Прилив адреналина
АрхивКризис повлиял на "Софтул" совсем не так, как предполагалось. Вместо ожидаемого уныния я стал свидетелем кипучей коммерческой деятельности участников. Наверное, это можно объяснить приливом адреналина в результате массового стресса. Впрочем, можно найти и более рациональные объяснения. Одно пессимистическое: предсмертные судороги умирающих российских ИТ; но мне больше нравится позитивное: компании понимают, что любая рыночная передряга - самый подходящий момент для передела рынка, и стремятся сейчас создать основу будущего лидерства. На плечах конкурентов легче выкарабкаться из той ямы, в которую нынче скатилась отрасль.
Количество посетителей приятно удивило. Ощущения "часа пик" в общественном транспорте, правда, не возникло, но людей было довольно много. Атака на визитеров "Софтула" начиналась сразу у входа, где мальчики и девочки из ABBYY с настырностью распространителей гербалайфа (не хватало только значка "Хочешь распознать - спроси меня как") предлагали сумасшедшие скидки на FineReader. ABBYY вообще отличилась необычайно агрессивным маркетингом (таким только APC, пожалуй, может похвастать): постоянно устраивались какие-то лотереи, FineReader разыгрывался в дартс. Вместе с тем ABBYY была одним из немногих участников, кто приготовил к выставке новый продукт. Хотя новым его можно назвать с большой долей условности: просто вышел "бандл" FineReader и системы управления документами "Эффект офис" компании "Гарант Интернэшнл".
Торговали все, кому было что продать. (На одном из стендов даже предлагали котят, хотя, кажется, бесплатно. Зато посетителей там было много.) Практически на каждой металлоконструкции висели ярлычки "Курс доллара - такой-то", "Скидка - n процентов".
Что представляли? Ну, об этом практически можно и не писать - достаточно открыть годичной давности "Компьютерру" и прочитать "Огород Козловского" про "Софтул ’97". Полвыставки по количеству стендов, а по занимаемой площади и того больше, - бухгалтерские, корпоративные, ERP-системы, как и тогда. Мне рассказывать о них резона большого нет, поскольку в редакции есть человек гораздо более сведущий, Александр Александров, ему и предоставлено слово в следующем материале. Приведу лишь один забавный факт про прошлогоднего "героя" колонки Евгения Антоновича - систему управления "от кутюр". Тогда Е.К., разговаривая на стенде с создателями, фирмой "Цефей", полюбопытствовал, что это у вас "от кутюр"-то под DOS сделан? На что был получен ответ, что это мировой стандарт такой, а под Windows никто управленческие системы и не делает. А в этом году смотрю - и Windows-версия появилась. Видать, за год мировые стандарты поменялись радикально, а мы с вами и не заметили...
Курьезов на выставке хватало. Например, одна из компаний предлагала бутылки водки с прикрепленными к ним дискетами (особенности национального маркетинга). Другая представляла мультимедиа-визитку - прямоугольный кусок CD-ROM, который, как уверяла информация на стенде, читается на любом стандартном приводе. А компания МЦФ представляла CD-ROM с классикой и джазом, записанными в MPEG Layer 3. Это, конечно, нисколько не курьез, диски реально продаются и покупаются, и интерес посетителей был велик, - тут любопытен контекст. Таких пиратских дисков полным-полно, а вот МЦФ действует совершенно легально, и не приходит к ним, судя по всему, никакой "Русский щит". Подхожу, спрашиваю: откуда оригинальные записи-то берете? Мне отвечают: известно откуда, с обычных CD "дерем". А как же авторское право, задаю я очередной вопрос. Ответ: мы берем CD с записями умерших композиторов, исполненными до 1971 года, стало быть, все тип-топ. Но я-то точно знаю, что на любом CD стоит "disclaimer" - "Unauthorized copying, broadcasting" и что там еще "of this material is prohibited" - то есть использовать записанный материал кроме как для личного потребления без согласия владельца прав запрещено. Тут сотрудник МЦФ замялся и сказал, что он не эксперт по авторскому праву и ничего толком сказать не может. Я, к сожалению, тоже не эксперт, но надеюсь развить тему в дальнейшем, поскольку эпопея борьбы с MP3 (особенно в Интернете) заслуживает отдельного разговора.
Стенд компании "Войслок" мог бы, наверное, стать самым посещаемым на выставке, если бы она представляла свой продукт "в действии". Продуктом этим была новая версия "Горыныча" - системы распознавания русской речи. Товар совсем горячий: тестирование было закончено буквально накануне выставки. Отштампована пока только пробная партия, несколько коробок из которой и создавали весь небогатый пейзаж на стенах отсека "Войслока". Первая версия "Горыныча", как наверняка знают многие, являлась локализованным вариантом американского продукта Dragon Dictate - русские в ней были только фонетические библиотеки, ядро же было "драконовское". Как заявил Сергей Башкардин, заместитель генерального директора компании, заморский продукт показал свою несостоятельность в борьбе с "великим и могучим": алгоритм был явно слабоват для всего фонетического богатства русского языка. Результаты получались интересными: у одной части пользователей продукт работал великолепно, у другой - отвратительно. Я, судя по всему, принадлежу ко второй части, в свое время тоже пробовал баловаться "Горынычем", и толку от него было немного. Новая версия, сказал г-н Башкардин, совсем другое дело. Для разработки алгоритма был приглашен какой-то очень талантливый математик, теперь "Горыныч" распознает русский лучше, чем Dragon - английский. Так вот, оценить, так ли хорош "Горыныч Проф 1.0", увы, не пришлось. Представитель "Войслока" объяснил невозможность опробования слишком сильным шумовым фоном (хотя в буклетике было написано, что распознавалка справляется с шумом) и наводками от расположенной рядом колонки. Ну да ладно, наводки так наводки. Надеюсь, как и обещали, в десятых числах октября, когда должна состояться официальная презентация продукта, дадут попробовать поработать.
Стоит новый "Горыныч" для частных пользователей 150 у. е., но думаю, что не ошибусь, если предреку ему гораздо более дешевое блестящее "пиратское" будущее. Впрочем, цена-то вполне объяснимая: по сути, продукт на рынке один, да и времени и средств на разработку, судя по всему, было потрачено немало.
Пару месяцев назад писал я в "Компьюномике" о системе Интернет-платежей CyberPlat, разработанной в банке "Платина". Ныне, увидев на стенде их партнера, "Гарант-Парка", логотип системы, подошел и обнаружил представителя банка, с которым разговаривал еще на презентации CyberPlat. В первую очередь, конечно, поинтересовался делами. "Платина", как оказалось, жива и даже - относительно многих других банков - здорова. В подробности я вдаваться не стал, решив продолжить разговор о системе. Больше всего платежи в Интернете, конечно, подкосил развал карточной системы. Поэтому если два месяца назад ожидали экспоненциального роста рынка электронной коммерции, то теперь надеются хотя бы на восстановление операций с карточками (хотя, может быть, это будет только способствовать развитию электронных денег вместо карточных платежей). Но вот что интересно: представитель "Гарант-Парка" Сергей Фролов отметил, что, несмотря на кризис, на "Софтуле" заметен повышенный интерес представителей мелких и средних фирм к Интернет-торговле. На мысли об активизации малого и среднего бизнеса самое время остановиться и передать слово г-ну Александрову.