, на редкость профессионально сделанные программы. Но... Что делать тем программистам, творения которых рассчитаны именно на "нашего" пользователя (перекодировщики, переводчики, словари, бухгалтерские программы и т. д.)? А как быть тем, кто просто не в силах написать справочную систему на хорошем английском языке и вынужден остановиться на русскоязычном интерфейсе (а таких тоже немало)? Им теперь что, повеситься? Или переквалифицироваться в управдомы? В общем, все это не настолько очевидно, как может показаться на первый взгляд.

К счастью, в последнее время ситуация быстро меняется к лучшему. Пользователи получают качественные программы, программисты получают свои деньги. Не надо даже клеить коробки, записывать лазерные диски, лепить наклейки на дискеты. Не нужно возиться с выпиской счетов, оформлять накладные и каждый день ездить в банк. Электронные платежи проходят за считанные секунды, и деньги с карточного счета клиента переходят на merchant account разработчика.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.